Марш-бросок по-иркутски. Как доставляли автомобили из нашего города к линии фронта СВО

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #20 (1106) от 2 июня 2023

С самого начала участия иркутян в СВО городская власть активно поддерживает их во всем — постоянно проходит отправка гуманитарных грузов в зону боевых действий. После мобилизации наших земляков и глава города, и руководители подразделений мэрии уже не раз побывали с различными миссиями в Донбассе. Очередная такая командировка прошла в мае. Буквально на днях из нее вернулись первый заместитель мэра Андрей Южаков, глава Октябрьского округа Георгий Комаров, начальник управления специального обеспечения Борис Курчинский, директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. Андрей Южаков заранее встретился с командирами подразделений, чтобы узнать, какие марки машин необходимы бойцам, а Георгий Комаров, Сергей Майок и Борис Курчинский лично перегнали в зону боевых действий 13 автомобилей. О том, как прошла эта горячая командировка, они рассказали репортерской группе нашего еженедельника.

Сразу отвечаем на возникающий вопрос читателя — почему именно эти трое? Надо отметить, что Георгий Комаров, глава Октябрьского округа, не впервые едет в Донбасс. У него там много знакомых, товарищей, с которыми учился, работал. К тому же Георгий Александрович — председатель призывной комиссии Правобережного и Октябрьского округов, участвовал в отправке мобилизованных иркутян. Почти сразу после начала мобилизации, в ноябре 2022 года, он вместе с мэром Русланом Болотовым сопроводил первый собранный муниципалитетом груз в Новосибирск и Юргу. Это были генераторы, тепловые пушки, газовые горелки, теплые вещи. А через несколько месяцев состоялась вторая поездка — уже в зону боевых действий. Тогда с Георгием Комаровым связались друзья и сказали, что им нужны дальномеры, квадрокоптеры, тепловизоры.

— Я взял на себя ответственность, собрал вместе с одногруппниками какую-то часть по этому запросу, — вспоминает Георгий Комаров. — Пришел к Руслану Николаевичу Болотову и сказал, что мы хотим отправить груз в конкретное подразделение, причем я лично хочу это все отвезти и передать. Мэр согласился — надо помогать! И я поехал в марте в Ростов, там, кстати, встретил фуру из Иркутска, которая потом пошла в Донецк и Луганск, познакомился с руководителем Иркутского отделения Всероссийского студенческого корпуса спасателей Яковом Александровичем Миндрулевым. Именно он подробно объяснил всю схему доставки собранной помощи, как работает вся система разгрузки, перегрузки, оформления заезда на территорию — на границе километровые очереди, люди в машинах сутками стоят. В основном это коммерческие грузы — везут продукты, строительные материалы, ведь жизнь в Донбассе продолжается. А обладатели спецпропусков с гуманитарными грузами имеют право эту пробку объезжать.

Борис Курчинский, начальник управления специального обеспечения, отвечает в городской администрации за гуманитарные грузы, кроме того, у него скапливались все собранные запчасти, поэтому он четко знает, какому адресату что доставить. А вся техническая подготовка и испытания автомобилей, собранных к отправке в Донбасс, шли через Сергея Майока, руководителя «Иркутскгортранса». Сергей Игоревич досконально знал состояние каждого — закупал аккумуляторы, менял резину, масла.

Сейчас в администрации Иркутска уже на практике разработали четкий алгоритм взаимодействия с нашими воинами и передачи им всего необходимого. Вот и во время последней, майской доставки ценного груза помощи сначала в зону боевых действий отправились первый заместитель мэра Андрей Южаков и руководитель Иркутского отделения Всероссийского студенческого корпуса спасателей Яков Миндрулев. Там они встретились со всеми иркутскими бойцами, для этого объехали более десяти подразделений практически на линии огня — и в итоге выяснили, какая именно помощь из той, что едет на автовозе по маршрутут Иркутск-Ростов нужна боцам, а так же какие какие марки автомобилей необходимы (часть летела бортом Минобороны, часть — ехала на автовозе) подразделениям.

Все машины, кстати собрали в короткие сроки с помощью предпринимателей, профильных подразделений администрации, учреждений, привели в хорошее техническое состояние в МУП «Иркутскгортранс» и разработали план доставки.

— Часто задают вопрос — для чего нашим военнослужащим столько машин? Для подвоза воды, провизии и боеприпасов на передовую, бойцы там полностью отрезаны от снабжения. Военные КАМАЗы можно использовать для этих целей, но они маломаневренные, а значит, легко становятся мишенью. Легковые автомобили более мобильные, могут сделать несколько рейсов за короткий промежуток времени. И такая техника как раз и необходима, — объясняет Георгий Комаров. — Вторая задача — забирать раненых с поля боя. У военных есть грузовики для этих целей, но они не совсем отвечают тем запросам, которые озвучили наши ребята, поэтому мы и предоставляем им такую помощь. Сейчас там необходимы водовозки, но из-за того, что это фактически тоже маломобильный грузовик, мы им предложили прицепы (в таких возят на продажу квас) — даже если он застрянет под обстрелом, его можно отцепить от УАЗа и бросить, а с большегрузом так не сделаешь. Сейчас прорабатываем этот вопрос. Второе по необходимости — бензиновые генераторы, квадрокоптеры.

Задача перед нашими героями стояла непростая. Приняли решение семь автомобилей доставить автовозом, а еще пять — с личным сопровождением на военном самолете с аэродрома авиабазы «Белая» в поселке Среднем в Усольском районе (гражданская авиация в Ростов не летает). Все машины в Средний перегнал из Иркутска (по очереди, одну за другой!) Георгий Комаров. Еще две ушли своим ходом, когда был объявлен автопробег из Владивостока до Донецка — в каждом городе присоединялась техника, в Иркутске это были два больших микроавтобуса Fiat Ducato.

Георгий Комаров, Борис Курчинский и Сергей Майок ждали военный борт Ил 76 из Дальнего Востока до Ростова-на-Дону три дня в готовности в любой момент вылететь. Вылет состоялся в час ночи 4 мая.

— Военный самолет предоставило Министерство обороны РФ, с которым в Москве договорился губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, — рассказывает Борис Курчинский. — Надо отметить, что в России всего два региона, в которых применяется такая практика доставки машин военными бортами до Ростова. В нашем случае это была уже четвертая такая доставка. Этим же бортом в зону боевых действия с Дальнего Востока летели 20 бойцов.

— У нас был один крупногабаритный ЗИЛ. Если везти его на автовозе, это слишком долго, а машины нужно было оперативно доставить. Еще «Газель» и три УАЗа, — говорит Сергей Майок. — Они — длинномеры и габаритные, их не просто загрузить на автовоз, поэтому и решили воспользоваться военной авиацией. Мы организовали погрузку в самолет — в течение двух часов загнали автомобили, это оказалось трудной задачей. Креплением и размещением занимались военные летчики — сделали все профессионально и очень быстро. Но в самолет вошло только четыре машины, одна пока осталась на аэродроме «Белой» — до следующей доставки.

Транспортировка машин и гуманитарной помощи оказалась делом непростым, при шести часах перелета она заняла двое с половиной суток. Первая посадка была в Новосибирске, и там иркутянам пришлось задержаться. Рейс откладывался — Ростов не принимал. Ждали до полуночи, в итоге после долгих согласований летчики приняли решение сесть на ближайшем военном аэродроме в Таганроге. При этом иркутянам предстояло еще доехать со всеми машинами до Ростова — точка сбора была назначена там.

В Таганроге приземлились без происшествий, но возникли новые неожиданные трудности: когда стали выгружать автомобили, оказалось, что у самого большого из них — ЗИЛа — закончился бензин (по правилам безопасности, с полными баками летать нельзя, топлива должно быть немного — выехать из самолета и покинуть аэродром. — Прим. авт.). Автомобиль спустился с борта и остановился.

— Военные с аэродрома предоставили нам машину, мы выехали в город, добрались до ближайшей заправки, и я сказал: «Ребята, нужно 20 литров бензина, но канистры нет», — рассказывает Сергей Майок. — Там народ с юмором, ответили: «Хорошее начало!» В итоге дали нам емкость с мойки из-под пены. Ее пришлось отмывать, но в итоге вопрос решили, ЗИЛ заправили.

Но тут возникла новая проблема: водителей трое (глава Октябрьского округа Георгий Комаров, начальник управления специального обеспечения Борис Курчинский, директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок), а машины четыре.

— В итоге приняли решение ЗИЛ оставить на аэродроме и стартануть на трех машинах на точку сбора в Ростовское отделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей, — рассказывает Сергей Майок. — Потом мы с Георгием Александровичем отправились за ЗИЛом, Бориса оставили в Ростове, чтобы он встречал автовоз из Иркутска с остальными машинами и гуманитарной помощью, который как раз пришел в этот день. На все это ушло двое с половиной суток.

Еще одна важная деталь — все автомобили отправились в Донбасс не пустыми, а были забиты необходимыми для бойцов вещами и техникой, которые собрали иркутяне: автозапчасти, генераторы, различные инструменты, личные посылки. «Газель», например, была загружена одеждой, учебной и художественной литературой для школьников Кировска.

Весь этот ценный груз необходимо было перекидать (рассортировать по точкам назначения) и доставить в десять воинских подразделений и город Кировск. Ну а потом началась непростая работа — перегон машин из Ростова за линию фронта, по местам запроса.

— Специфика была в том, что мы на трех машинах каждый день выезжали, две передавали бойцам, на одной возвращались, — вспоминает Борис Курчинский. — И так каждый день: все время в дороге, по 800–1000 километров в сутки, спали по два часа. Но усталости не чувствовали. Мы с Сергеем Майоком в прошлом кадровые военные, поэтому страха не было. Только повышенный адреналин от ответственности за выполнение поставленной задачи и вопроса — куда заведет навигатор? Ведь дороги незнакомые, очень легко попасть на территорию, не подконтрольную Вооруженным силам РФ, — обозначений там никто не ставит, только блокпосты, на которых вопросов лишних не задают.

Дороги, по которым сутками колесили иркутяне, — в рытвинах от артиллерийских обстрелов, везде разбитые здания, много заминированных территорий — из-за этого во время поездок нельзя, например, останавливаться и выходить на обочину. Разумеется, иногда были слышны звуки разрывов.

Но и в таких условиях у наших героев было несколько неожиданных и от этого еще более пронзительных встреч. Однажды на дороге встретили иркутского бойца, который мчался на знакомом автомобиле УАЗ («буханка». — Прим. ред.) — эту машину одной из первых отправляли в зону боевых действий из нашего города! А еще Сергей Майок встретил в зоне СВО сотрудника своего предприятия, которого мобилизовали в сентябре прошлого года. Обнялись, поговорили — парень в порядке, он уже участвовал в боевых действиях в горячих точках, можно сказать, вернулся в свою стихию. Со своим руководителем он передал жене в Иркутск небольшую посылочку, которую, конечно, доставили в целости и сохранности.

Предпоследний рейс доставки был в Кировск. Там иркутяне пообщались с главой администрации подшефного города Викторией Сергеевой. Она рассказала, что все дети, которые в марте ездили в Иркутск, теперь мечтают поступить в вузы именно нашего города и связать с ним свою жизнь — так им у нас понравилось. Виктория Ивановна благодарила за помощь в восстановлении народного хозяйства, разрушенного во время боевых действий в 2014 году, когда линия фронта проходила через весь Кировск. Сейчас иркутские специалисты занимаются там масштабной стройкой нового, современного водопровода. Ну а иркутяне не могли не восхититься мужеством этой женщины: ее муж и дочь сейчас воюют за Донбасс, зять пропал без вести, но она сохраняет выдержку, делает все возможное для улучшения жизни своего города.

— Главное, что замечаешь в таких поездках — как изменились наши бойцы, отношение к ним командования и сама обстановка на фронте за это время, я ведь езжу туда не в первый раз, — отмечает Георгий Комаров. — Пришло глубокое понимание ситуации, это некий переломный, почти неуловимый, но очень значимый момент. Дух у воинов боевой, они рвутся на передовую, но командиры сейчас личный состав берегут, наступление происходит по четко отработанной стратегии. Сейчас оппозиция заполняет информационное пространство фейками о наших потерях, которые доходят якобы до 70 процентов, были сообщения, что 38-й и 39-й полки (в них служат бойцы из Иркутска) расформированы по этой причине. Но это неправда, мы сами были в 38-м полку — все ребята живы, и это те же, кто отправлялся на СВО во время мобилизации в сентябре 2022 года, я знаю их в лицо. И они уверены, что все закончится нашей победой.

Во время поездки Георгий Комаров, Борис Курчинский и Сергей Майок были на связи с администрацией Иркутска в ежедневном режиме. Сразу после возвращения из Донбасса они рассказали подробности своего марш-броска мэру Руслану Болотову. И передали ему новый список того, что необходимо нашим бойцам. И сейчас процесс сбора техники и гуманитарной помощи продолжается, а наши герои снова готовы отправиться в дорогу, как только груз будет сформирован, — опыт у них уже есть!

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова, пресс-службы администрации города и из архива героев публикации

Обычный дом на одной из улиц Донецка: горожане вывешивают на балконы флаги России. «И так по всему городу, — рассказывают иркутяне. — Донецк — часть России, это русский город. Мы нужны дончанам, это не вызывает никаких сомнений. А еще Донецк удивительно красивый, зеленый. И туда должен прийти мир»

Очень важный памятный подарок передали в Иркутск наши бойцы из зоны СВО — флаг города с автографами военнослужащих. Первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков торжественно вручил его на этой неделе главе города Руслану Болотову. Кроме того, воины записали видео, в котором искренне поблагодарили Руслана Николаевича за участие в жизни каждого из них, за помощь и всестороннюю поддержку, которую им постоянно оказывают из родных мест. «Благодаря таким людям, как вы, победа будет за нами!» — такими словами было закончено это обращение

С начала специальной военной операции из Иркутска было отправлено более 300 тонн посылок, организовано 10 гуманитарных конвоев. На фото — первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков во время майской командировки в зону СВО. «Передали бойцам адресные посылки, а также рисунки и письма от детей. И это, как мы увидели там, на месте, очень важно для них. В одном из населенных пунктов на передовой наши военнослужащие живут в разрушенном доме. И у них вся стена увешана детскими рисунками. Они говорят, что это дает им ощущение того, что близкие рядом, что о них думают, их ждут», — рассказал «Иркутску» Андрей Владимирович

Слева направо: начальник управления специального обеспечения Борис Курчинский, глава Октябрьского округа Георгий Комаров, директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. «Это сейчас мы прилично выглядим и чисто одеты, — смеются эти трое — участники марш-броска из Иркутска в Донбасс. — Вы бы видели нас там: все в мазуте и машинном масле, спали по нескольку часов, все время за рулем, по бездорожью». Каждого, конечно же, с волнением ждали дома — мамы, жены, дети. Но они снова готовы поехать в зону боевых действий, говорят, что постоянно на связи с командирами подразделений и четко понимают, в чем нуждаются бойцы

Автовоз с машинами, собранными в Иркутске неравнодушными горожанами, доехал до Ростова своим ходом. А оттуда в зону СВО автомобили перегоняли иркутяне: глава Октябрьского округа Георгий Комаров, начальник управления специального обеспечения Борис Курчинский, директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. Наклейки на машинах — символика Благотворительного фонда поддержки общественно-патриотических инициатив “Любимый город”

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио