Музыка свободы: Александр Филиппов — о творчестве, общении, драйве и нью-йоркских приключениях 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (863) от 28 июня 2018

Два лета подряд в Иркутске звучит джаз. На сценической площадке острова Юность для иркутян играет филармонический музыкальный коллектив «Доктор Джаз». Проект «Летние джазовые сезоны» стартовал в год 355-летия Иркутска по инициативе мэра Дмитрия Бердникова. В этом году джазмены вместе с Игорем Бутманом открыли сезон в День города на площади графа Сперанского, а концерты на острове Юность начнутся в июле. О том, почему джаз — это музыка свободы, мы поговорили с художественным руководителем коллектива «Доктор Джаз» и продюсерского центра «Джаз на Байкале» Александром Филипповым.

Лучшее лекарство 

У вашего коллектива богатая история. Как удалось создать джазовый ансамбль, который пользуется популярностью уже много лет?

— Наш коллектив появился в 2001 году на базе Иркутского музыкального колледжа, мы учились на эстрадном отделении, была возможность репетировать. Джаз — музыка не очень коммерческая, особенно если учитывать, что мы живем далеко от культурной столицы. Поэтому джазовую структуру в Иркутске сохранять сложно, нередко музыканты предпочитают уехать в другие города, чтобы там реализоваться. Ведь у нас пока не так много площадок, где можно выступать. Через наш коллектив много человек прошло: кто-то уехал в Москву, кто-то за границу. Для них «Доктор Джаз» стал школой, творческой базой. Но мы остались: джаз держался и держится на энтузиастах. Костяк группы сформировался лет пять назад — это семь человек: барабанщик Андрей Маркин, бас-гитарист Юрий Куртилов, гитарист Сергей Рушковский, трубач Александр Сорвин, вокалисты Наталья Лихошерст, Евгений Гужов и я.

— Почему же вы не уехали в столицы?

— Я не сразу осознал, что джаз станет основным делом моей жизни. Поначалу это было хобби. Окончил медуниверситет по специальности «Педиатрия», защитил диссертацию, но параллельно выступал в составе детского оркестра. Когда поступил на заочное отделение в музыкальный колледж, мы решили сохранить коллектив больше для своего удовольствия. Большинство из нас работали в других сферах. Но потом, когда это направление музыки начало развиваться и возник фестиваль «Джаз на Байкале», я понял, что хочу оставаться и играть именно в Иркутске. Не хотелось раствориться в куче конкурирующих проектов, а делать свое дело в родном городе.

— Название «Доктор Джаз» возникло из-за вашей связи с медициной?

— Не совсем. При создании коллектива, кстати, был еще один врач — саксофонист Владимир Шишкин. Нам просто понравилось слово «доктор». Это понятие не только ведь связано с медициной, бывает и докторская степень. Это такое слово, несущее добро. Поэтому «Доктор Джаз» — музыка, которая лечит и находится на высоком уровне.

Нести искусство в массы 

— А какие сейчас есть площадки в городе, где вы выступаете?

— Специализированных нет. Мы играем в филармонии, театрах, клубах, ресторанах, сейчас стали популярны творческие пространства, как например, «Перцель» и арт-завод «Доренберг». Также немаловажная часть нашей деятельности — уличные концерты. В День города мы уже традиционно проводим джазовый концерт. В этом году играли на площади Сперанского с Игорем Бутманом, в прошлом году с ним же на Юности. Большой плюс в том, что нас поддерживает городская администрация, ведь провести уличный концерт с участием известных исполнителей довольно сложно. Хорошо, что не только представители эстрады выступают на празднике, но и академическая музыка тоже доступна для горожан, иркутяне могут почувствовать весь спектр направлений и стилей. Это большая победа в плане популяризации джаза — исполнять музыку для аудитории в 30 тысяч человек.

— Где вам комфортнее выступать? Есть ли разница между площадками?

— Любая площадка имеет свои плюсы. Джаз — многогранная музыка, ее можно гармонично сыграть и в компактном клубе, и на большой сцене для десятков тысяч человек. Мы стараемся расширять форматы площадок. Плюсы камерной сцены — ты играешь в непосредственной близости к публике, в нескольких метрах, чувствуешь ее энергию, зрители как будто участвуют в концерте. Это демократичная, домашняя обстановка. В этом случае можно быть более раскованным. На большой же площадке музыканты стараются преподнести мелодию более концептуально, более доступно для широкой аудитории. Мы понимаем, что джаз — музыка не коммерческая, ее нужно уметь донести до людей, чтобы они пришли снова и привели друзей. В медиапространстве, к сожалению, сегодня мало джаза, на радио и телевидении нет джазовых концертов, потому что есть определенный формат. Задача музыкантов на больших площадках — нести искусство в массы.

— Как не потеряться, если везде есть жесткий формат?

— Мы демократично существуем в этом пространстве, не уходим в узкие направления. Играем совершенно разные программы: и джаз в чистом виде, и современную музыку, и этническую. Джазовая музыка хорошо интегрируется в разные стили. Сейчас даже поп-звезды, такие как Леди Гага, Стинг, привлекают джазовых музыкантов, делают интересные миксы. Недавно нас пригласили участвовать в фестивале «Музыка моего города», там формат популярных мелодий, но организаторы сказали, что хотели бы услышать от нас авторские композиции. Понятно, что мы больше исполняли поп-хиты с элементами джаза, и публика хорошо реагировала.

Вдохновиться красотой 

— Знаю, что вы привозите в Иркутск и звезд джаза. Охотно ли они приезжают в Сибирь?

— Для джазмена путешествие, смена обстановки, участие в фестивалях — это самое главное. Ведь джаз — музыка общения. Джазмены хотят контактировать, видеть другую публику, других музыкантов. Поэтому приехать в Иркутск им интересно, тем более что они знают: все финансовые условия нами будут выполнены.

— Что удивляет артистов, впервые приезжающих в наш город?

— Мужчин поражает, что у нас, да и вообще в Сибири, очень красивые девушки. Это сразу в глаза бросается. Джаз изначально образовался как смесь негритянских ритмических традиций и европейских мелодий в Америке, потому что там все слилось: культуры, традиции, народы. Приезжающие артисты видят, что в иркутянах тоже намешано много кровей. Отсюда и особенная красота сибиряков. Вообще, артист должен быть вдохновлен красотой, эмоциями, восприятием его творчества. А наша публика открытая, искренне реагирует на импровизации джазмена.

— Вы и сами много гастролируете…

— Дважды были в сердце джаза — Нью-Йорке, еще в Японии, в городах Европы, объездили всю Россию, были на Украине. Мы — единственный коллектив Иркутской области с таким послужным гастрольным списком. Никогда не боялись экспериментировать, относились с энтузиазмом к поездкам, искали финансирование. В итоге нас узнали и теперь приглашают в другие страны. Недавно вот поступило приглашение на юбилейный джазовый фестиваль в Канадзаве. Мы там будем единственным коллективом из России — значит, мы, не живя в Москве, востребованы.

— Как думаете, в чем причины такого интереса к вам?

— У нас достаточно много групп, делающих акцент на кавер-программы, и не так много коллективов, которые занимаются творчеством концептуально. Мало кто настроен участвовать в фестивалях. Группам приходится выживать — зарабатывать каверами на корпоративах, в клубах, но не создавать свою музыку. А мы сами пишем, представляем произведения на фестивалях, но и кавер-версии тоже играем — для этого у нас есть проект «ДокторА», который не относится к «Доктору Джазу». Также участвуем в сессионных проектах с другими музыкантами, ездим с ними в туры. Благодаря этому твердо стоим на ногах и можем позволить себе свободу творчества.

— Какая она, ваша авторская музыка?

— В основном инструментальная, но и песни тоже есть, и этнические мотивы. Есть программа «Песни большого моря», там используются традиционные бурятские инструменты, горловое пение. Сейчас готовимся к фестивалю «Голос кочевников», работаем с хакасской певицей Катей Килижековой, переосмысливаем народные песни, добавляем в них джазовое звучание.

Импровизация как стиль жизни

Вы выступали в Нью-Йорке. Какие впечатления?

— Сейчас там сосредоточиваются джазовые силы, на больших площадках выступают суперзвезды. Для нас это была большая ответственность и гордость, а также серьезный опыт. С одной стороны, публика там избирательная и взыскательная: у ньюйоркцев есть возможность постоянно видеть звезд джаза, но с другой — они открыты новому. Для них удивительно было, что приехал коллектив из Сибири, который тоже играет джаз. Хотя замечу, что в любой точке мира джазмен найдет единомышленников, в любом клубе Европы можно, не зная языка, сыграть с другим коллективом.

Чем еще вам запомнились выступления в США?

— Приключений там хватило. Как только прилетели, выяснилось, что моего багажа и нашей солистки нет. Мы бегали по огромному аэропорту, наконец узнали, что наши сумки отправились в другое место. Несколько часов до выступления, а мы без концертных костюмов, стоим в чем прилетели… Наш товарищ, тоже не местный организатор концерта повез нас к другу в один из районов города, где очень узкие улочки, чтобы подыскать что-то из одежды. Поставили машину, пошли решать вопросы. А когда вернулись — машина испарилась! Еще одна пропажа… Товарищ говорит: «Я даже номер автомобиля не запомнил»… И вот мы без сумок, без концертной одежды, без инструментов (они остались в пропавшей машине) принимаем чисто джазовое решение — импровизировать. Взяли такси, поехали в Коннектикут, где проходил фестиваль. Опоздали на свое выступление, но все-таки вышли на сцену. Нам не хватало только саксофона (остальные инструменты были), так что мы быстро изменили нашу программу. У саксофониста с собой был варган — мы сыграли акустическую этническую версию. И люди нас хорошо восприняли. Так мы поняли: если у тебя внутри джаз, если джаз — твое мироощущение, то неважно, во что ты одет и на каких инструментах играешь.

— За что вообще вы любите джаз?

— За свободу. Когда садишься за инструмент на сцене со своими партнерами, ты как будто заново рождаешься. Хочется проживать новый день с новыми ощущениями. И это возможно благодаря музыке. Я благодарен джазу: я получаю удовольствие от того, что мы совместно с партнерами и публикой создаем. Это особый драйв, который помогает проживать каждый день ярко. Проблема современного общества в том, что люди погружены в систему, они не успевают жить, находясь в гонке, зарабатывая деньги, чтобы купить гаджеты, автомобиль, соответствовать своей должности. Они разучились импровизировать, летать, мечтать. А джаз — это не просто музыка, это стиль жизни. Ты можешь не бояться выйти за рамки и сделать свою жизнь более свободной.

Фото  из архива музыкантов

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио