В Иркутске открылась выставка узбекского художника Бобура Исмоилова

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #11 (949) от 18 марта 2020

Открытие в областном центре выставки современного художника из Узбекистана Бобура Исмоилова «Горизонт иллюзий» состоялось в галерее В. Бронштейна. В экспозицию вошли 35 картин, написанных за последние несколько лет, часть их представлена публике впервые.

Имя современного художника и декоратора Бобура Исмоилова известно далеко за пределами родного Узбекистана. Его персональные выставки проходили в Великобритании, Германии и США. Более 20 лет он сотрудничает с музеями и галереями Франции, а его работы находятся в частных коллекциях по всему миру.

Талант к рисованию у Бобура Исмоилова проявился уже в детстве. Еще когда мальчику было три года, родители решили, что сын будет художником. Его отец — знаменитый кинооператор Абдурахим Исмоилов — нередко забирал сына из школы и вел на киностудию, где тот оказывался в сказочном мире кино.

Позднее Бобур окончил Государственный институт искусств им. Уйгура и работал главным художником в Большом театре Узбекистана, создавая авторские театральные проекты. Сейчас большую часть времени художник проводит в своей мастерской в Ташкенте, где концентрируется исключительно на живописи.

Весь мир — театр… 

Театральное прошлое художника не прошло бесследно. В каждой картине он словно рассказывает историю со своими действующими лицами. Как отмечает сам Бобур, холст для него — это сцена, а герои — актеры, которых он придумывает. Здесь нет портретного сходства с реальными людьми, потому что мастер далек от копирования действительности. Однако его герои носят маски, благодаря чему могут перемещаться из одной картины в другую.

Полотна Бобура Исмоилова — это синтез итальянского площадного театра с национальными узбекскими мотивами и щепоткой современности. Элементы кажутся абсолютно несовместимыми, но в сердце и руках мастера они умело комбинируются в нечто цельное, отвечающее на острые вопросы современной жизни.

— Понятность моих полотен — не самоцель, но у меня есть задача говорить о ценностях, которые волнуют сегодня всех нас. У художника должен быть свой эсперанто — язык, доступный всему миру. Это важно, — отметил Бобур.

Мастер интерпретирует традиционные легенды, притчи и мифы через призму современности, экспериментирует с визуальными образами, создает собственный ассоциативный ряд. Он не дает авторской оценки героям своих картин и их поступкам, скорее задает вопросы, волнующие его самого, и дает зрителям возможность самостоятельно найти на них ответы. В смысловом отношении каждая картина Бобура Исмоилова — это спектакль, который никогда не закончится.

Несмотря на яркие, даже театрализованные образы, персонажам его полотен знакомо состояние отчужденности и одиночества. В работах художника новая Мадонна делает селфи, чтобы запечатлеть свою боль; мудрец предстает в образе мотылька, находящегося вне паутины, куда попали его собратья.

Графика смыслов 

Часть экспозиции занимают полотна, созданные в лаконичной черно-белой гамме. Сам автор называет эту технику «графикой на холсте». Хотя картины иллюзорны и метафоричны, в них нет абстрактных силуэтов. Наоборот, авторскому стилю художника свойственны четкие линии и детали — отсюда название «Горизонт иллюзий». В черно-белой серии угадываются размышления о цикличности и универсальности вечного, о вневременных связях, Вселенной и тайнах бытия.

На картине «Падший» изображен конь, упавший на спину. Рассказывая об этой своей работе, художник вспоминает великих завоевателей: Петра I, Тамерлана, Александра Македонского… Все они ассоциируются с верным конем — своего рода символом нерушимости власти и империи. В этом образе мастер зашифровал историю о великих государствах, которым суждено было прекратить свое существование, когда они потеряли правителя.

Картина «Эмбрион» — о цикличности жизни, которая начинается и заканчивается небытием. На ней изображен астронавт, вращающийся вокруг прообраза планеты. Астронавт здесь символизирует человека в утробе матери. Когда пуповина отрезана, он отправляется в долгий путь, называемый жизнью.

Отвечая на вопрос, какая из работ для него самая близкая, самая ценная, Бобур говорит, что каждая в определенное время значит для него многое. И ценность работ исчисляется временем.

— Если ты не посвящаешь дни и годы работе, не концентрируешься и не творишь, то время тебе не простит потерь и накажет. Но оно же может быть великодушным, если ты рационально распоряжаешься им. Как ни банально звучит, но мое время исчисляется работами, которые я пишу. Время благодарит меня за труды, а значит, я счастлив.

Выставка «Горизонт иллюзий» продлится до 26 апреля.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио