Пожалуй, раньше всех в Иркутске начинают работать водители трамваев — в 5.20 на линию выходят первые вагоны. А смена начинается еще раньше, к этому времени сотрудники МУП «Иркутскгортранс» уже проходят медицинское обследование, обязательный инструктаж и готовы развозить по городу иркутян. Сейчас на предприятии трудится 115 водителей трамваев, 90 процентов коллектива — женщины. Репортерская группа «Иркутска» познакомилась с этими людьми. Кстати, все они признались, что самые приятные часы в их работе — именно утренние, когда город просыпается, а пассажиры самые улыбчивые и доброжелательные.
Олег Лаповок, заместитель директора МУП «Иркутскгортранс»
— Сейчас на линии у нас работает 115 водителей трамваев при штатном расписании в 145. Людей не хватает, потому что работа это трудная, — отмечает Олег Игоревич. — Водителю трамвая сложнее, чем, например, водителю автобуса, потому что ему нужно следить не только за дорогой, но и за контактной сетью. Здесь рельсы, график, практически всю смену человек на линии. И встать нужно в четыре утра, и так каждый день. Плюс случается нервотрепка с пассажирами… И эмоциональная тревога во время движения в потоке автомобилей, которых с каждым годом все больше. Если водитель трамвая работает во вторую смену, то домой он приходит в половине второго ночи. Сегодня средняя начисленная заработная плата на предприятии составляет 37,7 тысячи рублей, можно заработать и больше.
Татьяна Клюсова, водитель-инструктор
Профессию водителя трамвая можно получить на полугодовых курсах — на предприятии есть учебный комбинат с лицензией на обучение. Курсы проходят два-три раза в год. В «Иркутскгортрансе» учатся не только жители областного центра — приезжают и из Ангарска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Свирска и даже из других регионов. Многие, особенно молодые люди, после получения диплома и практики уезжают в другие регионы, например, в Москву и Санкт-Петербург: водители трамваев постоянно требуются практически в каждом крупном городе России, так что это одна из востребованных профессий. Еще один существенный плюс: после 15 лет стажа для женщины и 20 лет для мужчины водитель трамвая получает право выйти на пенсию на пять лет раньше.
— Обучаем водителей, сначала после теории они проходят стажировку 140 часов, потом сдают вождение, вся ответственность за их действия в этот период лежит на нас: у студентов же нет водительского удостоверения. Мы их учим не только водить трамваи, но и в случае поломки во время движения как за десять минут найти, допустим, неисправность и по возможности ее устранить. Не должно быть такого, что сломался вагон — и водитель сидит и ждет помощи, — рассказывает Татьяна Васильевна. — После получения диплома и сдачи всех экзаменов сначала на предприятии, а затем в ГИБДД всем, кто прошел обучение, присваивается статус водителя третьего класса, его отправляют на практику уже с пассажирами, на время стажировки к новичку прикрепляют опытного водителя-наставника. Затем мы с ними для подстраховки ездим три дня, и только после этого наши новички выходят на линию. Контингент на обучение приходит самый разный, в последнем потоке была даже офицер полиции, которая вышла на пенсию и решила получить новую профессию.
Ольга Бондюгина, наставник, водитель первого класса
В Иркутске действует семь маршрутов трамваев: № 1, 2, 3, 4, 4А, 6, 7. Каждый водитель должен в совершенстве знать любой из них. Только что окончивших курсы обычно отправляют на маршрут № 4, его за относительную легкость на предприятии называют инкубатором — весь путь проходит по равнине без уклона.
Водитель первого класса Ольга Бондюгина в «Иркутскгортрансе» с 1978 года. Она рассказала, что на предприятии очень развита взаимопомощь, ее карьера тому живой пример. Руководство решило использовать ее опыт при обучении молодежи, но для этого ей и самой пришлось пойти учиться — в 57 лет по направлению предприятия она окончила Иркутский техникум автомобильного транспорта. И с тех пор работает в качестве наставника.
— На маршруте № 4 новички обкатываются год, а потом их уже выпускают по всему городу, — объясняет Ольга Геннадьевна. — Самый сложный, самый протяженный и при этом мой самый любимый — маршрут № 1. Там есть спуск, особенно на нем тяжело маневрировать осенью, когда из-за влажности снижается сцепление колеса с рельсом, вагон может тащить, и нужно уметь маневрировать. Туда ставят только опытных водителей.
Василий Туманов, водитель третьего класса
Василий стал водителем трамвая почти случайно: он работал в трампарке в Улан-Удэ электромонтером, но наставники, которые занимаются обучением курсантов, практически при каждой встрече предлагали ему освоить новую профессию — очевидно, видели в парне большой потенциал. И однажды практически под руки привели в класс. Василий прошел обучение, а когда сел в кабину водителя, понял — это его. Четыре года назад он с семьей — женой Татьяной и тогда единственным сыном Димой — переехал в Иркутск, поближе к родственникам, колебаний, куда идти на работу, не было: только водителем трамвая!
— Мне очень нравится, что вся жизнь проходит в постоянном движении. У большинства людей, как мне кажется, рутинная действительность — каждый день приходится сидеть на работе, на одном месте. А у меня картина за окном постоянно меняется, всю смену вижу новые лица, и мне это по душе, заряжает энергией.
В семье Василия любимый вид транспорта — трамвай. Дочка Яна, которой сейчас два года, как только видит вагон, всегда радостно машет, даже если папа идет рядом. А 15 мая У Василия и Татьяны Тумановых произошло радостное событие — родился сын Артем.
Светлана Семинидова, водитель-инструктор
Каждый день в пять утра водители трамваев проходят инструктаж, его по очереди проводят наставники и водители-инструкторы, которых на предприятии четверо. Они также проверяют техническую готовность вагонов.
— В 1996 я году попала на предприятие, приехала из Железногорска-Илимского. Кстати, по первому образованию — бухгалтер, по этой специальности окончила вуз. Но хотелось работать с людьми, так и пришла в «Иркутскгортранс», — вспоминает Светлана Николаевна. — Уже восемь лет на должности водителя-инструктора. Темы для ежедневного инструктажа бывают разными, иногда разбираем случаи с ДТП, объясняем ситуацию в целом, что нужно было сделать водителю, чтобы аварии не произошло. С начала пандемии коронавируса проверяем, чтобы все водители были в масках, обязательно наличие в вагоне дезраствора для обработки поручней. Перед выходом на линию проводятся уборка и санитарная обработка, это делают уборщики, есть такая штатная должность на предприятии. В процессе рабочего дня на конечных остановках санобработкой занимается кондуктор.
Татьяна Каменева, водитель первого класса
Татьяна Анатольевна работает в «Иркутскгортрансе» уже семь лет. До этого была частным предпринимателем, держала продуктовый павильон, но законы менялись, и в какой-то момент это стало нерентабельным. Совершенно случайно в павильон зашла покупательница и рассказала, что как раз сейчас идет набор на курсы водителей трамваев. Татьяна решила пойти и о своем решении до сих пор ни разу не пожалела.
— Встаю в 3.30, в 4.30 дежурный автобус меня забирает (он собирает работников по всему городу начиная с 3.30 в Ново-Ленино). Мы работаем три дня, а потом два выходных. Первая смена — с утра и до 15.00–16.00, в зависимости от графика, второй день — с утра и до полуночи, и третий день — во вторую смену с 14.00 до полуночи. Домой после вечерней смены водителей и кондукторов также развозит дежурный автобус, — рассказывает Татьяна. — Вообще, утро для меня самое лучшее время рабочего дня, когда ты выезжаешь в свежевымытой кабине, в вагон садятся самые первые пассажиры, многих из которых я уже знаю — как правило, самые доброжелательные. Бывает даже, на некоторых маршрутах мы немного стоим, потому что знаем: сейчас подойдет трамвай № 4 и несколько пассажиров из него пересядут к нам в вагон. А некоторые говорят: «Спасибо, солнышко, что довезла», карамельку на панель кладут, это так приятно…
Алексей Анисимов, водитель первого класса
Работают в «Иркутскгортрансе» и целыми семьями. Например, супруги Алексей и Надежда Анисимовы. А у Алексея отец тоже был водителем трамвая, так что это уже практически династия.
— Для нас это очень удобно, потому что я, например, пять дней выхожу в первую смену, оставшееся время — с детьми, у нас двое сыновей десяти и семи лет. А супруга, наоборот, работает во вторую смену тоже пять дней. Потом смены у нас меняются. Общаемся на двух выходных, которые у нас всегда совпадают. За нашей семьей даже вагон закреплен один на двоих, — рассказывает Алексей Анисимов. — На Новый год мы его всегда празднично оформляем, жена в эти дни ездит в костюме Снегурочки, она сама его сшила. Мне в этом году на один день от предприятия дали костюм Деда Мороза, люди радуются, когда видят такой трамвай, руками машут, улыбаются из машин, на телефон снимают.
Никита Скачков, водитель третьего класса
Никите всего 21 год, и он один из самых молодых водителей иркутского трамвая. Впервые за пульт управления трамваем Никита сел в девять лет, порулить ему дал дедушка во время поездки в спецвагоне контактной сети, то есть без пассажиров, а значит, и риска для них там не было.
— Я сейчас учусь заочно в ИРНИТУ на факультете управления единой транспортной системой. Можно сказать, постигаю профессию с азов и до конца учебы точно никуда уходить не собираюсь. Больше всего нравится особое чувство, когда ты управляешь большим двадцатитонным вагоном, — рассказывает Никита Скачков.
У Никиты необычное хобби — он по личной инициативе ведет сообщество «Иркутский транспорт» в «ВКонтакте» и Telegram. Публикует там разнообразные новости о предприятии — по мере их поступления, иногда раз в неделю, а иногда по несколько за час. А еще он фотографирует трамваи во всех городах, в которых когда-либо побывал, — в Москве, Санкт-Петербурге, Химках, Коломне, Подольске, Видном, Екатеринбурге, Новосибирске. У Никиты накопилось уже 2300 снимков.
Елена Гаврилюк, водитель первого класса
Елена Александровна 36 лет назад пришла в «Иркутскгортранс», можно сказать, почти сразу после окончания школы. Предприятие помогло ей встать на ноги.
— Я училась на первом курсе в педагогическом училище, когда умерла мама, папа ушел из жизни еще раньше, в общем, я осталась совсем одна, надо было как-то себя содержать, — вспоминает Елена Гаврилюк. — Пошла на курсы водителей трамваев, стипендия была 90 рублей, в 1980-е годы это почти заработная плата начинающего специалиста. И до сих пор моя работа мне очень нравится. Месяц назад я ушла с линии и сейчас работаю на перегоне в депо — подгоняю вагоны на ремонт, затем обкатываю их, проверяю, все ли в порядке. Таких специалистов у нас пятеро, двое работают в день, трое — в ночь.
Алексей Пономарев, водитель первого класса
Алексей мечтал стать вагоновожатым с семи лет. Именно тогда он приехал с родителями в Иркутск из Осинского района, впервые в жизни воочию увидел трамваи и решил, что когда-нибудь обязательно сядет за пульт управления.
— На курсы пошел в 21 год, потому что на обучение берут только с этого возраста. Водить мне очень нравится, я каждый день вижу, как живет Иркутск, что происходит в разных его районах, ведь маршрут проходит через весь город, — рассказывает Алексей Пономарев. — Еще один существенный плюс: «Иркутскгортранс» — одно из немногих сейчас предприятий, где сохраняется социальная направленность. Например, мне дали комнату в общежитии.
Наталья Потапова, наставник, водитель первого класса
— Мне нравится чувство ответственности, которое я испытываю, когда везу пассажиров, — рассказывает Наталья Геннадьевна. — За все время работы у меня было только одно дорожно-транспортное происшествие не по моей вине. Дело в том, что у двадцатитонного вагона огромный тормозной путь, может доходить до шестидесяти метров, особенно осенью, когда рельсы зачастую влажные от осадков. При этом есть водители автомобилей, которые не боятся выезжать на рельсы перед вагоном и потом в случае столкновения утверждают, что не виноваты, потому что стояли, а водитель трамвая не смог вовремя затормозить.
В таких ситуациях, говорит Наталья Геннадьевна, помогает запись с видеокамер, их наличие регламентировано федеральным законом о транспортной безопасности. В каждом вагоне установлено до шести видеокамер — в кабине, на лобовом стекле со спектром обзора на дорогу, над каждой дверью и в салоне.
А вообще трамвай — один из самых безопасных для пассажиров видов транспорта. В нем есть одна хитрая педаль, ее называют педалью безопасности. На всем протяжении следования водитель одну ногу всегда держит на ней. Ногу снимают только если уже не избежать ДТП, и вагон останавливается. Если водителю, например, стало плохо, он теряет сознание, то нога с педали тоже скатывается, и происходит остановка. Все остальное управление вагоном — ручное. В более старых моделях есть вторая педаль, которая подает на рельсы песок, чтобы улучшить сцепление с колесами и уменьшить скольжение. В современных вагонах песок подается нажатием кнопки.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова
ИРКУТСКИЙ ТРАМВАЙ В ЦИФРАХ
За 2021 год в трамваях Иркутска перевезли 14 миллионов 600 тысяч пассажиров. В будние дни на линию выходит 44 вагона, в выходные — 38. Сейчас в «Иркутскгортрансе» на ходу 70 вагонов четырех моделей: 605-я (1987–1989 годов выпуска), 608-я (1992–1994 годов выпуска), 619-я модель — выпущена в двухтысячных годах и самая современная в депо на сегодняшний день модель 619 А 2008 года выпуска, в ней синхронный двигатель и электронная система привода.