Музей истории Иркутска представил картину, созданную более 200 лет назад

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #47 (985) от 10 декабря 2020

Картину «Перенесение мощей святителя Иннокентия», созданную более 200 лет назад художником-самоучкой Михаилом Васильевым, на этой неделе представили ценителям искусства в Музее истории Иркутска имени А.М. Сибирякова. Исследование миниатюрных портретных изображений, созданных автором, позволило установить личности известных иркутян. Саму находку можно без преувеличения назвать уникальной, а работу, проделанную историком Владимиром Тарасовым по ее изучению, — титанической.

Невероятно, но факт

Презентация картины Михаила Васильева «Перенесение мощей святителя Иннокентия» началась с представления человека, благодаря которому это художественное произведение после долгого забвения обрело известность.

— Мы с вами имеем счастливую возможность быть участниками исследовательского проекта, рассказывающего ранее неизвестные факты из истории нашего родного города. Я хочу всех поздравить с этим событием и поблагодарить автора исследования — историка Владимира Ивановича Тарасова — за ту огромную работу, которую он проделал, чтобы открыть еще одну неизвестную ранее страницу истории Иркутска, — сказал, открывая мероприятие, заместитель мэра — председатель комитета по социальной политике и культуре Виталий Барышников.

Путь картины к зрителю, по словам Владимира Тарасова, был тернистым. Созданная в Иркутске в начале XIX века, она более ста лет находилась в монашеской келье, затем еще 70 — в церковном подвале, 20 — в ризнице и 10 лет в притворе Крестовоздвиженской церкви.

— Сам факт, что она уцелела до наших времен, невероятен, — сказал Владимир Иванович. — Ни один из сибирских городов не имеет подобных работ. Размер картины невелик — 42 сантиметра на 98. Но Васильев изобразил на ней более 120 персонажей. При этом у большинства можно не только разглядеть лица, но и найти портретное сходство с реальными людьми, проживавшими в нашем городе в начале XIX столетия.

Именно поиск исторических прототипов персонажей, изображенных Михаилом Васильевым на картине «Перенесение мощей святителя Иннокентия», и заинтересовал исследователя больше всего. Работая в архивах и сличая различные художественные изображения священнослужителей, представителей купечества, чиновников и военных, имеющих отношение к Иркутской губернии начала XIX века, Владимир Тарасов определил значительный круг участников церемонии. По словам исследователя, автор картины, по сути, создал живописный репортаж религиозного события, пересказав его языком светского человека.

Портрет иркутского общества  

Первое упоминание о картине и ее репродукция появились в Иркутске ровно через 200 лет, в 2005 году, на страницах краеведческого журнала «Земля иркутская» благодаря искусствоведу и историку Тамаре Крючковой. Но затем о картине вновь забыли. До того момента, пока полотно не оказалось в поле зрения Владимира Тарасова. Этот факт тоже удивителен, поскольку, занимаясь историей, Владимир Иванович также профессиональный живописец.

Искусствоведам известны портретные работы художника-самоучки Михаила Васильева, а также его иконописные труды. «Перенесение мощей святителя Иннокентия» — едва ли не единственное событийное полотно автора.

На картине изображен один из моментов торжества перенесения чудотворных мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого) из Тихвинской церкви в Вознесенский собор. Событие это произошло 9 февраля 1805 года. Зрители видят, как процессия движется к иконе Казанской Божьей Матери, поставленной у монастырских ворот. В церемонии, кроме священнослужителей, участвуют иркутяне разных сословий, губернские и воинские чины, казаки и солдаты Иркутского гарнизона. Картина насыщена документальными деталями, это своеобразный портрет иркутского общества 1805 года.

— С религиозной точки зрения картина вряд ли заинтересовала бы меня. Но я долгое время занимался изучением и реконструкцией казачьего мундира. Первый мундир упоминался в иркутской истории в 1814 году во времена губернатора Трескина. Здесь же, уже в 1805 году, мы видим несколько фигур в явно казачьей одежде, — рассказал Владимир Тарасов. — Меня заинтриговал этот факт, а после некоторого детального изучения полотна захотелось узнать, кого конкретно из своих современников изобразил художник.

Заказчиком работы, по мнению исследователя, был архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Иакинф Бичурин. Его изображение, а также епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина Багрянского, несложно было определить на картине по облачению. Кроме представителей высшей церковной иерархии Иркутска, на картине удалось распознать личности священников Федора Сухих, Лаврентия Мордовского, пономаря Ивана Кузнецова, а также монахинь Анфисы Шатиловой и Меланьи Поповой.

Детальное изображение особенностей одежды того времени помогло установить представителей разных сословий. Губернские чиновники тогда носили черно-синие фраки, однако пока доподлинно удалось установить лишь коллежского советника, председателя уголовной палаты, кавалера ордена Святой Анны Григория Яковлевича Резанова, на тот момент уже отставленного от должности. Среди военных выделяются три персонажа — генерал-лейтенант Николай Петрович Лебедев, полковник Егор Степанович Сапожников и плац-майор Александр Евдокимович Савельев. Сапожников изображен рядом с дочерью и супругой. Благодаря казачьей униформе удалось установить управителя Иркутского гарнизонного полка Алексея Алексеевича Лихачева.

Из представителей иркутского купечества исследователь обнаружил на картине фигуры городского головы Дмитрия Мыльникова, его жены Анны Дмитриевны и дочери Натальи, купцов Николая Чупалова, Михаила Сибирякова, Николая Мыльникова, семейство Медведниковых.

Многие из персонажей, изображенных художником, вскоре в силу разных обстоятельств покинули Иркутск. Именно этот факт, по мнению исследователя, и обусловил то, что картина оказалась незавершенной и забытой. Она утратила свою актуальность, так как была неинтересна новой губернской верхушке.

Ценность полотна смогли оценить лишь спустя два века. Для краеведов и историков оно интересно еще и тем, что представляет самое раннее изображение Вознесенского монастыря: в середине XIX века он будет выстроен заново в другом архитектурном стиле.

Исследовательский проект картины «Перенесение мощей святителя Иннокентия» будет продолжен. Возможно, нас еще ждут новые открытия, связанные с полотном, которое займет, наконец, достойное место в стенах музея как уникальный экспонат, повествующий об истории Иркутска.

Нина Александрова

Фото Александра Новикова

КСТАТИ

При содействии мэрии Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова издал монографию историка, художника, заслуженного работника культуры и искусства Иркутской области В.И. Тарасова «Картина «Перенесение мощей святителя Иннокентия» — живописный репортаж из Иркутского Вознесенского монастыря о событии 9 февраля 1805 года». Ознакомиться с работой и увидеть картину художника Михаила Васильева можно, посетив Музей истории Иркутска.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио