Музей истории Иркутска готовится представить графические работы художников Приангарья

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #9 (947) от 4 марта 2020

Подготовка к конкурсу-выставке на лучшее произведение изобразительного искусства Иркутской области выходит на финишную прямую. По решению оргкомитета Музей истории Иркутска представит в своем филиале — Городском выставочном центре им. В.С. Рогаля — графические работы, а живописные полотна будут экспонироваться в залах Иркутского областного краеведческого музея. Основные мероприятия, призванные показать иркутскому зрителю произведения профессиональных художников со всех уголков Приангарья, начнутся в апреле.

Дорога в большой мир искусства 

Инициатор областной выставки — конкурса «Лучшее произведение изобразительного искусства — 2019 года» — некоммерческое партнерство «По содействию развитию искусства Дианы Салацкой». Партнерами конкурса выступают Союз художников России, филиал Российской академии художеств в Красноярске, министерство культуры и архивов Приангарья, администрация города Иркутска, Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутский областной краеведческий музей. Главная цель, которую преследует проект, — показать широкому зрителю работы профессиональных живописцев, скульпторов, критиков и искусствоведов со всего Приангарья, а также помочь им найти дорогу в большой мир искусства.

По условиям конкурса принять в нем участие могут только дипломированные художники и искусствоведы. До 15 ноября они должны были направить на электронный адрес организаторов фотографии своих работ — произведений живописи, графики, скульптуры, а также декоративно-прикладного искусства. Основной критерий отбора для участия в проекте — художественные достоинства произведения. Причем задача оргкомитета — только отобрать работы на конкурс, оценивать их будут сами участники. Каждый получит шорт-лист с указанием всех номинаций и фамилий авторов работ. Посмотрев экспозицию, художники выберут из списка лучшие, по их мнению, произведения.

Чтобы оценить, насколько важно для современного художника быть представленным широкой публике и видеть творчество своих коллег, корреспондент газеты «Иркутск» встретился с одним из участников конкурса, сотрудником Музея истории Иркутска, художником Сергеем Бригидиным.

Сергей окончил Иркутское художественное училище и кафедру изобразительного искусства Иркутского педагогического института. Еще во время учебы вместе с однокурсниками организовал художественное объединение «Красный квадрат», известное иркутянам по участию в различных выставочных проектах. Сейчас Сергей Бригидин работает старшим научным сотрудником, хранителем фонда живописи и графики Музея города Иркутска. С 2013 года в нашем городе прошло несколько его персональных выставок. Пять лет назад он стал участником международного аквабиеннале в Санкт-Петербурге (выставки акварельной живописи — Прим. ред.). И таких мастеров, имеющих индивидуальный почерк и собственный неповторимый стиль, но не состоящих в Союзе художников РФ, в Сибири много. Для них в первую очередь и создан проект «Лучшее произведение изобразительного искусства Иркутской области».

Ген любви к рисованию

Коренной иркутянин Сергей Бригидин вырос на городской окраине, в поселке Жилкино. В ответ на вопрос: «Почему стал художником?» пожимает плечами — с детства любил рисовать. Мама и отчим всегда были заняты на работе; оставаясь один, Сережа садился за стол и в обычной тетрадке рисовал простой шариковой ручкой героев любимых сказок. Никто не прививал ему чувства прекрасного, не объяснял, что такое композиция и цветовая палитра, он просто рисовал как умел. Часто, глядя на книжные иллюстрации, старался повторить их в своей тетради. Получалось похоже.

Еще запомнилось, как в кружке рисования местного Дома пионеров, куда он в пятом классе записался под маминой фамилией — Еговин, на конкурс к 23 Февраля нарисовал Мальчиша-Кибальчиша. За победу его наградили грамотой, которую принесли в школу на линейку. Интрига — почему Бригидин оказался Еговиным — так и осталась для педагогов загадкой. «Больше псевдонимами не пользовался!» — смеется Сергей. Много лет спустя, уже став взрослым, он разыскал родного отца и узнал, что тот тоже неплохо рисует.

— Поскольку книги в СССР были в дефиците, отец занимался восстановлением старых, пришедших в негодность изданий. И если у них не было обложки, он делал новую и в точности повторял рисунок оригинала. Так что, видимо, от отца мне передался ген любви к рисованию, — рассказал Сергей.

Перед поступлением в училище будущий художник пошел на подготовительные курсы.

— Педагог Эльвира Ивановна Штельваг перед занятиями сказала, что надо принести планшет, краски, карандаш и резинку. Я принес из дома то, чем обычно пользовался на уроках рисования. Эльвира Ивановна критически все осмотрела, улыбнулась и объяснила, что это не годится, дала список и отправила в книжный магазин «Родник». Там мне по этому списку подобрали то, что нужно. То есть я на тот момент не знал элементарных вещей и, конечно, испытывал чувство неполноценности. Спасибо Эльвире Ивановне, которая отнеслась тогда ко мне с пониманием, многому научила и помогла не зациклиться на своих никчемных проблемах, — вспоминает Сергей.

В дальнейшем в его жизни было еще много замечательных педагогов, среди которых Людмила Николаевна Назарова, Виктор Николаевич Огиенко, Елена Юрьевна Петрова, Николай Михайлович Морозов, искусствовед Ирина Александровна Бордовская, заслуженный художник России Александр Сергеевич Щипицин. Своих учителей сегодня Сергей вспоминает с большой теплотой и благодарностью.

После завершения учебы на кафедре изобразительного искусства в 2006 году возникло объединение «Красный квадрат», куда на том этапе, кроме Сергея Бригидина, вошли Валерий Коробченко, Надежда Бушкова и Валентина Дережанова. Поскольку участников было столько же, сколько сторон у квадрата, и в их работах преобладал красный цвет, то название появилось само собой. Сейчас «квадрат» разросся и стал, как в шутку определяют его сами участники, «квадратом в квадрате».

Друзья работали, участвовали в выставках, все, кроме Сергея, стали со временем членами Союза художников РФ. Сам он объясняет это несколько пространно: «Может быть, сил не хватило. Может быть, творческого потенциала». Десять лет назад, на этапе становления, это било по самолюбию. Сейчас Сергей смотрит на мир более философски.

Уникальная графика под названием акварель 

Изначально работая, как большинство художников, в технике письма маслом, однажды он неожиданно для самого себя стал рисовать акварелью. Случилось это восемь лет назад, после поездки в Санкт-Петербург.

— Акварель рассматривают не как живопись, а как уникальную графику. Поэтому на конкурсе моя работа «Зимнее утро в Адмиралтейском» будет выставляться в Доме-музее Рогаля, где разместится графика, — пояснил Сергей. — К акварели сейчас очень большой интерес. Мне эта техника нравится плавностью красок, тем, как один цвет гармонично перетекает в другой, создавая бархатистость и нежность.

В 2015 году он решил показать свои работы членам Товарищества акварелистов Санкт-Петербурга и получил хорошие отзывы. Одну из его работ — «Навстречу зиме» — организаторы отобрали для международного аквабиеннале, она вошла в выставочный каталог. Сейчас у Сергея два любимых города — Иркутск и Санкт-Петербург, которые, по его мнению, очень похожи. Часто, вдохновившись архитектурой и особым настроением этих городов, он рисует их дома и улицы.

Работая в Музее истории Иркутска и создавая экспозицию картин своих коллег, которые будут принимать участие в проекте «Лучшее произведение изобразительного искусства Иркутской области 2019 года», Сергей Бригидин имел возможность изучить их творчество.

— Мне очень понравились работы, — резюмировал Сергей. — Много пейзажей, связанных с Иркутском, Байкалом. Много натюрмортов. Есть интересные акварельные работы, картины, написанные в смешанной технике. Я думаю, что благодаря этому проекту мы узнаем новые имена самобытных талантливых художников.

Фото Валентина Карпова и из архива Сергея Бригидина

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио