Техника не выдерживает, а люди работают. «Иркутскавтодор» не прекращал уборку в городе в морозные дни минувшей недели

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #3 (1089) от 27 января 2023

Для жителей Сибири нет ничего странного в том, что даже с приходом низких температур жизнь в городе не останавливается. Впрочем, есть категория людей, чья морозостойкость удивляет даже их земляков. И речь, конечно же, об иркутских дворниках. Пока одни горожане находили в себе силы лишь на то, чтобы, поеживаясь, перебежать от дома до работы, работники метлы и лопаты убирали городские улицы даже в самый лютый мороз. В том числе и в минувший понедельник, когда термометры показали рекордные для Иркутска цифры — минус 42 градуса. О том, как в эти дни поддерживали порядок в заледеневшем городе, мы поговорили с начальником производства МУП «Иркутскавтодор» Андреем Наифантьевым.

— Андрей Владимирович, несмотря на стужу, во всех районах города можно было увидеть людей в оранжевых жилетках. Неужели даже в такой мороз для дворников не делали послаблений?

— Если честно — в минувший понедельник делали! С утра бригады проехали все остановки, прибрались там, и уже до обеда мы их отпустили. Но такое исключение мы сделали только из-за экстремальных морозов. Я работаю в «Автодоре» уже десять лет и не помню, чтобы у нас температура зимой ниже 40 градусов опускалась. Это первая такая экстремальная зима на моей памяти.

— А бывают еще и «неэкстремальные» морозы?

— Конечно. Для нас температура в минус 30 градусов считается вполне обычной: при такой погоде мы все работаем в штатном режиме. Спецтехнику, правда, в этом случае стараемся по минимуму использовать. То есть если в восемь утра за окном минус 30–32, то мы машины не выпускаем. Делаем это только в 12 часов дня, когда воздух прогревается до минус 28, например. Люди же в минус 30 у нас работают всегда.

— То есть в морозы техника первая не выдерживает?

— Да, это так. При температуре ниже минус 30 градусов замерзает гидравлика, а вся специализированная уборочная техника работает на гидравлическом масле. С субботы на понедельник (когда начались сильные морозы) использовать снегопогрузчики мы не смогли — у них на морозе просто не поднимались ковши. Но работа шла: подсыпали с помощью КАМАЗов проезжую часть дорог пескосоляными смесями.

— Люди, как всегда, оказались более крепкими?

— Да, но в щадящем режиме: график работы дворников в сильный мороз — это 40 минут на улице, 15 минут перерыв. Кроме того, для каждой бригады (всего у нас работает около 200 рабочих) мы выделяли автобусы, которые развозили их по местам. После того как рабочие остановку прибирали, урны опустошали, они садились в автобус и ехали дальше. То есть людей на улице мы не оставляли. В обычные дни мы их только развозим и собираем уже в конце рабочего дня.

— Андрей Владимирович, а просто пропустить уборку и другие дорожные работы в этот понедельник нельзя было? Чтобы не рисковать — вдруг кто обморожение получит?

— Увы, у нас на дорогах гололед, его никто не отменяет. Более того, в минус 40 дороги становятся особенно скользкими — они буквально покрываются ледовой пленкой. Так что не подсыпать мы не могли, иначе много людей просто не доехали бы работы, и ДТП было бы намного больше. Особое внимание, кстати, в мороз уделяется улицам со сложным горным рельефом — таким, как Чапаева, гора на Култукской, Маяковского, Кайский спуск, Звездинская.

Что касается уборки тротуаров, остановок, прилотковой части дорог и вывоза мусора (то есть основной работы дворников), то и здесь останавливаться нельзя ни на один день. Только в понедельник, например, мы вывезли 20 кубометров мусора. Представляете, что будет, если не убираться хотя бы два дня? Кроме того, мы наших рабочих в минус 40 попросили заняться исключительно уборкой остановок и уборкой мусора из урн. Все остальное действительно могло подождать.

— К концу недели обещают потепление. Когда вы переходите в штатный режим?

— Вечером в понедельник уже и перешли! Ведь это только утром было минус 42, а вечером — минус 28. Так что уже в понедельник вечером все наши службы вышли в ночь на вывозку снега. Сейчас с помощью дорожной техники мы продолжаем посыпать противогололедными материалами дороги, остановки и пешеходные переходы. А дорожные рабочие МУП «Иркутскавтодор» продолжают очищать тротуары, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта и заездные карманы.

Наталья Федотова

Фото автора и Андрея Наифантьева

Понедельник, 23 января, улица Рабочего Штаба, –40 в Иркутске. Обратите внимание: прохожих практически нет, работают только сотрудники «Иркутскавтодора». Но в щадящем режиме: 40 минут на улице — и сразу греться! «Руководство в такие дни нас бережет», — говорят рабочие муниципального предприятия

ТО МОРОЗ, ТО ЖАРА, ТО ЛИСТВА И «ВЕРТОЛЕТИКИ»

На этой неделе мы спросили рабочих МУП «Иркутскавтодор»:  «В какое время года вам легче всего работать?»

Светлана Борисова:

— Конечно, летом! Летом нет природного мусора — ни почек, ни снега, ни листьев. Хотя опять же в июне пух летит (мы это явление «вертолетики» называем). Если ливень идет — мы вообще не выходим, потому что можно заболеть при такой погоде, и нас руководство бережет. А вот если небольшой дождь накрапывает, нам выдают спецодежду — плащи, резиновые сапоги, и мы выходим собирать мусор. Главный минус лета — это жара. Здесь нас спасает то, что мы трудимся всегда с пяти утра до часу дня. Основной солнцепек нас минует.

Ольга Подгорбунская:

— Я уже 12 лет дворником работаю и убедилась — не погода самое трудное в нашем деле, а отношение людей к своему городу. Казалось бы, все знают — чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят. Но увы, люди у нас неаккуратные. Где большой поток людей — там всегда много мусора. И лично для меня сложнее всего работать в марте, когда начинает всплывать весь накопленный на газонах мусор. Все руками приходится собирать, а это долго. Еще в снегопады непросто. Пока все не уберешь — домой нельзя, так что иногда до вечера задерживаемся.

Анастасия Егорова:

— Да в любое время сложно работать! Весной, например, когда снег то тает, то замерзает, приходится много с наледью возиться: разбивать лед, собирать и убирать. Когда потеплеет — почки с веток падают, в мае начинается покраска заборов — это тоже трудно, осенью листва летит. Только пройдешь, прометешь тротуар, а она опять налетела! Но зима, конечно, самое тяжелое время года! Многие не выдерживают именно зимой, только зима наступает — увольняются. Я сама уже четыре года работаю, пока держусь.

Наталья Севастьянова:

— Вообще, свои плюсы и минусы в любом времени года есть. Вот даже зимой есть плюсы! Так, в особенно лютые морозы нам выделяют транспорт, на котором перевозят от остановки до остановки. В этих автобусах мы и согреваемся. В этот понедельник, например, в минус 42 мы работали как обычно, с пяти часов утра. Но лишь убирали мусор из урн, прибирались на остановках и на инвалидных спусках. Больше работать нам не разрешали, чтобы никто не обморозился.

Степан Степаненко:

— Дворником я работаю недавно — всего полгода. Застал только осень и вот сейчас — зиму. Но коллеги рассказывают о том, что меня ждет, я слушаю и морально готовлюсь. Впрочем, я уже понял, что зимой сложнее всего. Зимой ведь и снег убирать надо, и лед долбить. В общем, я делаю выводы, что дальше будет только легче. К тому же чистоту в городе кто-то должен наводить! Труд дворника тяжелый, но привыкнуть можно. И приятно, когда люди говорят спасибо. Когда слышу слова благодарности от людей, испытываю удовлетворение от проделанной работы.

С работниками метлы и лопаты общалась Наталья Федотова

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио