Операция «Трактор» 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #35 (924) от 11 сентября 2019

Каждый год с 1 по 30 сентября на территории Иркутской области проводится профилактическая операция «Трактор». Какая техника становится объектом внимания в Иркутске и какие санкции грозят за нарушение правил — об этом мы узнали, отправившись в рейд по городу вместе с инспекторами Службы Гостехнадзора.

Время для проведения операции «Трактор» выбрано не случайно: именно в начале осени активно задействована тяжелая техника. И если в поселках и деревнях чаще всего проверяют сельскохозяйственные машины, то в городе объектом внимания инспекторов является дорожная техника.

— Бывает, и тракторы в Иркутске встречаются, например в частном секторе, — рассказывает советник отдела правовой и кадровой работы региональной службы Гостехнадзора Олеся Гамбарян. — Что же касается дорожных машин, отметим, что с каждым годом в городе порядка становится больше. Собственники и подрядные организации стараются обеспечить свою технику необходимыми документами, нанимают квалифицированных работников. Машины, выполняющие ремонтные работы на городских улицах, чаще всего габаритные, поэтому их можно отнести к общественно опасным. Ведь если они столкнутся с обычным автомобилем, то последствия могут быть весьма плачевными. Так что на тех, кто управляет дорожной техникой, лежит большая ответственность.

В первую очередь собственник отвечает за исправность транспортного средства: оно должно состоять на учете в Службе Гостехнадзора, пройти технический осмотр. Важно также наличие у того, кто ею управляет, удостоверения тракториста-машиниста определенной категории. Если какой-то из этих пунктов нарушен, лица привлекаются к административной ответственности.

На улице Карла Маркса дорожники убирают верхний слой асфальта. Мы останавливаемся рядом с одной из машин. Начальник отдела Службы Гостехнадзора по Иркутску и Иркутскому району Иван Гаврилов начинает проверку документов. Выясняется, что у некоторых машин просрочен техосмотр, а у машиниста экскаватора отсутствует отметка о нужной специальности в удостоверении. Инспектор оформляет протокол по статье 9.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

— У нас небольшие штрафы, по статье 9.3 — от 100 до 300 рублей для физических лиц и до 1000 рублей для должностных, — объясняет Олеся Гамбарян. — Сейчас в Госдуме готовится законопроект об увеличении размеров штрафов, ведь часто люди начинают чувствовать ответственность только после того, как их ощутимо накажут рублем. А самое большое взыскание бывает по статье 19.22 — за отсутствие регистрации техники. Если при продаже меняется собственник, и новый хозяин не ставит ее на учет, так что она продолжает числиться на имени продавца. Штраф за это для юридических лиц составляет до 10 тысяч рублей.

Инспектор выписывает штраф и предупреждает, что если в дальнейшем нарушения не устранят, то при повторном рейде сотрудники ГИБДД могут задержать технику.

— У нас таких полномочий нет, но проводятся совместные рейды, — говорит Олеся Гамбарян. — А у сотрудников ГИБДД санкции более жесткие, штрафы выше.

Инспекторы Гостехнадзора замечают, что цель их работы — не наказать, а донести информацию, провести профилактику. И бояться их не стоит.

— Некоторые граждане совсем не знают о нашей службе, так как у нас своя специфика и на дорогах мы появляемся не так часто, как сотрудники ГИБДД, к примеру, — говорит Олеся Владимировна. — Но сейчас все активно развивается, появляется современная техника, нередко можно встретить квадроциклы, снегоходы. Это тоже наша зона ответственности.

Выездные профилактические мероприятия у сотрудников службы проходят по понедельникам, средам и пятницам.

— В загородные районы есть смысл выезжать в выходные дни, когда люди копают картошку, убирают сено, — отмечает Иван Гаврилов. — Задача нашей профилактической акции — не привлечь человека к ответственности, а объяснить, насколько важно содержать технику в исправном состоянии и соблюдать правила безопасности во время уборочных работ. Вот недавно в городе Черемхово случилась трагедия: человек погиб. Поехал убирать сено, и из-за неаккуратного обращения с оборудованием его затянуло в пресс. И еще страшный случай: в Эхирит-Булагатском районе у комбайна не было защитного кожуха, и у 12-летнего ребенка туда попала рука.

Кстати, у всех инспекторов Гостехнадзора есть удостоверения трактористов-машинистов со всеми категориями. Так что проверяющие и сами являются специалистами в этой области.

— При работе со специализированными транспортными средствами нужно иметь большой опыт, — говорит Иван Гаврилов. — Особых сложностей нет, сейчас ведь современная техника автоматизирована, устроена проще для водителя, на бульдозере и экскаваторе два рычажка, например.

Следующие проверки — в Иркутске II. По дороге встречаем экскаватор, останавливаемся. Инспекторы проверяют документы — всё в порядке.

— Это известная компания, работники тщательно следят за своей техникой, — объясняет Иван Евгеньевич. — Да, есть такие положительные примеры. И останавливаются сразу, без проблем, и разговаривают спокойно с инспекторами. Уверены в надежности техники.

Зато во время следующей остановки выясняется, что у работника, управляющего Bobcat, отсутствует удостоверение тракториста-машиниста. Оказалось, что ему пришлось заменить заболевших коллег, у которых необходимая квалификация есть. Инспекторы провели с ним разъяснительную беседу, вынесли постановление об административном правонарушении, а представитель подрядчика сразу же заплатил штраф, это можно сделать в любом отделении банка.

Бывают и курьезные случаи, когда водители тяжелой техники от инспекторов просто убегают. Особенно часто это случается в сельской местности.

— Как-то раз ехали по трассе из Оека в Хомутово, навстречу нам шел трактор. Мы начали притормаживать, так он быстро свернул прямо в поле и умчался по нему напрямую. А еще в Хомутово трактор подцепил грабли и отправился сено загребать. Выехал на дорогу, увидел автомобиль Гостехнадзора — сразу задним ходом попятился, заехал за ограду, тут же вышел какой-то дедушка и закрыл ворота. Как будто ничего и не было, — смеется Иван Гаврилов. — Хотя чего бояться? Мы же не выписываем огромные штрафы, наоборот, разъясняем, где пройти техосмотр, какие документы нужны.

Фото Валерия Панфилова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио