Профессия – ледовар

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #3 (892) от 24 января 2019

Главные герои хоккейных матчей и конькобежных заездов — это, конечно, спортсмены. Они звезды, им достаются овации и обожание болельщиков. Но их удачное выступление напрямую зависит от качества льда. За это отвечают ледовары, благодаря которым на стадионах и катках заливается, шлифуется и обновляется холодное покрытие. 16 января ледовых дел мастера отметили профессиональный праздник. В этот день мы отправились на стадион «Локомотив», чтобы узнать у работников стадиона все тонкости ледовой подготовки. 

Муниципальный стадион «Локомотив» находится в Ново-Ленино. Летом здесь играют в футбол, зимой — в хоккей, работают секции по разным видам спорта. А когда на объекте начинается зимний сезон, каток открыт для всех желающих. Как же происходит заливка льда?

— Чтобы футбольное покрытие подо льдом не портилось, сначала формируется естественная снежная подушка толщиной сантиметров десять, которую укатывают машиной, — рассказывает заместитель директора по эксплуатации объектов спорта СК «Локомотив» МКУ «Центр развития спорта г. Иркутска» Николай Федькович. — Потом делают корочку — несколько человек ходят со шлангом, вручную проливают поле водой. Работники надевают валенки, галоши, утепленные резиновые сапоги. Технология проста: заливаешь и отходишь, этот участок не трогаешь. Во время заливки стадион полностью закрывают. Чтобы дети смогли попасть в спортивные залы, открывают запасные ворота. Сторожа внимательно следят, чтобы на замерзающее поле не выскочил кто-то из посторонних.

На «Локомотиве» летом 2018 года постелили искусственный газон — и заливка льда в этом сезоне стала особенной. Сама земля под этим покрытием теплая, как будто укрытая ковром. Поэтому проливать поле начали, когда пришли первые холода.

С приходом морозов лед полностью схватывается. И тогда к делу приступает специальная техника. День ледовара не случайно отмечается 16 января. Именно в этот день в 1901 году родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрел ресурфейсер — специальный комбайн для восстановления льда на катках.

В гараже стадиона «Локомотив» сейчас находится одна такая ледозаливочная машина. Чтобы работать на ней, ледовару следует быть хорошим водителем и иметь категорию С. Техника эта универсальная: чистит снег, срезает неровности, заливает свежий слой. Ее вес — около шести тонн. Для того чтобы ездить по льду, не имеет никаких дополнительных приспособлений (например, в виде шипов на колесах). Привод — 4VD. Работать ледозаливочная машина должна на маленькой скорости — 5 км/ч.

— Сзади машина оснащена ножом — он проходит по льду, срезая неровности и таким образом шлифуя поверхность, — рассказывает водитель ледозаливочного комбайна Леонид Гончаров. — Начинается работа с середины поля, дальше едем по спирали. Полученная стружка отбрасывается в сторону и по кругу отодвигается к краям.

Затем начинается наращивание льда. В бочку универсальной машины заливается горячая вода (согласно законам физики, она замерзает быстрее), и комбайн выезжает на поле. Оператор усаживается позади кузова и управляет подачей воды. Вода поступает в корыто с огромной тряпкой. И по спирали, начиная с центра, машина начинает движение. Вода вытекает на тряпку. Та, «протирая» лед, разглаживает его поверхность. И так несколько раз.

— На одну заливку уходит около 8 кубов воды. Правда, в этом году воды потребовалось намного меньше, потому что газон искусственный, поверхность ровная, — отмечает Николай Федькович. — Соответственно необходимый слой льда должен быть меньше. Размер игровой площадки — 108 на 66 квадратных метров, но поле залито полностью, вместе с беговыми дорожками.

В этом году лед был готов уже к 10 ноября. Однако в оптимальной форме он встал ближе к концу декабря: помогли ранние морозы.

— В этом году с погодой повезло, в начале сезона было холодно, — замечает Николай Леонидович. — А ведь были годы, когда в начале зимы было тепло. Нам приходилось заливать лед ночами, чтобы было холоднее и он схватывался. Поэтому морозы в начале зимы — лучшие друзья ледоваров. Нынешний сезон в этом смысле идеален: сначала морозы, а сейчас тепло — лед не трескается. Ни разу еще не приходилось его «лечить».

«Лечение» льду необходимо, если появляются трещины. Когда земля сильно замерзает, она начинает лопаться. Трещина идет изнутри и рвет лед.

— Тогда в ведро набираем холодную воду со снегом и трещину заполняем этой смесью, потом шпателем ее замазываем, затираем, — объясняет мой собеседник. — А затем идет обычное выравнивание льда.

— А как делается разметка для хоккейного поля? Как часто ее подкрашивают?

— Обычно три раза за сезон, то есть почти каждый месяц. Она ведь срезается коньками. Чтобы разметить территорию по периметру, в углы втыкаются штыри, натягивается веревка. Разводится красная или синяя краска, чаще красная. Ведро ставим в снег, чтобы быстрее замерзала краска, и валиком 10-сантиметровым прокрашиваем линии. После этого из лейки поливаем разметку. А потом уже заливаем лед.

Тренировки хоккеистов на «Локомотиве» проходят каждый день: утром и в обеденное время. С семи утра мастера начинают готовить поле для занятий. Если ко второй тренировке лед имеет подобающий вид, то его не обновляют. Но если после хоккеистов покрытие разбито, проводится стандартная процедура — шлифовка, заливка. Если выпал снег, то комбайн чистит поле: впереди у машины отвал, который работает как лопата.

Кстати, если для того чтобы лед встал, приходится потрудиться, то для его уборки ничего делать не нужно. Он тает естественным образом.

— Стадион закрываем полностью, когда лед растает, — замечает Николай Федькович. — Как только земля отходит от мороза — лед уходит быстро. У нашего искусственного футбольного покрытия хорошая дренажная система, много гравия под полем. Так что, думаю, проблем не возникнет.

— А свой профессиональный праздник вы отмечаете? — интересуемся мы напоследок у работников стадиона.

— Для нас начало и завершение сезона важнее, чем День ледовара, — отвечает водитель Леонид Гончаров. — Особенно начало: ведь чем скорее откроем сезон, зальем лед, тем быстрее ребятишки начнут тренироваться.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио