В Иркутске для детей создадут необычные профильные классы, а для учителей построят служебные квартиры  

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #11 (998) от 25 марта 2021

Если заглянуть в детский сад №179 и спросить у малышей, кем они собираются стать, девочки в голос воскликнут: «Парикмахерами!» Это их так вдохновил мастер-класс, проведенный недавно студентами колледжа экономики и сервиса. Детсадовцы наверняка еще не раз передумают насчет призвания, но сам факт раннего погружения в профессию позволит им в будущем сделать осознанный выбор. Живое знакомство с профессиями, медицинские и архитектурные профильные классы в школах, переход на односменный режим — как изменится система иркутского образования в ближайшем будущем?

Объединить усилия

Один из основополагающих принципов прогрессивного образования — его непрерывность. Это значит, что переход между детским садом, школой, вузом должен проходить безболезненно для ребенка. Решить эту задачу можно путем создания образовательных комплексов, которые связывают все эти разные ступени.

— У нас в Иркутске 74 школы, 135 детсадов и 16 учреждений допобразования. Идея не в слиянии учреждений, а в том, чтобы создать между ними условия преемственности, — предлагает начальник департамента образования Иркутска Олег Ивкин. — Нередко мы видим, как рядом расположено несколько образовательных организаций, только в одной — огромный конкурс, а другой — недобор, даже в условиях дефицита учебных мест в городе. Где-то объединив усилия, а где-то распространив опыт преуспевающей образовательной организации, в сумме мы получим качественный рост.

В некоторых образовательных учреждениях такие практики уже существуют. Например, детский сад № 179, расположенный в микрорайоне Юбилейный, тесно сотрудничает с соседними школами № 4 и 18 и библиотекой им. Евтушенко. А с недавних пор детский сад запустил долгосрочный профориентационный проект с Иркутским колледжем экономики, сервиса и туризма.

— К нам приходят студенты колледжа и проводят мастер-классы по своим профессиям. Недавно знакомили ребят с парикмахерским искусством: сначала упражнялись на манекенах, затем друг на друге. После этого мастер-класса все девочки захотели стать парикмахерами! — со смехом рассказывает победитель городского конкурса «Лучший педагог, воспитатель дошкольного учреждения» Анжелика Лязина из детского сада № 179. — Задача, разумеется, не в том, чтобы дети сразу определились с будущей профессией, а чтобы познакомились с разными направлениями. У нас есть задумка в рамках госпрограммы «Неделя без турникетов» — сводить малышей на предприятия города, где они могли бы все посмотреть, пощупать, попробовать.

Профильный класс — в каждый округ

Для профориентации детей в школах предполагается расширить спектр профильных классов. К традиционным лингвистическим, математическим, «МЧСовским» классам добавятся медицинские, инженерные, архитектурные, педагогические. Открывать их будут во всех округах и микрорайонах, чтобы каждый старшеклассник мог выбрать профиль с учетом своих интересов.  

— Среди профильных классов особое значение мы уделяем педагогическим. Как минимум четыре класса такой направленности откроем 1 сентября 2021 года, — сообщил Олег Ивкин. — Есть предварительная договоренность о целевом финансировании этого направления. Средства пойдут на то, чтобы создать в школах максимально комфортные условия и интересную среду, ведь в грустную школу не захочется возвращаться. Педагогические классы должны стать особыми и даже, не побоюсь этого слова, элитными. Надеюсь, что в скором будущем они будут формироваться на условиях конкурсного отбора.

Кадровая проблема

Вопрос престижа профессии педагога сегодня стоит остро. В департаменте образования отмечают, что к школе и учителю выработалось потребительское отношение.

— Мы должны сделать так, чтобы учитель ценил себя высоко, а отношение родителей и учеников к нему было уважительным, — говорит Яна Аниканова, победитель городского конкурса «Лучший учитель года», учитель русского языка и литературы гимназии № 44. —  Важно понимать одну простую истину: у педагога и родителя одна цель и интересы — обучение ребенка. Поэтому с уровня сопротивления нужно переходить на уровень взаимодействия.

По словам Олега Ивкина, сегодня средняя нагрузка иркутского учителя запредельная — 1,85 ставки. А по отдельным предметам и того больше: например, учителя математики берут 2,6 ставки, педагоги начальной школы — 2,4. В то время как федеральный показатель составляет 1,34. Кадровая проблема обозначена мэром Иркутска как ключевая.

— Пути решения, предложенные Русланом Николаевичем, вселяют в нас, педагогов, надежду. Все действующие меры привлечения специалистов сохраняются: это «подъемные» в размере 100 тысяч рублей молодым учителям, повышающие коэффициенты и процентные надбавки для педагогов до 30 лет, а также за квалификационную категорию. Кроме того, рассматривается вопрос о материальной поддержке студентов-целевиков, — подчеркивает Олег Ивкин. — В 2020 году департамент образования заключил всего 13 целевых договоров с выпускниками школ, которые поступили на педагогические отделения и собираются работать в системе городского образования. Мэр положительно отреагировал на предложение от Совета руководителей образовательных организаций города Иркутска о надбавке к стипендии для студентов-целевиков.

Среди других весомых мер поддержки — строительство малосемейных общежитий и служебных квартир для педагогов. О возведении арендного жилья Руслан Болотов на днях договорился с заместителем генерального директора ДОМ.РФ Денисом Филипповым. В городе уже начали подыскивать и резервировать подходящие земельные участки. Так, под строительство арендных домов рассматриваются участки в микрорайоне Юбилейный и на границе города с Молодежным муниципальным образованием.

На пятидневку в одну смену

Говоря о модернизации образования, нельзя не сказать о строительстве новых учреждений. В 2021 году в Иркутске начинается возведение долгожданной школы на улице Багратиона на 1275 мест, блока начальной школы № 57 на Ярославского, нового корпуса школы № 75 на 200 мест, завершается строительство начального блока к школе № 14. В то же время ведется проектирование еще трех школ: в микрорайоне «Союз», на улице Мелентьева и в Ново-Ленино. Все это поможет разгрузить систему.

— Когда в классе больше 30 человек, это большая нагрузка и на учителя, и на детей. Элементарно нечем дышать. Если бы в кабинете сидело хотя бы 25 человек, работа пошла бы продуктивнее, — считает учитель русского языка и литературы гимназии № 44 Яна Аниканова. — Нужно переходить на односменный режим работы и пятидневку. Сейчас ни дети, ни учителя не успевают отдыхать. Шесть дней в неделю я занята в школе по десять часов, единственный выходной — воскресенье. На что он уходит? Правильно, на подготовку к урокам на следующую неделю. То же самое у детей: в субботу, когда можно было бы провести время с семьей, они идут в школу, а все воскресенье тратят на домашние задания. Это я уже как мама могу подтвердить.

Такие стратегические решения будут принимать управляющие советы школы. Этот формат иркутяне подсмотрели у москвичей, хотя сам по себе он не новый. У нас есть совет школы, совет попечителей, родительский совет. В столице лишь создали нормативно-правовую базу, чтобы объединить эти формы управления. В управляющий совет входит руководство школы, родители, представители бизнеса. А во главе стоит известная на уровне города, области, страны личность, которая будет концентрировать внимание общества на важных проблемах и способах их решения в образовательной системе. Это позволит объединить усилия и заручиться поддержкой и педагогов, и родителей, предпринимательского сообщества, политических деятелей. Решение по ключевым вопросам совет принимает коллективно, в том числе и по таким вопросам, как переход на пятидневку или односменный режим.

– Наряду со строительством новых образовательных учреждений будем модернизировать систему образования, продолжим развивать его. Дети, воспитание подрастающего поколение – приоритет деятельности мэрии, — подчеркнул мэр Иркутска Руслан Болотов. — И мы делаем все от нас зависящее, чтобы иркутские школьники получали качественное образование, были конкурентоспособными, а профессия педагога вновь стала престижной, привлекательной для молодых людей.

Яна Шутова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио