Скульптор городских пространств 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (912) от 20 июня 2019

Для него город — пластилин, которому можно придать любую форму. Он легко и компетентно рассуждает об урбанизации и архитектуре, на его счету несколько спроектированных городских пространств, а ведь ему только 23 года. Роман Малинович, магистрант ИРНИТУ, руководитель Клуба молодых архитекторов и регионального сообщества «Городские реновации» рассказал о том, почему молодым зодчим интересно оставаться в Иркутске и к чему стремится сегодняшняя городская среда.

Профессия творца 

Роман Малинович может смело называть себя архитектором с 20-летним стажем, ведь его карьера началась в три года — когда родители привели его в детскую школу архитектуры и дизайна «Пирамида» при ИРНИТУ.

— Сколько себя помню, всегда мечтал стать архитектором, — говорит Роман. — Правда, в восьмом классе мелькнула мысль поступить на экономику или выучиться на повара, поскольку я очень люблю готовить. Но в итоге подал документы только в один вуз и на одно направление: Институт архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ.

Роман сознательно остался в Иркутске, потому что родной город всегда пробуждал в нем живой архитектурный интерес. Он с детства представлял, что можно изменить у себя в Глазково: как переделать развязку, где бы устроить парк, куда бы вписать новостройки. И в своих первых курсовых реализовал все эти детские фантазии. Правда, проекты так и остались на бумаге. Но за ними последовали другие — ожившие.

— Первые проекты мы разрабатывали для дворов Октябрьского округа в 2017 году. Сначала нам поручили обычные дворики, где не нужно было никакой фантазии, – просто разместить лавочки, урны, фонари. Но даже там важно было учесть архитектурные правила и мнения жителей, — вспоминает Роман. — На второй год дали три двора посерьезнее и поинтереснее. Один из них, на Трилиссера, 86, мы спроектировали в морской тематике. И я так удивился, когда понял, что все получилось, как на бумаге. Уже тогда мы стали отказываться от одинаковых ярких детских площадок. Ведь они убивают уникальность двора, снижают уровень культуры населения. У каждого двора своя история и свои жители, это и нужно отразить при благоустройстве.

Заказы доставались студентам от главного архитектора Иркутска Сергея Александрова, который в свое время основал Клуб молодых архитекторов. Роман присоединился к этому движению на втором курсе, а в 2017 году уже сам его возглавил.

— Одновременно с этим я стал бывать на фестивале «АрхБухта», откуда мы постоянно привозили какие-то арт-объекты для Иркутска. Его еще в шутку называют фестивалем лавочек, потому что там создается много таких объектов. Так в спортпарке «Поляна» появились уединенные площадки для йоги и медитации, лавочки в форме спирали, звезды и ДНК, на острове Юность — «слоеная» деревянная лавочка-нерпа, на малом Конном — небольшой пирс, — перечисляет Роман. — При этом интересно наблюдать, как арт-объекты начинают жить своей жизнью. На пирсе вдруг стали проводить свадебные фотосессии и пикники, хотя авторы этого не предполагали. А в Ново-Ленино беседку, которая задумывалась для отдыха и работы молодежи, с удовольствием заняли бабушки.

Выход на городскую арену 

После эксперимента с дворами ребят стали привлекать к проектированию общественных пространств по программе «Формирование комфортной городской среды». Дебютировали прошлым летом в Академгородке — благоустроили там аллею в дендропарке и обустроили первую велодорожку.

— Эти 400 метров велодорожки мы делали долго и кропотливо, так как прецедента в Иркутске еще не было. Рассчитывали, насколько нужно расширить тротуар, сверялись с федеральными нормами, затем нарисовали мелом разметку и наблюдали, как прохожие на нее реагируют, соблюдают ли знаки, — продолжает Малинович.

Клуб молодых архитекторов приложил руку и к благоустройству правого берега реки Ушаковки: они убедили старших коллег предусмотреть там велодорожки и места спортивного досуга. Кроме того, студентам выпала честь придумать главную скульптурную композицию для нового общественного пространства.

— Мы склоняемся к тому, чтобы установить на въезде с трамвайного моста арт-объект в виде мельницы, ведь именно там находились водяные мельницы купца Ушакова, — делится своей задумкой молодой человек.

Как у любого востребованного архитектора, у Романа уже подбит план работы на следующий год: два его крупных проекта прошли народное голосование по программе «Формирование комфортной городской среды» и будут полностью осуществлены. Это сквер в переулке МОПРа и площадка возле общежитий ИрГУПСа на улице Лермонтова.

— Приступив к проекту сквера на МОПРа, мы в первую очередь углубились в историю движения, постарались найти интересные черты и факты. Значок организации решили интерпретировать в малой архитектурной форме: большие буквы М, О, П, Р будут выполнять функцию и парковки для велосипедов, и детской площадки, и зоны отдыха, — объясняет Роман. — Мы постарались продумать необычную детскую площадку: стену близлежащего здания использовать в качестве скалодрома, сделать разноцветный резинопол с рельефом — искусственными кочками, по которым можно бегать и кататься, позаботились о том, чтобы сверху площадка выглядела интересно и ярко.

Высокий полет 

Архитекторы, тем более занимающиеся городской средой, зачастую остаются непризнанными. Но имя Романа Малиновича уже громко зазвучало в Иркутске осенью, когда стало известно о готовящейся реконструкции кинотеатра «Чайка». Он выступил автором проекта Центра молодежи, который скоро разместится внутри бывшего кинотеатра. Концепцию, разработанную по прямому поручению мэра города Дмитрия Бердникова, архитектор представил на Форуме молодежи. Идея сразу же получила широкую огласку, и после общественных обсуждений концепция Центра немного видоизменилась:

— Мы оставим один кинозал, устроим небольшую концертную площадку, коворкинги и кофейни для молодежи, независимый медиа-центр. Большой зал на 420 мест сохранится, но станет более мобильным и удобным. А вот от Центра технического творчества пришлось отказаться из-за нехватки площадей, — продолжает автор проекта.

Во время демонтажа Роман постоянно находился на площадке — архитектор и прораб в одном лице. Каждый день открывались новые интересные подробности: сначала выяснилось, что все сиденья в зале из дерева, значит их придется полностью менять по правилам пожарной безопасности, затем обнаружили под глухой стеной замурованный стеклянный фасад. Конечно же, его решили открыть.

— Мы вообще планируем восстановить исторический фасад 1976 года, выполненный в стиле советского конструктивизма. Он будет украшен интересным, подсвеченным барельефом Валентины Терешковой, в честь которой и был назван кинотеатр «Чайка». Думаю, что к концу года Центр молодежи частично заработает, — полагает архитектор.

Помимо всех этих крупных, важных для Иркутска проектов Роман успевает продвигать и собственные инициативы: недавно он вернулся с форума «Таврида» с грантом 1 миллион рублей на реализацию проекта «АрхДвижение».

— Это комплекс мероприятий по развитию городской среды, повышению уровня культуры населения, в том числе с вовлечением студентов и школьников. Частью проекта является фестиваль «АрхДерево», в рамках которого мы установим возле политеха архитектурное дерево (как делали прошлым летом возле Дома художника), и оно заменит неприглядную, однобоко украшенную новогоднюю елку. Всего проект включает в себя семь мероприятий до конца года, — рассказывает Малинович.

Конечно, такого талантливого архитектора не могли не заметить в столице. Романа уже не раз приглашали переехать, но у него на это свой ответ:

— Пока я здесь не попытаюсь преобразить городское пространство, никуда не уеду. В Иркутске есть реальная возможность что-то изменить самому.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио