Сказочные уроки: автор проекта «Герои нашего времени» рассказала, как он может помочь детям

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #41 (930) от 23 октября 2019

Известно, что слово — это начало начал. Психолог София Канавина считает, что дети, лишенные родительской любви и поддержки, могут найти верный путь в жизни с помощью сказки. Важно только вовремя рассказать ее ребенку. 

Банк жизненных ситуаций 

София Канавина окончила психологический факультет Иркутского государственного университета в 2014 году. Еще в вузе увлеклась сказкотерапией. Основоположником этого метода является ученый из Санкт-Петербурга Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Раскрывая его суть, она, в частности, пишет: «Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем… В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным. Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».

— Я занимаюсь профилактикой социально негативных явлений — наркомании, суицидов, ВИЧ-инфицирования, и именно с помощью сказкотерапии у детей, лишенных родительского воспитания, можно создать тот самый «банк жизненных ситуаций», который в трудный момент даст им возможность выбрать правильное решение, — рассказала София.

После прохождения отдельного курса по изучению сказкотерапии, который был организован в Иркутске психологом Эльвирой Паниш, София разработала собственный проект «Герои нашего времени».

— Сегодня детей окружает множество супергероев, — пояснила она. — Я подумала, что было бы здорово дать им раскрыть тему, как самому стать супергероем.

Поселить в свой дом сказочных героев 

Занятия с детьми и подростками София проводит в детских домах, реабилитационных центрах, а также в приемных семьях.

— С чего обычно начинается занятие сказкотерапией?

— Самый простой метод выйти с детьми на контакт — это предложить им нарисовать свою любимую сказку. Но с ребятами из детских домов нередко возникают трудности из-за того, что они начинают рисовать дом, семью, маму. Тогда приходится маневрировать и предлагать развить ситуацию, например, задавая вопрос: «А каких сказочных героев ты хотел бы поселить в свой дом?».

Во время занятий мы много общаемся, рассказываем сказки и обсуждаем их, рисуем, лепим из пластилина. Используются как авторские сказки, так и уже хорошо известные. С большим интересом ребята сами создают сказки, развивая уже знакомые сюжеты, например «Курочки Рябы» или «Золушки».

— Возраст детей, с которыми вы занимаетесь сказкотерапией, имеет какое-то значение?

— Как правило, это дети от шести до 12 лет. Но иногда на занятия приходят и подростки. Для работы со старшими ребятами я обычно использую мультсериалы, которые несут позитивный посыл, в частности такой популярный мультик, как «Гравити Фолз». Он добрый, в нем нет сцен насилия, пошлых шуток. Из советских много позитивных эмоций вызывает «Цветик-семицветик».

— А такой популярный сериал, как «Том и Джерри», вы не рассматривали в качестве пособия для сказкотерапии?

— «Том и Джерри», конечно, классика мультипликации, но я его не беру для занятий. Причина, наверное, в том, что я кошатница, а Том в этом мультике все время страдает. Мне больно на это смотреть.

— Судя по вашему рассказу, метод сказкотерапии широко использует рисуночные тесты. Что преимущественно изображают ребята?

— Я уже отмечала, что большинство детей сначала рисуют дом. Я думаю, это связано с тем, что они ищут опору в жизни, место, куда смогут вернуться. Потом начинают населять картину какими-то героями. В одной из групп мы изображали супергероев, помещая их в необычную среду. Например, один мальчик нарисовал, как человек-паук собирает на поляне цветы.

Вообще, дети, которые находятся в социальных учреждениях, на наши занятия реагируют очень позитивно. Но бывают и трудные случаи. Запомнилось, как два подростка однажды начали вычерчивать воровскую символику, причем демонстрируя глубокое погружение в тематику. Поскольку ребята были очень закрытыми, я постаралась похвалить их усердие, подбор цветов, четкость линий. То есть подчеркнуть достоинства, а не недостатки. Но сам по себе сигнал для педагогов был тревожный.

Еще запомнился мальчик, который очень хорошо лепил фигурки из пластилина. Так случилось, что я забыла взять с собой на занятие пластмассовые ножи для резки материала. Выручили скидочные пластиковые карты. Когда занятие закончилось, этот мальчик подошел ко мне и чуть ли не со слезами попросил подарить ему карточки. Привычные для нас вещи для этого ребенка оказались небывалой редкостью. Моему подарку он несказанно обрадовался…

О том, как полюбить себя 

София мечтает, чтобы сказкотерапия как можно чаще использовалась в работе психологов и педагогов. Она даже написала учебно-методическое пособие «Метод комплексной сказкотерапии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». В нем изложены основные приемы работы, а также собраны сказки, написанные Софией. Есть, например, история о том, как в лесу лежала коряга и страшно мучилась от того, что она некрасивая. Вокруг росли высокие стройные деревья, которые подчеркивали ее уродливость. Но после череды приключений коряга попала к художнику, который был восхищен ее фактурой и необычностью формы. В руках мастера она стала произведением искусства и попала в музей.

Еще одна история рассказывает о принцессе, не способной полюбить себя. Что бы она ни делала, какие бы наряды ни надевала, она всем была недовольна. Настолько недовольна, что искренне считала себя не достойной ничьей любви. Принцесса хотела исправить ситуацию с помощью волшебного зелья, но, как это часто случается в сказке, перепутала бутылочки и сделала глоток из сосуда, который предназначался принцу. Девушка не верила, что прекрасный юноша сможет полюбить ее. В итоге благодаря путанице принцесса увидела себя в совершенно ином свете и полюбила. Естественно, что и все вокруг стали относиться к ней с любовью.

По мнению Софии Канавиной, самая большая проблема, из-за которой сегодня страдают дети, — это одиночество, а значит, отсутствие любви и признания.

— Родители мало времени проводят с детьми, они постоянно заняты на работе. Дети компенсируют недостаток родительского внимания интернет-общением. Но это не может восполнить все потребности и отрывает от реальности, — поясняет София.

Можно ли решить эту проблему, не привлекая родителей? София считает, что можно:

— Вариантов много. К примеру, при магазинах настольных игр сейчас стали открываться клубы, где люди встречаются, общаются, среди них немало подростков. Настольные игры развивают мышление, а не просто развлекают. Сказкотерапия — это тоже своего рода игра. Это живое общение через метафоры, образы, символы, которые интересно интерпретировать, они помогают ребенку снять психологические барьеры и стать более открытым миру, другим людям — значит, уже не одиноким…

Фото Валерия Панфилова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио