В Иркутске реализуется уникальный инновационный проект в сфере образования. На Чертугеевском заливе, сразу за микрорайоном Солнечным, уже ведется строительство Умной школы, которая откроется 1 сентября 2019 года. Продолжается подготовка административно-управленческого персонала нового заведения, обучение проходят и будущие педагоги школы.
Точка прорыва
Знаете ли вы, что проект «Умная школа» задуман как площадка для общественной дискуссии в сфере образования еще в 2011 году. Правда, позже стало ясно, что одними диспутами здесь не обойтись, поэтому в 2013 году началось проектирование образовательного кластера «Умная школа» в Иркутске — комплекса, где будут учиться дети с разными образовательными потребностями.
— Умная школа — это благотворительный проект филантропа и бизнесмена Альберта Авдоляна, — рассказывает руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан. — Он поставил перед нами задачу создать современную, качественную и решающую социальные задачи школу, где будут учиться дети, лишенные родительского попечения.
Вместе с образовательным комплексом строится поселок для комфортного проживания 30 приемных семей. Более ста ребятишек, оставшихся без родительской опеки, получат возможность обрести семью, расти и учиться в уникальном образовательном пространстве. Эти семьи получат всестороннюю поддержку психологов, психотерапевтов, дефектологов, медиков, социальных педагогов и других специалистов.
По сути, Умная школа — это точка прорыва, модель инновационного образовательного учреждения.
— Современная школа в первую очередь должна учить ребенка ответственно распоряжаться собственной жизнью, — раскрывает главный принцип нового учебного заведения Марк Сартан.
Главное — ответственность
По замыслу организаторов, в новой школе будут учиться дети с разными стартовыми возможностями. Поэтому никакого специального отбора по способностям в учебное заведение не будет, записать ребенка в Умную школу сможет любой желающий.
— Учреждение рассчитано на 1022 ученика разного возраста — от детского сада до старших классов. Из них примерно 150 школьников — дети из приемных семей, остальные — обычные ребята. Правда, — продолжает Марк Сартан, — есть несколько оговорок.
Прежде чем записать ребенка, родители должны принять некоторые принципы этой школы, например, приучать его к самостоятельности, не решать все за него.
— Детей здесь научат брать ответственность за свою жизнь и учебу на себя, — объясняет Марк Наумович. — К этому не все родители готовы. Некоторые хотят распоряжаться жизнью своего ребенка, даже когда он уже совсем не ребенок.
Дети, даже самые маленькие, уже могут делать определенный выбор, а с возрастом у них появляется все больше возможностей брать ответственность на себя. Задача педагога Умной школы — предоставить ученику ровно такое количество свободы, на которое он в данный момент способен.
Еще родители должны быть готовы к принципу инклюзии образования, к тому, что в одном классе будут учиться самые разные дети, а программа ориентирована не только на предметные результаты, но и на развитие личности.
Учиться в новой школе будут в рамках федерального образовательного стандарта — дети сдадут все необходимые экзамены, а по окончании получат аттестат.
Вызвать интерес к учебе
Образовательная программа в школе будущего разбита на три ступени: дошкольное образование (с 3 до 7 лет — около 200 человек), младшая и старшая школы. В здании младшей школы будут обучаться 1—4-е классы (начальное общее образование) и 5—6-е классы (основное общее образование) — всего около 360 человек. В здании старшей школы — 7—9-е классы (основное общее образование) и 10—11-е классы (среднее общее образование) — около 480 человек.
В образовательном кластере будут созданы условия для всестороннего развития детей: спорткомплекс с бассейном, мастерские, объединенные в один проектный офис, театр, студия художественного творчества, информационно-библиотечный центр, медиалаборатория с оборудованием для производства газет и телестудией. Пространство будет устроено таким образом, чтобы школяру самому хотелось заниматься спортом, изучать природные явления, выращивать овощи и фрукты. Особое направление — проектная деятельность детей.
Планируется, что на базе поселка для приемных семей со временем начнет работать ресурсный центр, ведь одна из главных задач нового учебного заведения — дать детям, оставшимся без родителей, равные с остальными ребятами образовательные возможности. А для этого, по мнению авторов проекта, они должны жить не в интернате, а в семье, ходить в одну школу с обычными детьми.
Индивидуальный подход
Параллельно со строительством зданий полным ходом идет подбор и профессиональная подготовка педагогов и управленческого персонала новой школы. Обучение ведется по нескольким программам. С ноября прошлого года реализуется программа подготовки административной команды. 27 человек изучают современные административные компетенции, 12—15 из них придут работать в школу.
— Сейчас идет подбор педагогов, — рассказывает Марк Сартан. — Это воспитатели детского сада, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды и прочие специалисты службы сопровождения.
Педагогов, а это учителя обычных школ региона, будут обучать больше года, ведь задача перед ними стоит непростая — найти индивидуальный подход к каждому ребенку и дать ему качественное образование, независимо от его стартовых способностей.
Для тех, кто учился в российской или советской школе, в которой ни о каком индивидуальном подходе и речи не шло, а детей-левшей даже заставляли писать правой рукой, это кажется фантастикой. Но, по словам моего собеседника, во многих странах мира подобный индивидуализированный подход к обучению — норма.
— Для учителей мы разработали программу «Современный педагог для современной школы», — рассказывает Марк Наумович. — Одна из задач — учить инклюзивному образованию. Это требование современного образования и закона об образовании, к которому учителя сейчас не готовы. Они зачастую не знают, что делать, когда в классе есть особый ребенок.
Преподаватели школы будущего изучают, какие они — современный ребенок, современная образовательная среда, современный учитель, современные методы образования.
— Сейчас обучение проходят четыреста педагогов. Планируется, что в ближайшее время мы наберем еще столько же, — рассказывает Марк Наумович. — А в нашей школе останутся работать только двести. Остальные вернутся в свои образовательные учреждения. Так что мы работаем не только для себя, но и на всю систему иркутского образования.
СПРАВКА
На разработку проекта будущих зданий образовательного комплекса в 2015 году был объявлен международный конкурс. В нем приняли участие 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро CEBRA.