Старейшина иркутских чувашей

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #34 (923) от 5 сентября 2019

В прошлом году Геннадий Моисеевич Моисеев отметил 80-летие. Но о возрасте не догадаешься, как и о военном прошлом, если увидишь нашего героя где-нибудь на концерте с гармонью в руках и в рубашке с национальными мотивами. В его репертуаре — чувашские задорные плясовые мелодии, песни на родном языке и композиции собственного сочинения о Байкале, Иркутске и Сибири.

«Куда армия направит — там и служил» 

Времени для встречи с Геннадием Моисеевичем и его супругой Галиной Васильевной у нас не много — короткий промежуток между концертом на одном из иркутских праздников, где он исполнял чувашские песни, и вечерней электричкой до дачи. Туда ехать нужно обязательно, ведь урожай не ждет, работы немало.

Пока хозяйка дома накрывает стол, мы беседуем с Геннадием Моисеевичем. Родился он в Чувашии, там прошли детские и школьные годы. В республике у него до сих пор остается родня, в том числе брат с семьей. Там же и могила матери…

Как так вышло, что уроженец далекой Чувашии пустил корни в Иркутске? Армия всему причина. После окончания школы Геннадий Моисеев вместе с одноклассником отправился на Урал, где поступил в краснотурьинское техническое училище № 4. Заведение готовило специалистов для алюминиевой промышленности, выпускники обычно шли работать на местный завод. Два месяца там трудился и Гена Моисеев. А затем его призвали в армию. О карьере военного он и не задумывался, после службы собирался вернуться на родное предприятие.

— С армией сами знаете, как бывает: куда отправили, туда и пошел, поплыл, полетел. Я попал в танковые войска, стал командиром. Экипаж у нас был интернациональный: я чуваш; механик-водитель — русский, с Урала, наводчик орудий — белорус, — вспоминает Геннадий Моисеев.

Затем армейцев распределили по линейным частям, и наш герой оказался в Кунгуре, под Пермью, где стал командиром военно-учебного танка. Это был 1958 год. Но и тут служил недолго, через год дивизию расформировали, а Геннадию Моисееву предложили поступить в военное училище.

— Перед тем как я в армию уходил, мне начальник цеха на заводе говорил: «Гена, может, в очередь на жилье встанешь? Вернешься — у тебя квартира будет». А я же молодой был, сказал, что мне этого не надо. Как будто в воду глядел, и так получилось, что в армии остался, — рассказывает Геннадий Моисеев. — Поступил в высшее командное инженерное военное училище в Перми и был среди первых выпускников-ракетчиков.

После выпуска молодой офицер оказался сначала в белорусских Пружанах, а затем в Сибири. В Красноярском крае, где развернули ракетное соединение, Геннадий Моисеев провел 17 лет, дослужился до майора и в этом звании в 1983 году прибыл в Иркутск, где начинали строить микрорайон Зеленый.

— В Зеленом еще лес шумел, я практически не снимал резиновые сапоги, потому что сыро было, строители тогда расчищали площадку. Командовал небольшой частью, которая занималась комплектованием боевых пусковых установок, — говорит Геннадий Моисеевич.

В 1985 году первые два дома для ракетчиков 29-й гвардейской ракетной дивизии были сданы в эксплуатацию. В том же году Геннадия Моисеева отправили на пенсию.

«Сберечь свои корни» 

К тому моменту Геннадий Моисеевич был уже человеком семейным, и решение остаться в Иркутске принимал не единолично. Город понравился и его первой супруге, которая, к сожалению, в 1990-х годах скоропостижно скончалась, и сыну. Так сложилось, что жена у Геннадия Моисеева была русской и в окружении сородичей не оказалось, потому соблюдать традиции своего народа было сложно. Даже поговорить на родном языке было не с кем, разве что изредка по телефону с родственниками, оставшимися в Чувашии. Но ситуацию изменил случай.

— Однажды купил я газету, листаю ее и нахожу статью про сибирских чувашей. Это был 1991 год, — рассказывает Геннадий Моисеевич. — Я 27 лет в армии служил, и как-то не пришлось встречать земляков. А тут в заметке говорилось, что создается чувашский национально-культурный центр и все, кому интересно, могут к нему присоединиться. Там же давались контакты Михаила Романова, который и стал первым председателем нашего объединения. Он, кстати, тоже служил танкистом, во время Великой Отечественной войны прошел от Москвы до Берлина, еще и в Прагу завернул.

Вот уже почти 30 лет Геннадий Моисеев состоит в чувашском центре. Его называют старейшиной иркутских чувашей: из тех, кто первыми вступил в объединение, он остался один — кто-то вернулся на родину, а кого-то уже нет в живых. Сейчас национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ» — одно из самых активных объединений в регионе, которые в своей деятельности поддерживают народные традиции. Проводят многочисленные праздники, просветительскую работу, сохраняют языковую культуру.

— Мне кажется, если хочешь себя считать настоящим чувашом, важно постоянное общение. Если бы я не был членом Иркутского национально-культурного центра чувашей, было бы сложно сохранить свои корни. Здесь можно собраться с людьми, поговорить на родном языке, вспомнить стихи, басни почитать, песни попеть, поговорить на бытовые темы, — отмечает он.

«Сохранение языка — задача важная» 

Чувашский язык, к слову, явление уникальное. Он относится к тюркской языковой семье и является единственным живым языком булгарской группы. По данным 2010 года, в России на нем говорят чуть больше одного миллиона человек, то есть сохранение языка — задача крайне важная. Потому что даже на родине Геннадия Моисеевича чувашский язык находится, по мнению ряда исследователей, на грани исчезновения.

— Услышать русскую речь в детстве было целым событием. Сейчас я через каждые три года приезжаю на родину, вижу, как народ изменился. В самой Чувашии на родном языке, может, только старики в деревнях разговаривают. У меня брат живет в районном центре, они с женой оба чуваши, но дети их уже на чувашском не говорят. Это обидно, конечно. В моей семье тоже так. Сыну за пятьдесят, он чувашского не знает, внук тем более. Он и в Чувашии не был. После меня языком владеть некому будет, я в семье нашей фактически «последний из чувашей», — грустно шутит Геннадий Моисеев.

Впрочем, рассказывает Геннадий Моисеевич, в самой Чувашии среди молодежи родной язык начал входить в моду, владение им становится чем-то вроде маркера культуры конкретного человека, его национальной идентичности, что, конечно, не может не радовать.

Иркутское сообщество чувашей тоже старается развивать язык, который, между прочим, «мигрировал» в Восточную Сибирь больше ста лет назад, когда чуваши начали осваивать территорию, создавать здесь свои поселения.

Сейчас в Иркутской области насчитывается около четырех тысяч чувашей, но заметна тенденция к сокращению численности. По данным переписи населения, с 1979 года их количество уменьшилось более чем в 2,5 раза, соответственно и носителей языка становится все меньше. Геннадий Моисеевич — один из тех, кто родной язык не забыл, свободно им владеет и учит других людей через песни.

Геннадий Моисеев основал при центре ансамбль чувашской песни. Изначально в коллектив входили восемь человек, все уже пожилые люди. Сейчас исполнителей пятеро. В репертуаре — и песни, которые помнятся с детства, и те, которым Геннадия Моисеевича во время его визитов в Чувашию научили земляки.

— Он регулярно ездит в Чувашию, там у него есть знакомый композитор и исполнители, к которым ходит на концерты. Там ему столько книг надарили с текстами и нотами. Гена теперь по этим нотам подбирает мелодии. Вот пришла в ансамбль новая солистка – и уже новую песню разучили, — рассказывает Галина Васильевна.

Боевые товарищи

В своем музыкальном творчестве Геннадий Моисеевич — самоучка. Игре на гармони, с которой выступает на всех городских праздниках, обучился самостоятельно. А вот Галина Васильевна музыкой занимается профессионально. Она педагог. Сначала была воспитателем в детском саду, потом учителем и завучем в школе № 28 на Кае, позже перепрофилированной в лицей № 1, но большую часть своей жизни проработала в 71-й школе на улице Маяковского. Сорок лет Галина Васильевна посвятила детям, знакомя их с композиторами, основами нотной грамоты и обучая сольфеджио.

Именно музыка связала Геннадия Моисеевича и Галину Васильевну. Познакомились они 15 лет назад в народном хоре «За околицей». Когда в ансамбль пришла Галина Васильевна, Геннадий Моисеевич пел в нем уже семь лет.

— Бывший военком Чунского района Евгений Сергеевич Кузовников организовал в свое время в Иркутске совет ветеранов 4-й танковой гвардейской армии. Вместе с членами совета стал ходить в клуб ветеранов на улице Волжской — там участникам хора и понравился мой голос. В нем тогда пели 38 фронтовиков. Сейчас уже никого, к великому сожалению, нет, — с проникновенной грустью говорит Геннадий Моисеевич.

А Галина Васильевна оказалась в хоре, потеряв мужа. Ее туда позвали подруги, чтобы чем-нибудь занять. Вместе с коллективом она принимала участие в разных конкурсах, концертах. Не только исполняла песни, но и была ведущей, читала стихотворения, рассказывала зрителям об авторах и истории тех произведений, которые были в репертуаре хора.

Свой супружеский союз с Геннадием Моисеевичем называет боевым товариществом. Это тот случай, когда людей связывают общие интересы. Они дуэтом выступают на концертах, вместе разучивают песни. Педагог по профессии, Галина Васильевна научила супруга музыкальной грамоте. Русская по национальности, она активно включилась в деятельность иркутских чувашей.

— Я им только помогаю организовывать все праздники, накрывать столы как хозяйка, — скромно говорит Галина Васильевна, добавляя, что для нее даже пошили чувашский костюм.

«Российская глубинка»

Национальная одежда — это неотъемлемая часть наследия любого народа. В чувашских нарядах преобладают белый и красный цвета. Вместе они символизируют чистоту и жизнь. «Полотном» костюма всегда служит белая ткань, а уже на ней появляется вышивка красной нитью, иногда зеленой и желтой. Вышивка эта непростая. Основу орнамента составляет древнечувашская рунопись, которую даже можно расшифровать — для этого есть специальные книги.

Нарядные белые рубахи, конечно же, надеваются на праздники. А их у чувашей много, большинство связано с древними обрядами. У семьи Геннадия Моисеевича и Галины Васильевны самый любимый — Акатуй, он еще называется свадьбой плуга и земли.

— Это основной чувашский праздник. Он обычно проводится после завершения посевных работ — в июне, когда все основные дела выполнены и можно немного отдохнуть, — говорит Геннадий Моисеевич. — Помню из детства, как у нас устраивали шумное веселье, ярмарку. В деревне была карусель, которую нужно было раскручивать. Кто это делал, тот потом мог бесплатно на ней кататься. Музыка играла, разные угощения продавали.

Сейчас в Иркутске Акатуй — это один из самых известных чувашских праздников. Два года назад на него приезжали 250 делегатов, в том числе из соседних регионов и из Чебоксар — столицы Чувашии. На празднике всех желающих знакомят с национальными обрядами и ритуалами, проводят ярмарку, устраивают концерты.

А 7 сентября в Иркутске проведут еще один обрядовый чувашский праздник — Чуклеме, праздник урожая. В старину он сопровождался благодарственными молениями и угощениями. С историей и традициями праздника познакомят и иркутян.

Кстати, об угощениях. Именно овощи составляют основу чувашской кухни. Что растет в огороде — то идет на стол и в отличие от русских традиций не пассируется. В национальных блюдах и мяса много. Например, шурпе — суп, который нужно варить несколько часов, или шартан — колбаса из желудка, начиненного мясом и салом. А еще настоящим достоянием чувашского народа называют пиво. Секреты приготовления этого напитка передаются из поколения в поколение. В Иркутской области проводят даже фестиваль чувашского пива «Кер сари» — еще одно национальное торжество.

И почти ни один чувашский праздник в нашем городе и регионе не обходится без Геннадия Моисеевича и Галины Васильевны, когда старейшина иркутских чувашей берет в руки гармонь и исполняет национальные песни, а еще свои, авторские, на русском языке. Вот и для нас Геннадий Моисеевич спел одну из самых пронзительных песен, которую, как говорит, сочинил случайно. Называется «Российская глубинка», рефреном в ней повторяются строчки, что без Байкала, Иркутска и Сибири не было бы нашей страны…

Фото из архива Геннадия Моисеева

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио