По своему маршруту: водитель автобуса Ольга Божко — о постоянных пассажирах и мужских увлечениях

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #10 (850) от 22 марта 2018

«Начинала я с 29-го маршрута. Поначалу водители на дороге смотрели на меня с таким удивлением! В их глазах читалось: «Надо же, баба за рулем…». А люди в салоне перешептывались: «Ой, у нас женщина-водитель!». Месяца три-четыре ко мне привыкали. Я там отработала два года и перешла на 25-й маршрут. А прежние мои пассажиры до сих пор, если встретят, спрашивают: «Оля, когда к нам вернешься?».

Папина гордость

Ольга Божко — веселая, позитивная блондинка. Однако в делах водительских она может преподать мастер-класс любому мужчине. У Ольги необычная для женщины профессия: она — водитель автобуса в МУП «Иркутскавтотранс». С раннего утра и до позднего вечера Ольга перевозит пассажиров из Ново-Ленино в Жилкино и обратно. Водительское мастерство у женщины в крови: ее папа Виктор Васильевич также работает в Иркутскавтотрансе. Когда Оля определялась с выбором профессии, отец с радостью поддержал желание дочери продолжить династию, хотя ее путь к заветной цели был непрост.

— С детства мечтала быть такой, как папа, — признается моя собеседница. — Он меня с пяти лет сажал за руль вместе с собой. А потом я стала кондуктором. Со мной работал водитель дядя Витя, он понял, что мне нравятся техника, движение. У него были «жигули» — «семерка», на ней он научил меня с места трогаться, на дороге скорость набирать, парковаться. Говорил: «Было бы тебе, Оля, 18 лет, можно было бы и на права сдать!».

Когда девушка достигла совершеннолетия, ей посоветовали идти в троллейбусное депо — там набирали женщин-водителей. Но оказалось, что за баранку можно было сесть только с 21 года. Ольге пришлось поработать и кондуктором, и санитаркой, и фасовщицей, и продавцом… Но все это время она мечтала оказаться за рулем троллейбуса или автобуса!

— Как только мне исполнился 21 год, побежала в троллейбусное депо, но курсы водителей открыли лишь через три года. Папа заплатил за обучение, сказав: «Иди учись, я только за!». После окончания стала управлять троллейбусом. А в 2015 году папа сообщил, что в Иркутскавтотрансе набирают женщин-водителей. Я тут же устремилась туда. Получила все необходимые знания и умения, сдала на категории Б, Д. И вот теперь я — папина гордость!

Впрочем, пересев с троллейбуса на автобус, особых изменений наша героиня не почувствовала.

— В троллейбусе тяговый электродвигатель, а здесь — двигатель внутреннего сгорания, — замечает Ольга. — Еще в работе на троллейбусе надо было иногда лазить на крышу — менять угольные вставки, которые горят в сырую погоду. Приходилось проделывать эти сложные манипуляции под снегом или дождем, на каждой конечной остановке, а иногда даже по ходу маршрута. Вставки покрыты графитовой смазкой (от скрипов при движении), которая плохо отмывается. Мама мне постоянно говорила: «Ты водителем работаешь или уголь грузишь?». Все время руки черными были! Работа на автобусе почище. С мелким ремонтом я и сама могу справиться — прикрутить, подтянуть. А если что-то серьезное, отдаю машину в руки наших техников. Причем нам, дамам, могут и смотровую яму вне очереди уступить. Мы на особом положении.

«У вас красивая улыбка»

Всего на предприятии три водителя прекрасного пола. В честь 8 Марта сотрудниц городского Автотранса поздравлял и мэр города Дмитрий Бердников.

— Конечно, было приятно — все женщины любят внимание, да и цветы тоже, — улыбается Ольга Божко. — Коллеги тоже нас поздравили, скинулись на подарки. А еще мужчины из ремонтной зоны мне подарили часы.

У женщин-водителей есть свои поклонники — постоянные пассажиры. Они говорят, что ездить, когда за рулем дама, гораздо приятнее: машину представительницы слабого пола водят аккуратно, не лихачат, людей не мотает по всему салону.

— Многие пассажиры меня даже специально ждут, — не без гордости говорит Ольга. — Один мужчина как-то признался: «Моя супруга в женскую консультацию ездит только с вами. С другими ее трясет». Кстати, мы с 13-м маршрутом по одной дороге следуем, так мои постоянные пассажиры к ним не садятся. Хотя большинство замечает женщину за рулем только на выходе. Как-то ехал мужчина, он оплатил проезд и сделал комплимент, сказал, что у меня красивая улыбка.

Работа водителя — тяжелый труд. В основном это сидячая работа. Ольга говорит, что на конечной остановке у нее есть несколько минут, чтобы размяться, а если холодно на улице, то хотя бы по салону походить.

Кстати, в автобусе Ольги можно послышать радио «Мир». Там, по признанию водителя, и музыка хорошая, и новости интересные.

— Пассажиры иногда просят — сделайте погромче, — смеется Ольга. — Но я стараюсь включать радио ненавязчиво, чтобы не мешать людям…

«Я за тобой в депо пришел!»

Когда Ольга меняла маршрут с 29-го на 25-й, прислушивалась к советам коллег-мужчин.

— Пришли новые автобусы, — вспоминает Ольга. — Мне начальство говорит: «Дадим тебе новый, но придется на другой маршрут перейти». Сутки думала: или старый автобус на любимом маршруте, или новый. Мужики посоветовали выбрать новую машину — на ней положенные часы выработать можно.

А мнению сильной половины человечества Ольга привыкла доверять: она не только работает в мужском коллективе, но и живет. Все свободное время она посвящает мужу Павлу и сыновьям — Николаю и Сереже.

— Старшему — 18 лет, а младшему — шесть, — рассказывает Ольга. — Коля уже водить умеет, деду помогает машину чинить. И Сережа тоже приобщается к семейному ремеслу: где надо, и ключ подаст, знает, что такое карбюратор, например.

С мужем Ольга познакомилась в троллейбусном депо. Павел пришел туда в 2011 году на курсы.

— Он отучился, постажировался, немного поработал, женился на мне и уволился, — смеется Ольга. — Говорит: «Я туда за тобой приходил!». Сейчас работает в налоговой. Поначалу муж меня очень ревновал. Из-за того что работаю в мужском коллективе, мы даже скандалили. А потом смирился, понял, что работу я свою не брошу.

Есть у Ольги и еще одно, казалось бы, мужское увлечение — рыбалка.

— Папа купил мне лодку, спиннинг. Я с удовольствием могу заплыть подальше, грузик кинуть и сидеть в ожидании. Люблю рыбачить! Еще есть у нас с отцом традиция — мы всегда берем отпуск в одно время и едем летом на Байкал вместе, а ближе к осени отправляемся в тайгу — по грибы, ягоды.

Ольга — отличная хозяйка. В рабочие дни, конечно, водителю не до готовки, а вот в выходные она старается баловать своих мужчин вкусностями.

— Мои коронные блюда: жареная курица, оливье и селедка под шубой, — говорит Ольга. — Когда мы с мужем только познакомились и я пригласила его на ужин, он мне потом признался: «Я как в ресторане побывал!».

Несмотря на то что смена водителя длится 11 часов (два часа — перерыв на обед), Ольга не жалуется. Говорит, что работа ее не выматывает.

— Выход не ранний, заезд не поздний, высыпаться успеваю. Только вот Сережу редко вижу. После вторых родов стала сентиментальней — все, что касается детей, остро воспринимаю. Поэтому, когда в салоне малыши, езжу особенно аккуратно. Да и вообще, когда перевожу пассажиров, то прежде всего забочусь об их безопасности, думаю о том, как бы довезти их без происшествий…

Фото Валентина Карпова

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио