Одним из событий XVI Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов “Человек и природа” в этом году стал III Байкальский питчинг (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать).
Около 80 заявок было подано молодыми кинематографистами со всей России в экспертную комиссию питчинга. В Иркутск после тщательного отбора пригласили двенадцать претендентов, которые представили свои кинопроекты в надежде получить поддержку. Так начинается большое кино во всем мире.
Наша киноиндустрия впереди
Публика запомнила Юрия Яшникова, как режиссера, продюсера, сценариста комедии «Похабовск: обратная сторона Сибири». Теперь он стал руководителем Молодежного центра Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России, а также одним из организаторов Байкальского питчинга.
— Уже второй год мы видим, что наше мероприятие привлекает кинематографистов со всей страны, — рассказывает Яшников. — Думаю, объясняется это явление не только интересом к Сибири и Байкалу. У нас сложилась особенная ситуация. В прошлом году Союз кинематографистов составил рейтинг развития кино, проанализировав все составляющие процесса в регионах России — и фестивали, и питчинги, и образование, и реально снятые фильмы в разных жанрах…
Иркутская область неожиданно оказалась на четвертом месте. В этом рейтинге не участвовала Москва. На первом месте — Санкт-Петербург, затем Екатеринбург и Казань. В нашем городе уникальная кинематографическая энергия. Приангарье — единственный регион России, где есть областной кинофонд — государственная структура, занимающаяся развитием производства и прокатом кино. Наша территория — единственная за Уралом, где есть филиал ВГИКа. У нас проходит и «Человек и природа» — международный фестиваль с огромной историей. Только в Иркутской области проводят фестиваль регионального кино «В кругу семьи».
Наконец, наш регион стал одним из первых, где появился региональный питчинг. Сейчас в области, также одной из первых в России, начало работать важное для развития кинематографа, новое для страны направление. Из года в год растет количество международных и федеральных съемочных групп, которые проводят съемки в Иркутске и на Байкале. Снимают здесь и французы, и американцы, и японцы. Не только документальное кино, но и игровое. Сюда поехали крупные российские режиссеры. В прошлом году, к примеру, Молодежный центр Иркутского областного отделения Союза кинематографистов помогал проведению съемок фильма «Лед» (продюсер — Федор Бондарчук). Здесь снят фильм «Млечный путь» Анны Матисон с Сергеем Безруковым в главной роли. Недавно закончились съемки иркутского этапа фильма «Облепиховое лето» с Андреем Мерзликиным, который играет Александра Вампилова.
Алексей Петрухин, председатель экспертной комиссии Байкальского питчинга, кинопродюсер, режиссер корпорации «Русская Фильм Группа», заканчивает работу над международным проектом «Вий-2. Путешествие в Китай». Показывая путь героев по России, он остановился на Иркутске. Министерство культуры и областной кинофонд, проанализировав нарастающий интерес, откликнулись и учредили кинокомиссию. Перед создателями лент встает много организационных проблем. Необходима проработанная логистика — группу надо поселить, кормить, на чем-то возить, если есть возможность, найти актеров для массовых сцен… У нас все это есть.
Тишина воды
Одним из самых ярких событий Байкальского питчинга стал проект научно-популярного фильма «Слушая тишину». Его представила автор сценария — сотрудник Лимнологического института кандидат наук Юлия Сапожникова.
— Недавнее исследование американского ученого Артура Поппера выявило, что часто рыбы погибают из-за шума, вызываемого человеческой деятельностью, — говорит сценарист. — Повседневная жизнь сегодня перенасыщена жесткими техногенными звуками настолько, что человек либо перестает придавать им значение, либо перекрывает музыкой — такой же насыщенной и жесткой. Современный житель мегаполиса нуждается в переводчиках для разговора с природой. Мы предлагаем зрителю войти в мир живой тишины воды. С нами пойдут те, кто умеет слушать — старожилы байкальских берегов. Их восприятие наполнено священным уважением к суровой природе края. Зритель узнает тайны странных звуков Байкала, услышит композиции, созданные с помощью симбиоза традиционных музыкальных инструментов и звуков подводного мира, записанных с помощью современной техники. С экрана мы расскажем об интереснейших научных исследованиях.
Уникальный проект заинтересовал экспертов и получил не только первое место среди документальных фильмов, но и поддержку Департамента профессионального оборудования Canon, пообещавшего обеспечить съемки на высочайшем техническом уровне.
Драконы и монстры
Кинопродюсер корпорации «Русская Фильм Группа» Алексей Петрухин заявил, что берет проект под свое покровительство и ради этого открывает новый департамент, который будет заниматься документальным кино.
— В развитии неигрового кино есть перспектива. Самое главное — очевиден большой интерес к решению оригинальных задач, — поделился своими размышлениями продюсер. — Спасибо Байкальскому питчингу за это увлекательное начинание. Все проекты, представленные на презентации, — уже победители. Вообще киноиндустрия — это сложный, скрытый от зрителя процесс. Кино сегодня — самое мощное средство массовой информации. Китайцы понимают кинематограф и как бизнес, и как идеологию; видят в сохранении своей культуры безопасность государства. На всех этапах работы в Китае мы в этом убеждались. «Путешествие в Китай» — это крутой замес стиля фильмов Джеки Чана с мистикой и фэнтези, драконами и монстрами, историческими легендами. Например, у нас есть история о посольстве Петра Первого — о том, что из Европы вернулся якобы не царь, а его двойник. Будут и другие сюжеты: тайна железной маски, легенда о появлении чая в России, легенда о мертвом казаке.
Есть планы и на дальнейшее развитие сюжета. Например, Индия обладает невероятным культурным наследием — три тысячи богов, которых многие индусы не знают. После Индии мы думаем поехать в Америку, к индейцам майя. Все фильмы «Вий» — размышления о том, как люди, используя науку, играют на религиозных чувствах других. При этом наш герой, как ученый, постепенно осознает, что «есть кто-то, кто всеми управляет». С каждым фильмом эта мысль все явственнее, а герой все ближе к разгадке тайны.