Штурмовое предупреждение: как Николай Челноков заставил противника менять боевую тактику 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #26 (964) от 8 июля 2020

Небольшую улицу, протянувшуюся вдоль железнодорожного вокзала «Иркутск — Пассажирский», все знают как улицу Челнокова. Если пройти по ней до перекрестка с улицей Маяковского и поднять голову, можно заметить на пригорке бюст авиатора, вокруг которого разбит небольшой уютный сквер имени героя. Какое новаторство проявил Николай Васильевич Челноков во время боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны, чем руководствовался в жизни и за что ему дважды присвоили высокое звание Героя Советского Союза, — в нашей постоянной рубрике «Улицы Победы».

Через тернии к небу

Весной 1906 года в семье краснодеревщика Василия Челнокова и его супруги Марфы Дмитриевны родился сын. Мальчика назвали в честь Николая Чудотворца, покровителя всех воинов, мореплавателей и путешественников. По стечению обстоятельств ребенок появился на свет в Иркутске: до этого Челноковы жили в Петербурге, но тревожные события 1905 года заставили их перебраться в более спокойное место. Так семья оказалась в столице Восточной Сибири. Столяром Василий Сергеевич здесь устроиться не смог и пошел работать кассиром на железную дорогу. Марфа Дмитриевна занималась хозяйством и детьми (Коля был третьим ребенком в семье). В 1908 году, когда революционные события стихли, Челноковы вернулись в Петербург.

В 1917 году, как только Николай окончил трехклассное городское училище, семья вновь переезжает: из-за Гражданской войны отец принял решение вывезти своих из голодающего Петрограда в родную деревню Глебово Тверской губернии. В Твери Николай окончил 9-летнюю школу. В 1926 году вернулся в Ленинград, но поскольку не имел никакой специальности, пришлось идти на биржу труда и работать поденщиком на временных работах: грузчиком на железнодорожной станции, чернорабочим на стройках, штукатуром.

— В 1928 году Николай поступил на первый курс Ленинградского электротехнического института, но вскоре добровольно ушел в армию и в декабре этого же года по комсомольской путевке был направлен в авиацию. Он окунулся в летное дело с головой: окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1929), 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков имени Осоавиахима (1930), Севастопольскую военную школу морских летчиков (1931). Последнюю в 1932 году перевели в Ейск, а Николая Челнокова оставили при ней инструктором, — рассказывают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы г. Иркутска.

По служебным аттестациям можно проследить, как росло мастерство военного летчика Николая Челнокова. «Дисциплинирован. Силой воли обладает. Выдержан, добросовестен. Инструкторской работой интересуется. Знания теории полета и матчасти — удовлетворительны. Методическое руководство группой удовлетворительное. Техника полета хорошая. В личной тренировке требуется отшлифовка посадок. Инициативен недостаточно», — это из первой характеристики 1931 года. Уже через год отмечается, что Челноков «матчасть знает хорошо. Методическое руководство курсантами вполне удовлетворительное».

К 1936 году Николай Васильевич набрался летного и педагогического опыта, о чем свидетельствует доброжелательный отзыв начальства: «Отличный школьный работник, с большим методическим опытом. Упорный, кропотливый, требовательный. <…> Летная подготовка хорошая». На основании этой аттестации в феврале 1936 года инструктора-летчика Николая Челнокова назначают командиром одного из отрядов школы, а в марте присваивают воинское звание «старший лейтенант».

Во время службы в авиашколе он был избран депутатом Ейского городского совета депутатов трудящихся. А за отличную и безаварийную подготовку курсантов Николай Челноков был награжден орденом «Знак Почета».

Затем он служил в 1-м минно-торпедном авиаполку 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Участвовал в советско-финской войне, выполнил 40 боевых вылетов. За проявленные при этом отвагу и храбрость Николая Васильевича награждают орденом Красного Знамени.

Взлеты и падения 

Первое серьезное летное происшествие со старшим лейтенантом Челноковым произошло 20 января 1939 года. Самолет Р-6 потерпел крушение по вине технического персонала. Летчики (на борту с Челноковым находился помощник командира 1-го МТАП майор Е.Н. Преображенский) получили травмы и были временно отстранены от летной работы.

На партийной комиссии, созванной через несколько месяцев по поводу приема Челнокова в члены ВКП(б), он так объяснил случившееся: «Не проверил сам машину, а мне доложили, что все в порядке, в результате руль глубины был неисправен. Во время взлета машина потерпела аварию».

На начало Великой Отечественной войны капитан Николай Челноков — командир эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка ВВС Балтийского флота. Эскадрилья под командованием Николая Челнокова успешно наносила удары по неприятельским портам, кораблям в море, железнодорожным станциям и войскам противника на подступах к осажденному Ленинграду.

До конца 1941-го и в первые месяцы 1942-го Николай Челноков выполнил 78 боевых вылетов, нанеся противнику немалый урон. За успешное командование эскадрильей и проявленные при этом героизм и отвагу Николаю Васильевичу Челнокову 14 июня 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Через год он становится помощником командира, а затем — командиром 8-го Гвардейского штурмового полка Черноморского флота.

Полк Челнокова участвовал в сражениях за Керчь, Феодосию, Севастополь, в боях по освобождению Крыма. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова-штурмовика.

— Он применил самолет для штурмовых ударов по морским целям противника и на практике доказал, какое грозное оружие «ИЛы» на морском театре военных действий. Под натиском штурмовых ударов нашей авиации противник вынужден был отказаться от дневных операций на направлении Новороссийск — Анапа — Керчь. Но советские летчики успешно громили врага и ночью, — продолжают краеведы. — До этого бытовало мнение, будто морские транспорты — цель только для бомбардировщиков, а отнюдь не для штурмовиков. Это подтверждала и тактика фашистов: они держали свои корабли в радиусе действия штурмовиков. В боях за освобождение Севастополя «челноковцы» опровергли и это мнение: они потопили 24 морских транспорта и несколько танкеров противника, доказав, что не только малые, но и крупные корабли могут быть доступны «ИЛам». В марте 1944 года за время операции по освобождению Крыма летчики полка Челнокова произвели две тысячи боевых вылетов, уничтожив большое количество транспортов и кораблей фашистов.

Вторая звезда 

«…Напал на цель — добей до конца, — не раз говорил Челноков молодым летчикам. — Мало поразить — надо уничтожить врага. Не шаблон, а четко разработанная схема каждого удара обеспечивает победу». Этому золотому правилу он следовал всюду, где бы ни приходилось ему воевать.

За успешные боевые действия Челнокова наградили орденом Красного Знамени. К тому времени на его боевом счету числилось 277 штурмовых ударов по войскам врага. 19 августа 1944 года на его груди заискрилась вторая медаль Героя Советского Союза.

Челноков умело руководил действиями полка при прорыве вражеских укреплений на Карельском перешейке, во время изгнания врага из Прибалтики, водил штурмовиков на удары по кораблям фашистов в Выборгском и Нарвском заливах.

После войны Челноков продолжил службу в Вооруженных Силах СССР, занимал высокие командные должности, охотно делился опытом, несколько лет работал в Центральном аппарате военно-морского флота. В 1949 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Через пять лет Николай Васильевич ушел в запас и остался жить в Москве. 16 июля 1974 года Челнокова не стало, герой похоронен на Головинском кладбище в столице.

9 мая 1985 года улица Вокзальная в Иркутске была переименована в улице Челнокова, а на доме № 20А появилась доска из белого мрамора с текстом: «Улица названа в год празднования 40-летия победы советского народа над фашисткой Германией именем уроженца г. Иркутска, дважды Героя Советского Союза Челнокова Николая Васильевича».

По инициативе и на средства Восточно-Сибирской железной дороги 8 мая 2005 года в сквере на углу улиц Челнокова и Маяковского поставили памятный знак с надписью: «На этом месте будет установлен бюст уроженцу города Иркутска, дважды Герою Советского Союза, генерал-майору авиации Челнокову Николаю Васильевичу». Обещание было выполнено: бюст появился здесь в 2016 году, в год 110-летия со дня рождения прославленного летчика.

Фото Валентина Карпова и из архива

Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска, и очерка И.В. Сеченова, мл. науч. сотрудника филиала Музея истории Иркутска «Солдаты Отечества»

СПРАВКА 

Николай Челноков награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, а также орденами Ушакова II степени, Красной Звезды, «Знак Почета». Бронзовый бюст в его память установлен на Аллее Героев Московского парка Победы (Санкт-Петербург)

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио