Многие иркутяне заметили, что в сквере у площади Дворца спорта «Труд» с приходом теплых дней начались работы по благоустройству — это значит, что проект по установке памятника знаменитым во всем мире авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю в центре Иркутска выходит на финишную прямую. Уже в начале июля планируется торжественное открытие. О том, как начинался проект, и об этапах его реализации «Иркутску» рассказал руководитель представительства государственной корпорации «Ростех» в Приангарье Сергей Баляскин.
От идеи до реализации
В марте прошлого года председатель думы Иркутска Евгений Стекачев и мэр города Руслан Болотов выступили с предложением увековечить память легендарных авиаконструкторов Николая Камова и Михаила Миля, родившихся в Иркутске, установив им памятник на территории города. Идея была поддержана на высоком уровне и профинансирована госкорпорацией «Ростех».
— Два великих авиаконструктора, чьи имена неразрывно связаны с Иркутском, Николай Камов и Михаил Миль прославили мощь русской инженерной школы на весь мир! По инициативе главы «Ростеха» Сергея Викторовича Чемезова мы приняли решение поддержать идею по установке памятника и совместно с думой города и администрацией Иркутска проработать этот проект, — рассказывает Сергей Баляскин. — Нужно увековечить память конструкторов, чтобы иркутяне и гости нашего города знали, что отечественные вертолетные школы зарождались именно здесь. Поэтому акционерное общество «Вертолеты России» (входит в состав госкорпорации «Ростех») взяло на себя полное финансирование создания и установки памятника.
О важности появления такого знакового для нашего города объекта говорили уже давно: с подобной инициативой ранее выходили общественные организации города, а также проект обсуждался на площадке Общественной палаты Иркутской области.
— Действительно тема не новая, поэтому она получила особый положительный отклик у жителей и представителей общественности. С самого начала во всех обсуждениях активное участие принимали председатель комиссии при администрации Иркутска по городской топонимике и увековечению известных в городе людей и событий Александр Гимельштейн и руководитель Иркутского отделения Российского военно-исторического общества Андрей Южаков, — подчеркивает Сергей Баляскин.
Необычным является и сам памятник, макет которого был представлен в феврале этого года в ходе пресс-конференции представителей Иркутского отделения Российского военно-исторического общества.
— Иркутскими архитекторами и скульпторами предложено несколько абсолютно разных вариантов, поэтому выбор был непростым. Но все мы понимали, что памятник должен стать собирательным образом, ведь Николай Камов и Михаил Миль сотрудничали друг с другом и родились в одном городе, но при этом у каждого из них свой путь. Наш оргкомитет остановился на варианте архитектора Сергея Демкова, который и был представлен в феврале, — рассказал Сергей Баляскин. — Памятник представляет собой объемную архитектурно-художественную композицию, основа которой — изображение взлетающего вертолета. При этом образ винтокрылой машины размещен в верхней части памятника, на фоне неба, ведь высота памятника более пяти метров. Вокруг него ореол, который олицетворяет воздушные массы, исходящие от несущего винта. Основа памятника выполнена из гранита, а все «воздушные» элементы — из бронзы с патиной. В общей композиции предусмотрено и место в виде горизонтальной плоскости для возложения цветов, но это не просто «полка», на ней разместятся две модельки вертолетов, как бы оставленные юными будущими конструкторами. Что тоже является отсылкой к тому, что именно детские годы конструкторов прошли в нашем городе.
Как выбирали место
В настоящее время завершается подготовка площадки для установки нового объекта — на улице Ленина, неподалеку от фонтана. Уже произведен демонтаж старой скульптуры и покрытия, уложена новая брусчатка, на гранит будут заменены ступени, ведущие на площадку, подготовлено все необходимое для обустройства освещения. Планируется установка пандуса на лестнице для удобства маломобильных жителей и гостей города. Также установлены основание под инсталляцию и первые гранитные элементы памятника. Бронзовые элементы памятника изготовлены в городе Улан-Удэ и ждут своего часа.
— Место, на котором разместился памятник, было выбрано не сразу. Мы проводили много совещаний, консультаций по этому поводу, — поделился Сергей Баляскин. — Первоначально рассматривался вариант благоустройства небольшого скверика на пересечении улиц Сухэ-Батора и Желябова. Но когда мы подошли к определению эскиза и стало понятно, что будет именно такой вариант, каким мы его сейчас видим, коллегиально решили — этот участок не подходит. Для данного объекта нужны пространство и легкость, а в этой точке при взгляде на изображение вертолета мы упирались бы в стену. Думали над еще одним участком — возле университета гражданской авиации на улице Ширямова, однако и его решили не использовать, так как памятник был бы удален от взгляда горожан и гостей. А хотелось создать именно объект информационно-просветительский: к сожалению, далеко не все иркутяне знают, что такие великие люди родились и росли в нашем городе. Поэтому рассматривался вариант размещения именно в туристической, центральной части города. Та площадка, где уже сейчас разместился памятник, пришла неожиданно и была поддержана всеми участниками процесса. Таким образом, мы смогли решить сразу же две задачи: проинформировать иркутян и гостей города и сделать новое красивое пространство в самом сердце Иркутска.
Гордость Иркутска
Главный посыл памятника выдающимся авиаконструкторам звучит так: «Учившим летать металл». И по замыслу, должен пробуждать гордость у нынешнего поколения земляков. Оба конструктора посвятили свою жизнь созданию авиационной техники. Именно Николаю Камову принадлежит авторство термина «вертолет». А первый аппарат, поднявшийся в воздух в 1948 году, назывался «Иркутянин». Также он создал уникальную соосную схему несущих винтов. Благодаря этому появились малогабаритные и очень маневренные вертолеты.
Конструкторское бюро Михаила Миля выпустило вертолет Ми 1, который стал первым советским серийным, а Ми 2 уже было выпущено более 5,4 тысячи единиц. Вертолет Ми 8, разработанный в начале 1960-х, входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации, используется как в военных, так и в гражданских целях. А боевой Ми 24 прошел через все современные войны — от Афганистана до Сирии.
— Государственная корпорация «Ростех» всегда уделяла особое внимание Иркутску и региону. И поэтому особую гордость вызывает тот факт, что отечественные вертолетные школы с мировой известностью зарождались именно здесь, в Иркутске, — отметил Сергей Баляскин.
Дарья Громова
Фото автора и из открытых источников
«Мы должны помнить о тех людях, которые прославляют наш город, область, страну. Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль были не только замечательными конструкторами, но и патриотами своей малой родины. И наша задача — чтить память об этих великих людях!» — убежден руководитель представительства государственной корпорации «Ростех» в Приангарье Сергей Баляскин
Так выглядит макет памятника создателям вертолетостроения во всем мире Николаю Камову и Михаилу Милю (оба родились в Иркутске). Этот монумент — результат усилий многих людей и организаций, воплощается в жизнь при содействии государственной корпорации «Ростех». Главным архитектором выступил Сергей Демков (он же разрабатывал проект стелы «Иркутск — город трудовой доблести»). Памятник выполнят из бронзы и полированного гранита двух цветов. Он будет высотой пять метров и шириной 3,3 метра, в основе композиции — взлетающий вертолет
Михаил Леонтьевич Миль (1909–1970) — советский авиаконструктор, создатель вертолетов Ми, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР
Николай Ильич Камов (1902—1973) — советский авиаконструктор, создатель вертолетов Ка, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Два знаменитых конструктора вертолетов — Николай Камов и Михаил Миль, оба иркутяне. Семья Камовых жила на улице Ланинской (ныне ул. Декабрьских Событий, 20). Семья Миль — на улице Саломатовской (ныне ул. Карла Либкнехта, 5). Учились в одной школе, но в разные годы!