В иркутских школах после дистанционного обучения возобновились очные занятия

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #45 (983) от 26 ноября 2020

В Иркутске после двух недель дистанционного обучения, на которое школы города перевели в условиях распространения коронавирусной инфекции, 24 ноября возобновились занятия в традиционной форме. Ратовали за это все: и педагоги, и родители, и дети.  

Вторая волна коронавируса заставила снова пойти на радикальные меры, и после первой четверти иркутские школьники сначала получили двухнедельные каникулы, а затем столько же учились дистанционно. Это было разумное решение, говорит директор Лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Елена Юрьевна Кузьмина. Такая «передышка» позволила стабилизировать ситуацию, разорвать «цепь» респираторных заболеваний и среди детей, и среди учителей. Однако сейчас, очевидно, настало время идти дальше. А это значит, пора адаптироваться к текущим условиям.

— Мы очень рады, что вышли в нормальный режим работы. Очное обучение отработано, а дистанционное у нас в стране только начинает свое становление. Оно не позволяет решать некоторые важнейшие психолого-педагогические задачи: это и социализация, и воспитание, и общение с учителем. Ну а что может заменить взаимодействие детей с педагогом? Мне кажется, учитель и его непосредственное общение с учащимся, а также доска и мел, как бы это ни звучало несовременно в период глобальной цифровизации, — необходимые условия не только обучения, но и формирования личности человека и становления его взрослым, — говорит она.

Кроме всего прочего, и это признают все, понять и запомнить материал дистанционно гораздо сложнее. По мнению некоторых авторитетных специалистов, таким образом усваивается не более 5–10 %информации. Это может быть удобным способом обучения взрослых людей, но не детей — их нужно мотивировать, а без личного контакта сделать это сложно. Да и не секрет, что дома дети без контроля со стороны взрослых отвлекаются на все что угодно.

— Уроки в школе, конечно же, проходят гораздо эффективнее, а для нас это сейчас крайне важно, — говорит мама 11-классника Лицея ИГУ Олеся Агафонова. — Мы в этом году сдаем ЕГЭ, потому уверена, что необходимо личное общение детей с педагогами, когда они могут видеть эмоции друг друга. Учитель знает каждого своего ребенка, понимает, что от него ожидать, какое задание дать дополнительно. При дистанте это сделать гораздо сложнее.

Помимо этого, при дистанционном обучении в разы вырастает и нагрузка на самих учителей. Подготовка к онлайн-уроку занимает гораздо больше времени, как и проверка выполненных заданий. К тому же, если вести все положенные занятия в две смены, к концу дня элементарно устают глаза, да и физически учитель выматывается.

— Общаться с экраном с утра до вечера — это тяжело. Опять же, не у всех интернет позволяет обеспечить качественное подключение. От родителей очень часто приходят сообщения: мы не можем подключиться, учителя не впускают на урок. Педагогам приходится постоянно быть на телефоне. Кроме того, когда дети в школе, под присмотром учителей, их проще контролировать, и родителям спокойнее, — делится учитель истории школы № 14 Зорикто Ринчинов.

Зорикто Ринчинов

Школьники тоже в один голос говорят: за партами гораздо лучше, чем дома за компьютером. Комфорт во время обучения, обусловленный привычной обстановкой в квартире, — лишь иллюзия. На деле же вокруг слишком много отвлекающих расхолаживающих факторов, которые мешают сосредоточиться на учебном процессе. Это, естественно, ведет к снижению качества образования. Да и сменить обстановку всегда полезно.

— Мне проще в школе, потому что я общаюсь здесь с друзьями, легче воспринимаю информацию от учителей. Каждому свое нравится, но я предпочитаю выходить в люди, каждый день видеть что-то новое. Конечно, родители волнуются по поводу нашего здоровья, но они понимают, что очное обучение и личное общение ничто не заменит, — говорит ученица Лицея ИГУ Анастасия Цветик.

Но если старшеклассникам еще более или менее просто подстроиться под новые условия и для них не составляет труда самостоятельно разобраться с новыми технологиями, то для начальной школы «удаленка» — настоящее испытание. Для работы с малышами дистанционный формат не годится. Тут большая работа ложится и на плечи родителей, отмечает отец первоклассницы из школы № 14 Альфред Асанов. Если ребенок что-то недопонял, то именно мамам и папам приходится освежать свои школьные знания и пытаться объяснить материал. Но что родитель не заменит, так это общение ребенка и с учителем, и со сверстниками. А это важный момент для социализации малышей в новых для них условиях.

Кроме того, отмечает директор школы № 14 Людмила Тучкова, дистанционное обучение сказывается не только на уровне обученности ребенка, но и на его воспитанности. Опыт нынешнего года показал: эти понятия взаимосвязаны, тем более что большинство детей оставались все это время без присмотра взрослых.

— Почему мы сегодня говорим о проблемах, связанных только с одним заболеванием? А кто восстановит здоровье и нервы учителя, нагрузка которого возрастает в несколько раз в период дистанта, здоровье и психику ребенку, его эндокринную систему? А нервы родителей, которые разрываются между домом и работой, когда их первоклассник дома один, а у подростков полно соблазнов благодаря безграничному информационному пространству, — говорит Людмила Леонидовна. — Эпидемиологическая ситуация, которая на сегодняшний день в мире есть, мгновенно не закончится, и неизвестно, сколько времени это еще продлится. Поэтому мы должны научиться жить в новых условиях, Я, как и все мои коллеги, только за очное обучение, потому что качество реализуемых программ напрямую зависит от общения учителя и ученика.

Сейчас в дистанционном режиме продолжают заниматься 363 ученика из 14 классов в трех школах города. Решения по каждому конкретному классу о режиме обучения принимает директор учебного заведения совместно с департаментом образования города. В школах организован ежедневный мониторинг эпидемиологической ситуации. Усилен контроль за соблюдением санитарных норм и правил в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции.

— В школе соблюдаются все требования Роспотребнадзора. В кабинетах работают рециркуляторы — их приобретали за счет бюджетных средств, в местах общего пользования установлены емкости с дезинфицирующими средствами. На входе проводится термометрия, — рассказал заместитель мэра — председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Виталий Барышников. — Также отмечу, что в школах ведется ежедневный мониторинг состояния здоровья детей. Все данные в оперативном режиме передаются в департамент, а также в Роспотребнадзор и медицинские организации.

Алена Григорьева

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио