Украинцы в Сибири: как живет украинская община в Иркутске

Украинцы — одна из самых многочисленных национальностей в Иркутской области. Представители этого народа начали осваивать Сибирь вместе с русскими еще в XVII веке. Чем сегодня живет украинская община в Иркутске, в эфире подкастов газеты “Иркутск” рассказали председатель Иркутской городской общественной организации «Украинский культурный центр «Днипро» Наталия Витт и ее заместитель Андрей Завьялов.

От освоения Сибири до комсомольских строек

История миграции жителей Украины на сибирские просторы насчитывает не один век. Первопроходцами стали казаки, а первые украинские поселенцы обосновались здесь еще в 1660-е годы.

Массовое переселение украинских крестьян в Сибирь началось с конца 1860-х годов. Царское правительство всячески поощряло добровольную колонизацию Сибири очень низкими налогами и возможностью получить земельный надел.

С 1906 по 1917 год в России проходила столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.

— Тогда люди переезжали целыми селами, деревнями. В тот период на Украине рождаемость была высокая, земли же не хватало. Людям нужно было где-то жить, а царское правительство предлагало очень хорошие условия, — рассказывает Андрей Завьялов.

Сначала украинские переселенцы добирались до Сибири морскими путями: прибывали на пароходах в район Владивостока, а потом разъезжались в разные стороны. Затем построили Транссибирскую магистраль, и уже она стала основным транспортным путем доставки стремившихся в таежные земли людей. Привыкшим к теплу и плодородным почвам украинцам приходилось непросто, но они адаптировались к суровым сибирским условиям. Кооперировались с местным населением, перенимали друг у друга уклад и особенности хозяйствования.

В Иркутской области и по сей день сохраняются поселения, основанные украинцами в начале XX века. Самое известное из них — село Батама в Зиминском районе. Местные жители до сих пор помнят украинский язык и сохраняют традиции, активно проводят различные фестивали, поддерживающие культурное наследие предков.

В годы СССР начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда в Приангарье приезжали выпускники вузов по распределению, а также множество людей из всех союзных республик — на строительство ударных комсомольских строек.

— В советское время динамика миграции была очень быстрой, уже в 1989 году в Иркутской области проживало около ста тысяч украинцев, — рассказывает Андрей Завьялов.

По его словам, на Украине и сейчас очень тепло отзываются о Сибири и до сих пор приезжают сюда на заработки.

«Вторая семья» иркутских украинцев

Многие из тех, кто сейчас составляют костяк украинской общины, — это потомки переселенцев прошлых лет. Но не все. Наталия Евгеньевна Витт, например, переехала в Иркутск из города Сокаль Львовской области, будучи 25-летней учительницей.

— Когда я уезжала в Иркутск, директор школы, в которой работала, отдал мне яркую красочную Библию, наказал найти украинскую диаспору здесь и подарить книгу. Я долго искала. Помог случай. Когда ко мне приехали родители, они познакомились с женщиной, которую вместе с семьей сослали еще до войны сюда в Сибирь. Вот она и позвала нас на мероприятие, его проводил «Днипро», — вспоминает Наталия Витт.

С тех пор, признается она, национально-культурный центр стал вторым домом, а люди, входящие в него, — второй семьей, с которой переживаются и радости, и горе.

Кстати, скоро организация отметит 30-летний юбилей. Украинский культурный центр был образован в Иркутске в 1991 году, а официально зарегистрирован в 1992 году. Тогда он еще назывался «Клэкит», что означает журавлиный клекот. Новое название организация получила в 2000 году, а инициатором переименования стал известный в Иркутске художник Виталий Сергеевич Рогаль.

— Это одна из знаменитых наших личностей, художник общероссийского масштаба. Он задавал тон работе, был одним из тех, благодаря кому в Иркутской области проводились яркие, запоминающиеся Дни украинской культуры. Он, конечно, вдохновлял, — рассказывает Андрей Завьялов.

Сейчас костяк «Днипра» составляют около 30 человек. Среди них — бессменный руководитель народного хора «Славяне» Степан Ильяшенко и солист коллектива Владимир Гапоненко, которого в центре называют соловьем.

Еще около 200 человек принимают участие в различных мероприятиях организации. В целом же по области довольно много украинских коллективов, которые крепко оберегают традиции малой родины.

— Когда мы проводили в Иркутской филармонии концерт в честь 200-летия Тараса Шевченко в 2014 году, на него приехали коллективы из Братска, Усть-Илимска, Батамы. Было грандиозное мероприятие. Коллективы яркие, репертуар безумно интересный. Это и лирические, и юмористические песни, — вспоминает Наталия Витт.

Украинцы в Иркутской области очень тесно поддерживают контакты между собой, обмениваются визитами и очень дружат.

Рождественская кутья и «Пан Вареник»

Масштабные концерты «Днипро» проводит нечасто, приурочивая их в основном к юбилейным датам. Сейчас же и вовсе все мероприятия из-за коронавируса перешли в онлайн. Чтобы не рисковать здоровьем своих активистов, в марте даже решили отменить традиционный Шевченковский вечер. Тем не менее работа в центре не останавливается. Например, недавно записали выступление для концерта — фестиваля Дружбы народов Прибайкалья, который транслировался на телевидении.

Также разрабатывается идея создать женский ансамбль, правда, для этого нужен руководитель коллектива. А еще «Днипро» хочет подарить Иркутску дубовую аллею. Сделать это планируется летом 2021 года. В центре задумались и о создании традиционного украинского фестиваля, благодаря которому можно будет познакомить иркутян и с национальными традициями, и со знаменитой вышиванкой, и, конечно, с кухней. Уж что-что, а украинские блюда давно и прочно вошли в меню россиян. Но этой кухне еще есть чем удивить. Например, кутьей, которая сильно отличается от той, что готовят у нас в Сибири. Во-первых, на Украине это блюдо не поминальное, а рождественское, а во-вторых, готовят его из специальной пшеницы.

— Ни один праздник так не люблю, как Рождество. Это запах сена, воспоминания о детстве, о родных людях. Когда я приехала в Иркутск, мне не хватало кутьи. На Украине ее готовят из пшеницы, которую отбивают в специальных деревянных ступочках, — вспоминает Наталия Витт. — Мне ее не хватало, и когда ко мне родители приезжали, я просила захватить эту пшеницу, потому что здесь кутью варят из риса, перловки.

Впрочем, говорит председатель «Днипра», все самые вкусные блюда — родом из детства. Та же молочная каша «затирка». Чтобы ее приготовить, нужны только молоко, яйца и мука, а сколько воспоминаний… А еще невозможно забыть вареники с вишней, сметаной и сахаром. Кстати, именно в Батаме проводят фестиваль «Пан Вареник». Подобный фестиваль можно было бы провести и в Иркутске.

Представители украинского центра отмечают: во всех своих начинаниях они всегда чувствуют поддержку со стороны областной власти и городской администрации. Да и в повседневной жизни не приходится встречаться с негативом. Даже если собьешься в разговоре на родной язык, никто не оборвет.

— Какие бы события ни происходили, мы сохранили в «Днипре» целостность, внутреннее равновесие. У нас есть такое негласное правило: мы живем вне политики, уважаем ту землю, по которой сегодня ходим и которая нас приняла, — отмечает Наталия Витт.

Иркутск знаменит межкультурными связями разных национальностей, что живут здесь бок о бок. Поэтому те же украинцы с удовольствием приходят на интересные мероприятия татар, чувашей, поляков и в другие национально-культурные центры. К себе зовут, конечно, тоже и встречают с радушием и гостеприимством, присущими украинскому народу.

Алена Григорьева

Фото из архива культурного центра «Днипро»

КСТАТИ

Актуальное интервью корреспондента подкастов газеты “Иркутск” Анжелики Лотоцкой с представителями Иркутской городской общественной организации «Украинский культурный центр «Днипро» Наталией Витт и Андреем Завьяловым вы можете прослушать на нашем сайте иркутскинформ.рф в выпуске от 26.11.2020.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио