«Ничто не заменит общение с подлинником» 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #4 (942) от 30 января 2020

В этих старинных усадьбах иностранная речь звучит чаще русской. Люди со всего света съезжаются в Иркутск, дабы пройтись по крутым скрипучим лестницам, где не раз ступала нога декабристов, заглянуть в воссозданные тюремные камеры каторжан, услышать звуки единственного в мире действующего пирамидального фортепиано, когда-то принадлежавшего Марии Волконской… О том, как можно деликатно интегрировать современные технологии в экспозиции XIX века, об открытии отдельного музея костюма и главных реликвиях мы поговорили с директором Иркутского областного историко-мемориального Музея декабристов Еленой Добрыниной.

Ежегодно фонды Иркутского музея декабристов пополняются на 250–500 редких предметов. Но главные экспонаты, по сути, нам завещали сами Трубецкие и Волконские — речь идет об их подлинных усадьбах, в которых по сей день живет дух эпохи. Это дом Волконских, изначально возведенный в Урике и в 1847 году перенесенный семьей в Иркутск, и дом на улице Дзержинского, 64, по легенде, принадлежавший семье Трубецких. Оба здания сменили нескольких хозяев и одно время даже служили коммунальными квартирами. Но в 1965 году началась реставрация дома Трубецких, и 29 декабря 1970 года он был открыт как Дом-музей декабристов. С этого времени и ведется отсчет.

Среди гостей и жителей города Музей декабристов известен как самый интерактивный и продвинутый. Окна-экраны в прошлое, скользящие по стенам тени Волконских, проникновенный голос Екатерины Трубецкой, пишущей письмо мужу, — и это еще не весь список музейных спецэффектов.

— Работу над введением элементов аудиовизуализации мы начали с 2009 года, когда Дом-музей Трубецких находился на реставрации, — вспоминает Елена Добрынина, директор музейного комплекса. — К 2008 году был отреставрирован только подклет полностью демонтированного здания, а в 2010 году уже стоял сруб. Восстанавливать экспозицию в прежнем виде не имело смысла: это раньше считалось, что экспозиция не устаревает в течение 20 лет, а сегодня при ускорении всех процессов постоянная экспозиция живет максимум 7–10 лет. Перед нами встал вопрос: как сделать интересное, объемное наполнение без достаточного количества подлинников? Только представьте: из оригинальных изображений декабристов у нас был лишь портрет Никиты Муравьева работы Николая Бестужева. А нам совсем не хотелось, чтобы экспозиция музея была выстроена на большом количестве ксерокопий…

Вот тогда-то руководство музея и решило прибегнуть к погружению в эпоху через средства аудиовизуализации. Причем внедрить современные технологии нужно было так искусно, чтобы не навредить историческому интерьеру и не создать противоречий. В результате кропотливой работы родилась постоянная экспозиция «Эпоху отразившая судьба», где через жизнь Трубецких показана история практически всех декабристов, прошедших каторгу и ссылку.

– Само устройство дома подсказало нам нить повествования, разделение жизни на два периода — до и после декабрьских событий. Подклет (полуподвал) стал олицетворением 13-летней каторги, а первый жилой этаж — светской жизни дворянского общества в начале XIX века (до Сибири) и поселенческого быта Трубецких, так называемой иркутской колонии декабристов, — объясняет Елена Аркадьевна. — Мы долго размышляли, каким образом показать огромный пласт эпистолярного наследия. Просто сделать копию письма и рядом положить расшифровку? Но этим сейчас никого не удивишь, молодежь вообще не привыкла читать длинные тексты… И тогда письма декабристов зазвучали. Послания Екатерины Ивановны Трубецкой к мужу (а писала она ему в 1826 году, когда он находился в Петропавловской крепости) оказывали невероятную нравственную и духовную поддержку. Без душевного трепета их слушать невозможно. Эти письма стали главным отражением темы «Тихий остров в бурном море» — темы семьи и любви. Недаром Сергей Петрович называл жизнь с Екатериной Ивановной 33-летним благоденствием.

В Доме-музее Волконских тоже есть звучащие реликвии — музыкальные инструменты, принадлежавшие Марии Волконской: единственное в мире действующее пирамидальное фортепиано конца XVIII века, рояль работы бельгийского мастера Lichtenthal 1831 года и редкая музыкальная шкатулка, сделанная в Швейцарии (середина XIX века).

— Когда шкатулка была отреставрирована, специалисты нас сразу предупредили: пружина старая, заводить ее как можно реже. А ведь у нас большое количество экскурсий и посетителей! Тогда мы решили сделать запись мелодии, которая бы проигрывалась в режиме нон-стоп. Точно так же воспроизводятся звуки старинного рояля, а вскоре «озвучим» и пирамидальное фортепиано, — делится планами руководитель Иркутского областного историко-мемориального Музея декабристов. — Сейчас посетители стали гораздо более разборчивыми и подготовленными, что требует от нас определенных знаний, навыков, интересной подачи. И если раньше при создании экспозиции мы ориентировались на свое видение процессов и событий, то сейчас стараемся идти от документа и от посетителя. Один из самых распространенных вопросов, который нам приходилось слышать: «А где кровать в спальне Марии Николаевны?». Удовлетворяя запросы, мы приобрели кровать и ширму первой половины XIX века, тем самым завершив образ спальной комнаты. Но теперь у посетителей возникает другой вопрос: «А почему кровать такая узкая?». Тут уж приходится объяснять, что супруги, как правило, спали в разных комнатах.

Существует городская легенда, будто по залам Музея декабристов до сих бродят привидения домочадцев… Образы Волконских, действительно, неслышно скользят тенями по дому и встречают посетителей, но ничего эзотерического в этом нет — это всего лишь еще одна интересная находка создателей экспозиции.

— Дому Волконских 180 лет: он садится, поскрипывает, дышит. Волконские провели в нем 17 лет из своей 30-летней жизни в Сибири. Конечно же, он пропитан духом эпохи, событий, семейными тайнами. Ни в коем случае не поддерживая легенду о привидениях, мы все-таки решили показать гостям образы Волконских. Так на стенах появились мистические проекции – тени, встречающие посетителей дома. И это оказалось удачным решением: многие признаются, что ощутили эффект полного погружения, — продолжает Елена Добрынина.

Музей декабристов серьезным образом занимается научно-исследовательской деятельностью. Непосредственно от самих декабристов ученые стали развивать тему изучения жизни их детей.

— Когда я только пришла в Музей, присутствие детей Волконских – Миши и Нелли – абсолютно не прослеживалось в доме, не ощущалось их физического существования. А ведь они прожили в этих стенах с самого маленького возраста. На основе большого количества источников — писем, воспоминаний, дневников — мы восстановили этот пробел. Так в нашем музее появилась экскурсионная программа «В гостях у Миши Волконского» и выставка «Бедная Нелли».

В 2020 году Музей декабристов отмечает сразу несколько круглых дат: 50 лет со дня открытия — в отреставрированном Доме Трубецких, 35 лет музею в доме Волконских, 20 лет самостоятельному учреждению культуры (до 2000 года музей был отделом Иркутского областного краеведческого музея).

— В ноябре мы откроем выставку, в которой продемонстрируем 50-летнюю эволюцию Музея: что было и что стало. Она, как мы предполагаем, деликатно впишется в постоянную экспозицию, не нарушая ее, и будет располагаться во всех залах Дома Волконских, — говорит Елена Добрынина.

Музей расскажет не только о своем прошлом и настоящем, но и поделится перспективами развития. В планах — создание Музея костюма.

— У нас сейчас хранится и экспонируется внушительная коллекция текстиля, костюмов, обуви, аксессуаров, большая детская коллекция. Сейчас на выставке «Модные истории» представлены наряды 1800–1900-х годов (от ампира до модерна), но мы уже готовы показать следующее столетие, — уверяет директор музейного комплекса. — Коллекция продолжает пополняться, и сотрудники музея работают над созданием концепции нового музея, который уже имеет рабочее название Музей костюма.

Как и у многих музеев России, у Музея декабристов немало проблем и трудностей. Но самая большая — это крайне ограниченные площади. Уже сейчас в домах тесно постоянным экспозициям, не говоря о том, что нет площадей для фондохранилища, выставочного пространства, зоны комфортного пребывания посетителей и т.д. Тем не менее музей ведет активную выставочную работу и практически ежегодно принимает в своих стенах привозные выставки.

— Существуют предметы и коллекции, которые могут представить только федеральные, центральные музеи нашей страны. И, несмотря на огромное информационное поле, позволяющее увидеть в интернете любой музей и найти любой интересующий предмет, все-таки ничто не заменит общение с подлинником, — убеждена Елена Аркадьевна. — Поэтому мы стараемся показывать оригиналы и на привозных выставках, и в нашем музее использовать как можно меньше копий. Ведь наши посетители достойны того, чтобы соприкасаться с атмосферой подлинной истории.

Со следующего номера газета «Иркутск» запускает цикл «50 декабристских реликвий», где будет рассказывать о самых значительных мемориальных предметах из фондов Музея.

Фото Валентина Карпова

СПРАВКА 

Коллекция будущего музея начала формироваться в XIX веке. Сами декабристы еще во время пребывания в Иркутске стали передавать в библиотеку и музей Восточно-Сибирского отдела Русского императорского географического общества книги и различные предметы. Коллекция активно пополнялась на протяжении десятилетий, и сегодня иркутское собрание декабристских раритетов не имеет аналогов в сибирских музеях.

Дом Волконских был построен в селе Урик в 1838 году и перенесен в Иркутск в 1847-м. Деревянный одноэтажный дом, принадлежавший, по преданию, семье Трубецких, вырос на улице Главной Арсенальской (ныне Дзержинского) в 1850-е годы.

В 1864 году Дом Волконских приобрел иркутский купец И.С. Хаминов и через три года отдал его под сиропитательно-ремесленную школу для мальчиков. В 1911 году учебное заведение перевели в Знаменское предместье, а дом и усадьбу Волконских использовали для размещения казаков Забайкальского казачьего войска. В 1920 году дома декабристов были муниципализированы и отданы под коммунальные квартиры. С 1965 по 1970 годы длилась реставрация дома Трубецких — это был первый опыт восстановления историко-архитектурного памятника в Иркутске.

29 декабря 1970 года состоялось открытие в Иркутске Дома-музея декабристов — отдела Иркутского областного краеведческого музея. Спустя 15 лет распахнул свои двери восстановленный Дом-музей Волконских.

Вторую реставрацию Дом-музей Трубецких пережил уже в XXI веке и был вновь открыт в 2011 году с постоянной экспозицией «Эпоху отразившая судьба». Тогда же был открыт памятник женам декабристов в сквере у стен Дома-музея Волконских. В торжественных событиях принимали участие французские потомки Е.И. Трубецкой по линии графини З.И. Лебцельтерн и потомок по линии дочери декабриста Е.С. Давыдовой.

В Музее декабристов воссоздан «Домашний театр Волконских». В репертуаре театра пьесы первой половины XIX века. Здесь же регулярно проводятся литературно-музыкальные салоны, литературные вечера, балы. Доброй традицией стал областной фестиваль «Декабристские вечера».

Особое место в работе музея занимает издательская деятельность. На протяжении многих лет сотрудники выпускают документальную серию «Полярная звезда» (с 1979 года вышло 28 томов, включающих письма, мемуары и сочинения декабристов), научный сборник «Сибирь и декабристы», а также научно-популярную серию «Польско-сибирская библиотека».

 

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио