Улицы зажженных фонарей: в Иркутске строят 16 километров линий освещения – это в три раза больше, чем в 2020 году

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #39 (1026) от 8 октября 2021

«Вместо хоккея сегодня фонари», — с этими словами Руслан Болотов вышел из здания администрации вечером в четверг, 30 сентября, и сел за руль служебного автомобиля. Пока на ослепительном льду дворца «Байкал» шла борьба за Кубок России, мэр объезжал «темные уголки» города. Нашему журналисту удалось подсесть в машину к Руслану Николаевичу, прокатиться с ним по вечернему Иркутску и узнать, что мэр слушает за рулем и какими маршрутами предпочитает ездить.

На часах — почти восемь, мэр Иркутска плавно направляет машину в сторону улицы Декабрьских Событий, я сижу на заднем сиденье, а за окном проплывают фонари — тема нашего сегодняшнего выезда. На мой вопрос, зачем главе города заниматься такими пустяковыми вопросами, Руслан Николаевич объясняет:

— Это же хозяйство? Хозяйство. А за хозяйством нужно постоянно следить. Тепло, вода, энергия и свет — это главные системы жизнеобеспечения горожан. Мелочей быть не может. Плохо освещенная улица — это проблема, которая может повлечь за собой ДТП, причем с тяжелыми последствиями.

Как будто в подтверждение его слов на пешеходном переходе вырастает человек, практически неразличимый в темноте. Мы едем неторопливо, поэтому успеваем притормозить на безопасном расстоянии.

— Вот смотрите. Казалось бы, освещенная улица, но света не хватает, пешеход мог остаться незамеченным. Именно поэтому пора нам переходить на светодиодное освещение, оно гораздо ярче. В свое время лампы были хорошим решением, но сегодня есть другие технологии, которые к тому же позволяют существенно экономить на электричестве, — подчеркивает Руслан Николаевич. — Иркутск — это город, где темное время суток занимает большую часть времени. Нам надо менять технологии освещения, чтобы создавать другое ощущение качества жизни. Для нас это жизненная необходимость, а не прихоть.

Переход на современное освещение сейчас охватил улицу Декабрьских Событий. Это наша первая остановка. Увидев масштаб работ, я понимаю, что под модернизацией понимается не просто замена лампочки на светодиод. Старые фонарные столбы здесь сносят, на их месте устанавливают новые.

— На участке от Тимирязева до Карла Маркса мы меняем 33 светильника, — докладывает генеральный директор подрядной организации «Горсвет» Геннадий Рузляев. — Стальные опоры заказывали на уральском заводе, поставка немного задерживается в связи с ковидными ограничениями. Но к концу октября все смонтируем и подключим.

Замена 33 светильников обходится городу в 4,6 млн рублей. Один светодиод стоит не меньше 12 тысяч, зато может работать от 20 до 50 тысяч часов — этого хватит как минимум на 5 лет. Для сравнения: классический светильник ЖКУ стоит 8 тысяч рублей, но горит всего 7 тысяч часов, а значит, не прослужит и 2 лет. Чтобы перевести весь город с ламп на светодиоды, потребуются миллиарды рублей. Поэтому запланированы поэтапные работы в разных частях города. К примеру, улицу Декабрьских Событий полностью переоснастят за два года.

— А каким образом вы фиксируете фонари, которые не горят? — интересуется у подрядчика мэр.

— Два раза в месяц делаем ночные объезды.

— Нужна более оперативная и современная система мониторинга, все-таки XXI век на дворе. Система, которая бы работала в автоматическом режиме. При установке светодиода можно ставить дополнительный датчик (он копеечный) и выводить все фонари на одну схему, — предложил Руслан Болотов.

— Мы уже начали такую работу, — рассказывает заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства Роман Орноев. — Везде, где делаем светодиоды или прокладываем новые линии освещения, ставим автоматизированные шкафы управления. Это позволяет дистанци­онно получать информацию о каждом рабочем или нерабочем светильнике. Когда система будет готова, можно, сидя в другом конце города, видеть, какой светильник погас, когда и по какой причине.

Мэр удовлетворенно кивает и напоследок обращает внимание подрядчика на декоративную иллюминацию: «Вот это нужно оставить, перевесить на новые столбы! Это красиво».

Следующая наша остановка — сквер возле памятника Александру Колчаку, где полностью обновляется уличная декоративная подсветка. Путь лежит через улицу Баррикад, которая уже освещена светодиодами и выглядит на порядок светлее и безопаснее.

— Смотрите, какая принципиальная разница. Кстати, с левой стороны освещения нет, потому что там идут высоковольтные линии. Так что светильники только справа, но зато мощные, — отмечает Руслан Николаевич и тут же переключает внимание на новое покрытие дороги: — О, асфальтировать закончили. Улица Баррикад совсем в тяжелом состоянии была. Сейчас она стала шире, пешеходные тротуары появились, покрытие лучшее — это ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон. — Прим. авт.). Самый износостойкий тип, для нас это принципиально важно, потому что нагрузки внутри города уже выше, чем на федеральных трассах.

Возле Знаменского монастыря совсем короткая остановка. Сквер встречает нас непроглядной тьмой, потому что все парковое освещение вышло из строя. В течение октября подрядчик установит здесь 32 новых декоративных светильника «Капелла». Стоимость контракта — более 7 млн рублей.

Эти работы относятся к ремонту существующих коммуникаций, но вместе с тем в Иркутске прокладывают и новые линии освещения. Сейчас в работе 19 улиц. Один из крупнейших объектов — дорога, ведущая к СНТ им. Дубинина. Туда мы и направляемся. Чем ближе к частному сектору, тем хуже становится асфальт. Мэр едет всего 40 км/час, как будто стараясь прочувствовать все неровности.

— Почему люблю быть сам за рулем — все дороги ощущаешь — рассуждает градоначальник. — Честно говоря, я специально стараюсь прокладывать маршрут по улицам, где похуже или где идет ремонт.

На конечной остановке маршруток уличное освещение резко обрывается. По многочисленным просьбам жителей и депутатов думы города отсюда в сторону садоводств будет протянуто почти 2,5 км фонарей уже в этом году.

— Дорога ведет в сторону нескольких садоводств, она не освещена и с опасными поворотами. Здесь мы начинаем строить полностью новую линию электропередач, ставим 105 световых опор. Но лампы используем обычные, не светодиоды, чтобы осветить максимально протяженный участок, — подчеркивает Роман Орноев. — Работы рассчитаны до конца ноября. Всего в этом году в Иркутске строят 16 км новых электросетей — это в три раза больше, чем было в 2020 году.

Выездное совещание на этом окончено, мы устало садимся в машину, мэр включает музыку, и из колонок льются знакомые строчки: «Я плавлю сталь. Я строю города». Это та самая песня Трофима, клип на которую снимали летом в Иркутске. Ролик получился по-настоящему народным, потому что все герои и локации местные.

— Мне клип понравился. Некоторые говорят: мол, картинка немножко провинциальная, а я не согласен. Это наша самобытность, наш характер, — улыбается мэр и прибавляет громкость.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

СЕРЬЕЗНАЯ ЭКОНОМИЯ

В Иркутске уличные светильники включены 4084 часа в год — почти половину всего времени. Переход на светодиодные фонари позволит городскому бюджету экономить миллионы рублей.

На фото — улица Култукская, где иркутяне уже могли оценить яркость новых светодиодных фонарей. А еще на Баррикад и на Покровской развязке. В октябре такие же энергосберегающие светильники появятся на улице Декабрьских Событий на отрезке от Тимирязева до Карла Маркса

Заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства Роман Орноев (на фото справа) и заместитель начальника отдела инженерных коммуникаций Игорь Савченко объяснили, как сейчас устроен мониторинг освещения. Специалисты дважды в месяц объезжают весь город в поисках нерабочих светильников. Когда процесс автоматизируют, следить за исправностью уличного освещения можно будет дистанционно

Вечером в четверг, 30 сентября, нашему журналисту Яне Шутовой повезло стать пассажиром мэра Иркутска Руслана Болотова. Теперь мы знаем наверняка: глава города машину водит внимательно и уверенно, за рулем слушает Трофима и вносит все разбитые дороги в список капремонта

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио