Нового рода живопись — живописец в кармане. Еще об одном увлечении иркутского городского головы Владимира Платоновича Сукачева

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #21 (1157) от 14 июня 2024

175 лет исполняется в этом году со дня рождения (июль 1849 года) Владимира Платоновича Сукачева. История Иркутска неразрывно связана с ним: городской голова, почетный гражданин города Иркутска, общественный деятель и меценат. Еженедельник «Иркутск» посвящает цикл публикаций человеку, имя которого носит Иркутский областной художественный музей, основой которого стала картинная галерея, собранная Сукачевым.

В усадьбе В. П. Сукачева хранятся интереснейшие экспонаты — два фотоальбома Владимира Платоновича Сукачева. Замечательно, что Владимир Платонович, будучи городским головой, общественным деятелем, создателем картинной галереи, увлеченным садоводом, занимался ко всему прочему еще и искусством светописи. А в те времена процесс съемки, проявки, печати фотографий был весьма трудоемким и требовал профессионализма.

Отцом фотографии принято считать французского изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765–1833), именно ему принадлежит один из первых снимков «Вид из окна в Ле Гра», выполненный в 1826 году. Фотография имеет «зернистое», или, как сейчас сказали бы, пиксельное, размытое изображение, для создания которого потребовалось около восьми часов! В последующем его сын, Исидор Ньепс, совместно с французским художником Луи Дагером усовершенствовал процесс фотосъемки. Появились первые общества фотографов-любителей и фотоателье, которые быстро распространились не только по Европе, но и по всей России.

В Иркутске первые фотографические ателье начали появляться в середине XIX века. Открылись постоянные фотоателье А. К. Гофмана, П. А. Милевского, И. Д. Мальмберга. Фотоателье предлагали не только портретную съемку, но и тиражированные снимки: панорамы Иркутска и его улочки, виды Байкала и городов Сибири. В 1880-х годах фотография в Иркутске уже не редкость и не диковина, а качество изображения стало достаточно высоким для своего времени. Неудивительно, что столь быстро развивающаяся технология светописи заинтересовала увлеченного Владимира Платоновича. Фотографией он занялся в начале в 1890-х годов и с тех пор практически не расставался с фотоаппаратом.

Первый фотоаппарат В. П. Сукачева принадлежал американской компании Kodak. Джордж Истман, основатель компании, был служащим банковской канторы и параллельно занимался фотографией. Процесс был длительным и сложным, Истман работал над его совершенствованием и в 1880 году запатентовал аппарат для массового производства фотографических пластин. Еще через год совместно с промышленником Генри Стронгом Джордж основал компанию Eastman Dry Plate Company (Kodak с 1888 года) в Рочестере (Нью-Йорк, США) по производству фотопластины. Основной целью компании было производство доступных и простых фотокамер для широкого круга пользователей. И этого удалось добиться, компания быстро получила статус корпорации, а в 1885 году представила катушечную фотопленку. Легкость, доступность и портативность — вот что отличало Kodak от тяжелых профессиональных камер.

Первые свои фотографии Владимир Платонович сделал в 1892 году. Это уникальные снимки залов картинной галереи и усадебных построек. Эти кадры бесценны для музея, историков, реставраторов. Фотографии заняли свое место в первом фотоальбоме — кожаном, украшенном вензелем и монограммой «НС» (Надежда Сукачева). В этом же фотоальбоме свое место заняли фотографии семьи в усадьбе и на Байкале, учащихся школы Надежды Владимировны Сукачевой и Иркутской мужской классической гимназии, виды Кругобайкальской железной дороги и реки Чусовой.

Также интересен «Альбом фотографий пожарных дружин и команд города Иркутска», посвященный добровольному пожарному обществу, которому благотворил меценат, продолжая дело купцов Трапезниковых — создателей первой иркутской пожарной команды. Многие фотографии выполнены Владимиром Сукачевым в 1893–1894 годах, сам альбом был издан в 1894 году в типо-литографии (производственное предприятие, специализирующееся на выпуске печатной продукции способом, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. — Прим. ред.) Николая Небельтау в Иркутске.

Николай Иванович (1837/1838–1895) родился на севере Германии, как и когда попал в Санкт-Петербург — неизвестно. В Санкт-Петербурге владел небольшой конторой литографии и фотоателье, за пособничество в подделке векселей и других документов был отправлен в ссылку в Сибирь, где продолжил заниматься литографией. В 1870 году в отчете о деятельности Восточно-Сибирского отделения Русского технического общества написано: «Опыт применения фотографии к литографии, сделанный г. Небельтау, весьма важный, так как, по удостоверению изобретателя, при употреблении его можно достигать получения 240 оттисков в час». В 1880 году Н. И. Небельтау в Иркутске открывает типо-литографию, выполняя работу от фотографических бланков до Сборника главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью.

В фотоальбоме представлены фотографии пожарной дружины и членов совета добровольного пожарного общества, временных отрядов и предметы обмундирования. Сам фотоальбом можно сегодня увидеть в постоянной экспозиции в усадьбе В. П. Сукачева.

Позже, уже переехав в Санкт-Петербург, он открыл собственное издательство, где печатались книги и журналы. И там же была организована публикация целых серий почтовых открытых писем с видами Байкала и сибирской природы, а также серия фотооткрыток с гербами российских городов. Для продажи по заказу Сукачева были сделаны профессиональные фотографии Иркутска, улиц города, зданий, парков. Фотографии печатались в типографиях Иркутска, Москвы, Петербурга и даже за границей — в Стокгольме. Некоторые из них раскрашивались.

Примечательно, что вырученные средства от реализации открыток поступали в пользу общества содействия учащимся в Петербурге сибирякам, которое Сукачев возглавлял в столице.

Хотя и принято называть Владимира Платоновича Сукачева любителем фотографии, в его случае это мастерство достигало достаточно высокого уровня.

Светлана Озерова, научный сотрудник Иркутского художественного музея, по материалам СМИ

Фото из открытых источников

Автор этого снимка — Владимир Платонович Сукачев, активный общественный деятель, бескорыстный меценат, страстный коллекционер и самый, пожалуй, известный в истории Иркутска городской голова. Снимок хранится в «Альбоме фотографий пожарных дружин и команд города Иркутска», а сам альбом, в свою очередь, — в музее усадьбы имени В. П. Сукачева

Семья Сукачевых с друзьями в своей усадьбе возле павильона «Беседка-горка». Снимок сделан 1892 году, более точная дата съемки неизвестна, предполагается, что автор — кто-то из близких семьи Сукачевых

На строительстве Кругобайкальской железной дороги. Фото Владимира Сукачева. 1890–1891 год. Собрание ИОХМ. В верховьях Ангары на острове строители готовят плоскодонные баржи-понтоны для строительства моста через Ангару

Сделано при Сукачеве

На посту градоначальника Владимир Платонович Сукачев запомнился соотечественникам активнейшей деятельностью по улучшению условий жизни в городе, активному строительству и благоустройству. При нем было сделано немало:

* Проведена первая телефонная линия.

* Значительно модернизированы водопровод, канализация.

* Началась электрификация.

* Строился первый понтонный мост через реку Ангару.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио