Мир в формате: как отучить ребенка от увлечения гаджетами 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (912) от 20 июня 2019

Во время школьных каникул, когда родители на работе, дети часто остаются предоставленными сами себе. В прошлом выпуске мы рассказывали, как с помощью уроков #ШколаЛизаАлерт уберечь ребят от опасностей. Сегодня наш педсовет продолжит тема «Дети и гаджеты».

В раннем детстве родители, бабушки и дедушки малышей восторгаются их сообразительностью — как быстро они становятся на ты с компьютером, сотовым телефоном, планшетом. Но проходит время, и взрослые хватаются за голову от того, что с этими устройствами дети проводят каждую свободную минуту. И тогда перед родителями встают вопросы: «Как влияет такое увлечение на здоровье и формирование личности ребенка? Как отучить его от гаджетов?». Ответы на них нам поможет найти директор Иркутского регионального общественного учреждения Центр развития семьи «Веста», участник движения «Женсовет», психолог Наталья Паскевская.

— На занятиях Академии любящего родителя, которая создана Иркутским городским общественным движением «Женсовет», мы часто обсуждаем тему «Дети и гаджеты». Она действительно очень актуальна. С одной стороны, конечно, нельзя ограничивать ребенка в развитии, а современные технологии этому, безусловно, способствуют. Однако важно понимать, для чего ребенку нужны гаджеты. К сожалению, в большинстве случаев — вовсе не с развивающей целью, а для того, чтобы он не отвлекал взрослых от дел, не задавал множества вопросов и тем самым экономил их время.

Недавно наблюдала такую картину: молодая мама с годовалым ребенком едет в автобусе. Малышка с удовольствием смотрит по сторонам, а мама подсовывает ребенку под нос смартфон с мультиками. И девочка, вместо того чтобы изучать мир вокруг себя, с головой уходит в телефон…

— А почему это для нее плохо?

— Ребенок формируется, познавая окружающий мир. Играя, он видит, что погремушка падает, мячик катится, а воздушный шарик улетает в небо. Так он знакомится с разными свойствами предметов, обретает опыт и устанавливает причинно-следственные связи между различными действиями. Совсем другое дело, если малыш видит все это на экране электронного устройства.

Начнем с того, что реальный мир трехмерный. А у ребенка, который постоянно наблюдает его на плоском экране, реальность формируется в формате 2D. Неспособность анализировать расстояние, скорость, траекторию движения предметов приводит к нарушению координации и в целом затормаживает развитие. Ребенку трудно поймать мяч, оценить, с какой скоростью движется встречный автомобиль, он не способен концентрировать внимание на каком-то действии. Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров предлагают детям до двух лет вовсе не давать гаджетов. Они связывают раннее увлечение электронными устройствами с задержкой умственного и физического развития, ожирением, недосыпанием, психическими расстройствами, проявлением агрессии, цифровым слабоумием, при котором у ребенка наблюдаются проблемы с концентрацией и памятью.

— Нередко сегодня можно увидеть картину, как дети в общественном месте не общаются, не гуляют, не играют друг с другом, а сидят неподвижно, погруженные в виртуальный мир своих смартфонов. Помнится, в советском детстве нам не хотелось вечером возвращаться домой с улицы, где было множество коллективных игр. Сейчас ребенка с трудом можно отправить погулять…

— Если же чадо выходит на прогулку, то тут же усаживается на скамеечку и «утыкается» в смартфон. Мамы и папы согласны на этот компромисс, они успокаивают себя тем, что их ребенок хотя бы дышит воздухом. В наше время редкость увидеть во дворе ребятишек, которые дружно играют в популярные когда-то выжигало, казаки-разбойники, прятки. А ведь движение увеличивает внимательность и способность обучаться, игра обогащает знания и опыт ребенка, развивает ловкость, выносливость и силу, учит таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка. Гаджеты не могут научить падать, прыгать, бегать, драться, они создают лишь иллюзию этих умений. Кроме того, активные занятия помогают избавиться от излишней энергии, снять напряжение, дать выход стрессу.

— Есть мнение, что общение в соцсетях расширяет круг знакомств, позволяет обрести новых друзей…

— Общение в соцсетях тоже оказывает на подрастающее поколение негативное влияние. Оно ограничивает человека в эмоциональных контактах, в общении с семьей, друзьями. Пользуясь соцсетями, люди постепенно начинают испытывать сложности в живом общении, не хотят сближаться эмоционально, во многом потому, что не умеют управлять своими чувствами и договариваться.

В итоге слишком активное и поверхностное общение в сети становится причиной ослабления отношений с близкими и ухода от эмоциональных контактов, а сама виртуальная реальность может стать подменой реальному миру.

— Какие советы вы дали бы родителям, чтобы избежать этих проблем?

— Соглашусь с мнением, что малышам до двух лет лучше обходиться без гаджетов, компьютера и телевизора. Детям от трех до пяти лет можно смотреть телевизор в течение одного часа в день, но не все подряд, а хорошие, добрые и поучительные мультфильмы. От игр и фильмов, где содержатся сцены насилия, необходимо отказаться.

Ребятам среднего школьного возраста рекомендуется проводить за экраном не более двух часов в день.

В компьютерные игры не стоит играть раньше 13 лет и не более 30 минут в день, иначе вред здоровью неизбежен.

Конечно, если мы говорим об электронных учебниках и компьютерных технологиях в школе, то это время должно входить в общее допустимое экранное время.

— А что делать, если ребенок, что называется, уже подсел на гаджеты?

— Приведу пример из реальной жизни. Очередь к врачу в детской поликлинике. Передо мной семь мам с детьми. Шесть из них — и мамы, и дети — «сидят» в телефонах, причем каждый в своем.

Моя мама вспоминает времена, когда в домах не было телевизоров и телефонов, поэтому в семье устраивались вечерние художественные чтения или даже театрализованные представления. И дети тогда были в курсе, где работают родители, мечтали стать взрослыми и пойти по стопам старших. Сейчас, работая психологом, я часто сталкиваюсь с тем, что даже старшеклассники не знают, чем занимаются их папа с мамой. Зато они смотрели все сезоны «Симпсонов». Взрослая жизнь представляется им тяжелой и скучной, поэтому они не хотят «выходить» в самостоятельную реальную жизнь.

Сегодня родители проводят со своими детьми порядка 15 минут в день. Чем наполнены эти драгоценные минуты общения? Чтением книг, обсуждением прошедшего дня, совместными делами? Увы, как правило, формальными вопросами о школе и успеваемости.

Родителям необходимо помнить, что ни одно цифровое электронное устройство не заменит детям общения с ними. Возможно, для этого придется встать с дивана, самому оторваться от телевизора или смартфона, даже пожертвовать энной суммой денег, которую можно было бы заработать за то время, которое вы уделите ребенку, отправляясь с ним в поход или на рыбалку.

Ведь это мы сами отгородились от собственных детей, не вовлекаем их в свои дела, не показываем огромный и сложный мир. Мы сами подсунули им суррогат, виртуальную подделку и не заметили, как далеко все зашло.

Ведь по большому счету дети берут в руки гаджеты, чтобы сбежать от нас, родителей, это их реакция на наше безразличие, раздражение, усталость. И есть только один путь вернуть их к реальности — стать для них интересными.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио