В ближайшие 15–20 лет стремительное развитие науки и технологий приведет к тому, что более 50% существующих на данный момент профессий устареют. Какие новые специальности предлагают освоить выпускникам школ в Иркутском государственном университете, наша газета представляет в рубрике «Профессии будущего». Мы уже рассказали о новациях в таких областях, как биология, химия, география, геология, педагогика, физика, экономика, история. Как в будущем смогут применить свои знания студенты, которые учатся в Институте социальных наук (ИСН) ИГУ, наш корреспондент спросил кандидата социологических наук, исполняющую обязанности заведующей кафедрой культурологии и управления социальными процессам ИСН ИГУ Надежду Грицких.
— Надежда Викторовна, Институт социальных наук ИГУ является лидером в подготовке специалистов для социальной сферы и управленческих структур региона. Каким образом развитие технологий способно изменить область применения знаний, где трудятся выпускники вашего вуза?
— Управление распространяется на различные социальные, экономические и культурные сферы общества. На сегодняшний день нет ни одного человека, который не стал бы субъектом управленческой деятельности. Студенты, обучающиеся по направлению «Менеджмент», получают наиболее универсальные знания и в будущем могут применять их, например, в качестве координаторов программ развития обществ, менеджеров по управлению онлайн-продажами, маркетологов энергетических рынков, бренд-менеджеров пространств. Если обратиться к Атласу новых профессий, то можно заметить, что данный сегмент представлен весьма обширно. Он требует от специалиста умения работать как с большими коллективами, так и с отдельными группами людей, быть клиентоориентированным и способным понимать запросы потребителей.
— Мне кажется, что эти умения и способности востребованы уже сегодня, например, в сфере продаж…
— Действительно, по данным портала Career.ru, например, только в июле 2022 года по запросу «менеджер по управлению онлайн-продажами» опубликовано более 400 запросов. Это специалист, который в оффлайн-компаниях разрабатывает механизмы продвижения товаров через интернет, организует в сети маркетинговые кампании, сопровождает собственные онлайн-магазины компании или работает с партнерами по улучшению сервиса для клиентов.
Но есть и направления, где спрос на наших выпускников только формируется. Например, создание личного бренда. Важный аспект современного бизнес-коучинга — образ, точно рассчитанный на целевую аудиторию. Он позволяет выделиться среди других специалистов и стать лидером общественного мнения в своей нише. В рамках образовательного процесса наши студенты занимаются формированием персонального имиджа с использованием социальных сетей и других публичных площадок.
Также отметим, что для нашего региона выражена потребность в профессионалах маркетинга энергетических рынков. Знания глобального и российского рынков энергопотребления, способность решать маркетинговые задачи энергосбыта дают нашим выпускникам возможность приоритетного трудоустройства на предприятия энергетического сектора.
— В Институте социальных наук ИГУ есть программа подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Как они смогут применить свои знания в будущем?
— Студенты, обучающиеся на направлении подготовки «Социально-культурная деятельность», помимо управленческих изучают дисциплины культурологического цикла, что позволяет им работать коучами по межкультурной коммуникации. В частности, они учат гидов находить общий язык с представителями разных поколений и культур. Кроме того, они востребованы как арт-оценщики, то есть специалисты, способные оценивать новые форматы произведений искусства, которые состоят из разнородных элементов, отличаются сложностью или недолговечностью, например, сайнс-арт, стрит-арт или перформанс.
Обширная база практик позволяет студентам Института социальных наук окунуться в мир управления еще на студенческой скамье, а также получить опыт проектной деятельности.
Марк Тихонов
Фото предоставлено ИСН ИГУ
Встреча студентов со всемирно известным исследователем Мирового океана, профессором, Героем Российской Федерации Анатолием Михайловичем Сагалевичем в рамках мероприятия «Миры»: мир науки, мир кино, мир Байкала», организованного совместно НПЦ «Креативный город» и дирекцией XXI Международного кинофестиваля «Человек и природа»