Танец как образ жизни 

Великая балерина Майя Плисецкая, которая всю жизнь «разговаривала» с публикой на совершенном языке танца, считала, что роль слов в общении между людьми сильно преувеличена. Оспаривая классическую евангельскую истину о том, что вначале было слово, она говорила: «Я думаю, что вначале был жест, потому что жест понимают все, а слово — не все».

Актриса пластического театра «PROдвижение» Мария Яшникова искренне думает, что слово не только менее выразительно, нежели жест, но еще и не столь правдиво. «Словами можно солгать, — говорит она. — Состояние, переданное танцем, всегда правдиво. Движением человеку проще рассказать, о чем он думает и что переживает, чем объяснить это вербально».

Заглянуть в себя 

Иркутянка Мария Яшникова стала одной из семи российских финалистов Образовательной программы для молодых хореографов, инициированной в рамках Года науки и образования Великобритании и России — 2017. Проект воплотился при участии организаторов международного фестиваля современной хореографии Context, Британского Совета и танцевальной компании Уэйна МакГрегора. Сначала всем финалистам предоставили возможность участвовать в двухдневном мастер-классе, который по новаторской методике «Разум и движение» провели в Москве ученики Уэйна МакГрегора. А затем вручили гранты на создание собственных постановок по своим сценариям.

Премьеру пластического спектакля Марии Яшниковой иркутяне увидели 20 июня на сцене театра «PROдвижение».

Чтобы пройти первый этап, участникам проекта нужно было заполнить заявку и отправить для презентации несколько своих работ. На втором требовалось написать для танцевальной постановки сценарий на английском языке.

— Жюри в большей степени интересовала идея постановки, — поясняет Мария. — Уэйн МакГрегор — один из ведущих хореографов мира, его методика помогает человеку заглянуть внутрь себя и через движение тела выразить собственное «я». В своем спектакле я сосредоточилась на трех эмоциональных состояниях — страхе, его преодолении с помощью силы духа и радости. Правильно изложить идею на английском мне помогли друзья из образовательного центра Еasy School, где я работаю преподавателем студии пластики и постановки.

Отбор сценариев осуществлялся экспертным жюри. Основными критериями выступили ясность и оригинальность идеи, а также использование подхода «Разум и движение».

Уэйн МакГрегор — хореограф Королевского балета Великобритании, создал свою собственную труппу в 1992 году. В постановках он сочетает танец, кино, музыку, изобразительное искусство, технику и научные достижения. Постановки МакГрегора шли в Парижской опере, в балетных театрах Сан-Франциско, Штутгарта и Нью-Йорка, в Австралийском, Нидерландском и Английском национальных балетах. Его произведения входили в репертуар Большого театра, Датского королевского балета, Национального балета Канады, Бостонского балета.

В результате совместных исследований балетмейстера с психологами, изучающими сознание человека, на свет появилась методика «Разум и движение». Она способствует осознанию естественных движений, заложенных природой, раскрытию творческого потенциала и выработке собственного хореографического стиля.

Один из молодых российских хореографов — участников Образовательной программы, чей спектакль будет признан лучшим, получит возможность пройти стажировку в студии Уэйна МакГрегора в Лондоне.

Радость, сила, страх 

Поддержать Машу в день премьеры пришла вся ее семья. Иркутский режиссер Юрий Яшников помогал в организации показа, выступал в роли ведущего и очень волновался за сестру. В зале за постановкой наблюдали родители. Руководитель театра «PROдвижение» Владимир Лопаев участвовал в роли осветителя. Несмотря на теплую атмосферу, царившую в зале, Мария после спектакля призналась, что ей было страшно.

— Страх — это то состояние, которое мы преодолеваем каждый день. Чтобы расти и развиваться, человеку нужна сила духа. Без нее невозможно преодолеть страх, достичь цели и испытать радость, — объясняет актриса.

На сцене танцуют четыре актера. Трое из них воплощают Страх, Силу и Радость. Спектакль длится полчаса. В течение этих тридцати минут зрители наблюдают, как четвертый герой — Человек ищет в себе силы для борьбы, как чувства переплетаются, не желая уступать друг другу, вызывают к жизни новые эмоции. В финале на первый план выходит победившая радость. Но на самом деле заключения нет, потому что человеку предстоит сделать новый шаг навстречу своему страху, и тогда все повторится вновь.

— Почему ты в своем спектакле выступаешь в роли Страха?

— Потому что мне близко и понятно это чувство. Появилась проблема — страшно. Случилась неприятность, заболел — страшно. Решился на что-то новое — страшно. Страх занимает внутри нас большое пространство, — отвечает хореограф.

Это признание несколько удивляет. На вид Мария, что называется, человек не из робкого десятка. Танцами она занимается с шести лет. Начинала в ансамбле «Жемчужинка», куда, по ее собственному признанию, родители отвели ее из-за избытка энергии. В 15 лет пришла в театр Владимира Лопаева.

— Он побывал у нас на репетиции, посмотрел, потом пригласил меня в театр, и я побежала за ним, потому что увидела в нем своего учителя, — вспоминает девушка.

В итоге танец стал ее образом жизни. Мария окончила Московский государственный институт культуры и искусств, получив профессию хореографа. По всему видно, человек вырос цельный, целеустремленный, сильный. А может быть, потому и сильный, что каждый день побеждает свой страх?..

Язык, общий для всех 

«Для меня правил нет. Мне действительно неважно, с каким телом я работаю, где и какому танцу это тело обучалось. В первую очередь я работаю с человеком, который находится напротив меня. Важно, чтобы границы растворялись», — сказал в одном интервью Уэйн МакГрегор.

Языку танца не требуется переводчик, поэтому сегодня, когда границы растворяются и люди становятся все более восприимчивы к культурам других народов, пластический театр открывает для себя новые горизонты.

— Мы недавно были в Амстердаме, смотрели четыре пластические постановки. То же самое было в Праге. То же самое будет в любой другой стране. Это же здорово, когда люди понимают друг друга без слов! — говорит Маша.

Спектакли всех участников Образовательной программы будут показаны на фестивале Сontext, который пройдет в Санкт-Петербурге в конце августа. Гала-вечер станет финальной частью проекта для хореографов со всей России. Одну из постановок, представленных публике и высокопрофессиональному жюри, покажет иркутянка Мария Яшникова.

Она стоит у зеркала в маленькой гримерке, на лице ее сияет радость. Заходят люди, которых она любит и которые любят ее. В общем-то, цель уже достигнута. Она сделала еще один шаг в страшное новое. Теперь надо делать еще один, потом еще и еще…

Фото Алексея Головщикова

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио