Проблемы мусорной реформы можно решить только совместными усилиями думы и администрации Иркутска 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #24 (913) от 27 июня 2019

Только совместными усилиями представителей двух ветвей власти — законодательной и исполнительной — можно разрешить проблемы, возникшие в Иркутске в связи с проведением «мусорной реформы». К такому выводу пришли участники депутатских слушаний, которые состоялись 26 июня. В них приняли участие депутаты городской думы, представители администрации областного центра, руководители ТОСов, общественники.

Лучшее — враг хорошего

Реформирование отрасли обращения с отходами ведется в России с 2015 года, после принятия закона № 458-ФЗ. В нем были внесены значительные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие обращение с отходами производства и потребления. Реформа, которую в народе окрестили «мусорной», должна улучшить экологическую обстановку в городах и селах за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду.

По новому закону было введено понятие «региональный оператор» — компания, которая предоставляет на определенной территории услуги сбора, транспортировки, размещения, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО). В Приангарье в зоне «Юг», к которой относится областной центр, таким оператором стала компания «РТ-НЭО Иркутск». Контроль за ее деятельностью полностью осуществляет министерство жилищной политики, энергетики и транспорта региона. Оно же определяет норматив накопления ТКО и единый тариф на услугу для физических и юридических лиц.

В настоящее время на территории Иркутска для многоквартирных и индивидуальных жилых домов норматив составил 0,085 кубометра на квадратный метр площади, действующий тариф определен в размере 522,98 рубля за кубический метр, с 1 июля он повысится до 594,53 рубля. Для расчета итоговой стоимости необходимо умножить площадь помещения на тариф регионального оператора и норматив накопления ТКО. Затем получившееся число разделить на 12.

Казалось бы, благое дело и улучшение экологической обстановки городов и сел должно обрадовать граждан. Но, увы, на деле «мусорная реформа» обернулась для населения коммунальным коллапсом, а для власти — гордиевым узлом проблем. Люди не понимают, почему до реформы за гораздо меньшую плату ТКО вывозились вовремя, а сегодня контейнерные площадки превращаются в свалки.

Кто виноват и что делать? 

Тему обращения твердых коммунальных отходов в областном центре в период с января по май 2019 года должны были, в соответствии с повесткой слушаний, освещать представители регионального оператора — ООО «РТ-НЭО Иркутск» и министерства жилищной политики региона. Но, увы, высокое собрание не смогло получить от основных «игроков» реформы ответы на вопросы, адресованные депутатам и городской власти жителями Иркутска. Они просто не пришли на заседание, сославшись на занятость. В итоге на традиционные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» —- отвечали заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства Елена Федорова и главы округов.

При этом стоит учесть, что роль муниципальной власти в организации и проведении «мусорной реформы» отведена крайне скромная. К ее компетенции отнесено определение схемы мест накопления ТКО, ведение реестра этих мест, их создание и содержание, а также организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. На тарифную политику муниципалитет реально повлиять не может, так как это компетенция областного министерства. Контролировать работу регионального оператора он тоже не может, так как не имеет на это полномочий. В итоге муниципальная власть поставлена в сложные условия, именно к ней апеллируют граждане, не согласные с ходом реформы, и депутаты, представляющие интересы населения, но ресурсов для решения проблем у муниципалитета, по сути, нет.

Главная же просьба, с которой обращались к собравшимся и председатели ТОСов, и общественники, сводилась к необходимости изменения нормативов и тарифов. По их мнению, они ничем не обоснованы и завышены. Кроме этого, расчет должен производиться исходя не из площади жилья, а из количества проживающих в квартире или доме.

— Администрацией города в марте этого года был проведен опрос горожан, который показал, что большинство жителей Иркутска (76%) считают, что расчет должен производиться с человека, а не с квадратного метра. Сейчас мы готовим в министерство жилищной политики свои предложения об изменении способа оплаты. У муниципальных образований есть право представить их в срок до 1 сентября, — сказала, отвечая на вопрос о позиции администрации по вопросу тарификации, Елена Федорова.

Однако, по ее словам, нельзя однозначно, исходя лишь из пожелания большинства граждан, подходить к данной проблеме.

— Брать в расчет количество проживающих, а не квадратные метры, конечно, будет значительно более справедливым для жителей частного сектора, где в домах большой площади проживают в основном пенсионеры. Но есть категории граждан, которые при таком подходе окажутся в ущемленном положении, — подчеркнула Елена Федорова. — К примеру, немало многодетных семей живут в небольших квартирах. И чтобы не породить новой проблемы, мы должны для них решить вопрос субсидирования, назначить определенные льготы. Мы считаем, что подход должен быть дифференцированным. Мы согласны с позицией, что нормативы необходимо уменьшить. Более того, надеемся, что с этой услуги в перспективе будет исключен НДС.

На текущий момент администрация прорабатывает все эти вопросы с областным министерством.

Несанкционированные свалки

Для экономии средств регоператор сейчас вывозит мусор, который находится в контейнерах, в соответствии с разовой заявкой. Поступила заявка — есть шанс, что мусор вывезут. Не поступила — значит на месте контейнерной площадки возникнет свалка. Особенно остро эта проблема стоит в микрорайоне Ново-Ленино.

Стабильного графика работы у мусоровозов нет, а если он где-то и существует, то лишь на бумаге. В реальности же не выполняется.

Более того, если даже машина приходит, она забирает только то, что находится в контейнерах. Отходы, скопившиеся за их пределами и вокруг площадок, остаются на месте. Вопрос о том, кто должен их вывозить, в настоящий момент можно отнести к разряду риторических.

Многие депутаты сочли, что эта обязанность должна лечь на плечи окружной власти. В ответ главы округов задали ряд вполне логичных вопросов: «Где взять транспорт, после того как из перечня задач муниципальных х предприятий вывоз ТБО исключен?» и «На какие средства ликвидировать несанкционированные свалки?»

Однозначного ответа на них никто из присутствующих дать так и не смог. Гипотетически заключили: «Надо подумать» и «Надо поискать».

По словам, главы Октябрьского округа Иркутска Владимира Преловского, использование средств городского бюджета на ликвидацию свалок будет расценено контролирующими органами как нецелевые расходы.

— Есть региональный оператор, и мы не вправе дублировать его функции по собственной инициативе даже из самых благих побуждений, — сказал глава округа.

Реформирование сферы обращения твердых коммунальных отходов — стратегически вещь нужная и полезная. Этого никто не отрицает. Но вряд ли удастся реализовать это доброе начинание, не продумав тактических механизмов. Увы, исходя из текущего опыта реализации «мусорной реформы», напрашивается вывод — сначала было плохо, а потом все хуже и хуже.

Искать не причины, а возможности 

По итогам депутатских слушаний было принято дипломатичное решение, которое озвучил председатель думы Иркутска Евгений Стекачев.

— Мы не должны искать причины возникших проблем, мы должны искать пути их решения. Да, действительно, вывоз мусора — это обязанность регоператора. Но если с его стороны не будет действенной реакции, то необходимо изыскать средства, чтобы не допустить негативных последствий, которые могут коснуться наших граждан. Необходимо выработать алгоритм действий, если «РТ-НЭО Иркутск» будет так же нерадиво исполнять свои обязанности, — сказал Евгений Стекачев.

Он также отметил, что необходимо привлечь к решению проблемы законодателей области, у которых больше ресурсов для привлечения к ответственности и регоператора, и министерство жилищной политики.

Было также решено выработать совместные предложения о пересмотре тарифов для жителей Иркутска от лица администрации города и депутатского корпуса и направить их за подписью мэра Иркутска и главы думы в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Фото Валентина Карпова

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио