Люди, которые учат город музыке. Под руководством опытных педагогов более 5000 детей в иркутских школах искусств осваивают игру на различных инструментах

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #42 (1178) от 8 ноября 2024

Самое дорогое, что могут подарить родители своему ребенку, кроме жизни и здоровья, — это хорошее образование. Высокий уровень знаний поможет правильно ориентироваться в жизни, видеть любую ситуацию шире и глубже. Помимо школьных предметов, большую роль в развитии юного человека играет дополнительное образование. Мы с удивлением узнали, что занятия музыкой, например, развивают не только творческие способности, но и логическое мышление, самоорганизацию и даже умение владеть своим телом. Рассказали нам об этом преподаватели музыки школ искусств города, которые и сами, к слову, являются уникальными людьми. Сегодняшние герои «Иркутска» помогают своим ученикам с помощью искусства максимально раскрыть свои способности.

Ольга Стрекаловская, начальник управления культуры администрации Иркутска

Как отметила Ольга Александровна, преподавать в детской школе искусств (ДШИ) или музыкальной школе (ДМШ) — а это уровень предпрофессионального образования — может только тот, кто сам окончил подобное учебное заведение, а потом получил диплом педагога в училище искусств и консерватории. Каждый преподаватель музыки, если суммировать, учился своей профессии более 10 лет, больше, чем врач. Поэтому, наверное, учителей музыки всегда не хватает. Сейчас в Иркутске действуют 14 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. В них учатся более пяти тысяч детей.

— В наших учреждениях дополнительного образования в сфере культуры Иркутска работает всего около 350 педагогов, нагрузка на них огромная — по 12–14 академических часов в день, — отмечает Ольга Стрекаловская. — И я от всей души благодарю учителей за их труд и выдержку, каждый из них, несомненно, является уникальным человеком, творчески одаренным и дарящим свое тепло детям.

Ольга Александровна Федосова, заведующая отделением фортепиано ДШИ № 9

Мама, дирижер-хоровик, в шесть лет привела Ольгу в детскую школу искусств № 7 — класс фортепиано. И другого пути для нашей героини уже не было: после окончания Иркутского училища искусств по классу специального фортепиано она сразу оказалась в только что открывшейся детской школе искусств № 9. Достаточно быстро стала заведующей отделением — человек она очень активный, коммуникабельный, со множеством интересных идей. Сейчас среди ее выпускников — преподаватели музыки, лауреаты городских, областных, всероссийских и международных конкурсов. И вся семья Ольги Александровны музыкальная.

— Сын Роман окончил школу искусств, у него прекрасные вокальные данные, пел в сводном хоре России. Пока жил в Иркутске, был ведущим различных мероприятий, сейчас учится в магистратуре на философском факультете МГУ имени Ломоносова, его научное исследование связано с изучением музыки, — с гордостью говорит Ольга Федосова. — Муж Денис Викторович работает завучем в моей школе. Познакомились мы в училище, потом пришли работать в одну ДШИ и с тех пор не расстаемся. На работу у нас уходит очень много времени, себе практически не принадлежим, потому что область искусства такова, что захватывает тебя и днем и ночью. Ты не можешь прийти домой и забыть об этом, но такая жизнь мне очень нравится!

Марина Николаевна Бабийчук, заведующая отделением фортепиано ДМШ № 3

В детском саду Марина увидела, как играет на фортепиано музыкальный руководитель, и влюбилась в этот инструмент. В музыкальную школу пришла абсолютно осознанно. Стоял выбор между музыкой и хореографией, но родители не отпустили дочь в другой город.

— Я остановилась на музыке, ведь это душа, а хореография больше про тело. Именно музыка затрагивает потаенные, эмоциональные струны, это космос, который поступает к тебе твоими же руками или через учеников, — убеждена Марина Николаевна.

Ученики ее регулярно занимают призовые места в различных конкурсах — от городских до международных, выступают со струнным квартетом Иркутской филармонии, камерным оркестром «Амадей», Губернаторским симфоническим оркестром.

— Музыку можно рассмотреть с разных позиций, она еще и цветная гамма чувств. Существует понятие «цветная музыка»: есть темы синего цвета, другие — зеленого, мы на уроках иногда их играем, — раскрывает секреты мастерства Марина Бабийчук. — То есть мелодию можно исполнить в разных тональностях. Например, полифония Баха, написанная много веков назад, очень подходит для исполнения цветовым решением нынешним цифровизованным детям — чтобы научить их слышать. Полифония — это многоголосье, и разные голоса мы окрашиваем в разные цвета. Какой цвет в голосе, решает сам ребенок, а я помогаю. Чтобы читателям было проще понять, мажор — это всегда светлая музыка, минор, как более грустный, — темные тона, но тоже разных цветов и оттенков. С помощью музыки можно погрузить человека в любое настроение, классическая музыка — очень хороший инструмент. Это безбрежный океан, в который нужно окунуться.

Ольга Петровна Слободян, преподаватель фортепиано ДШИ № 10

В музыкальную школу Ольгу отправили родители, решили, что она должна заниматься искусством. Поначалу было сложно: подружки на улице, а наша героиня сидит за инструментом, изучает нотную грамоту, но потом втянулась. Неожиданно стимулом для творчества стали соседи — им очень нравилось, как Ольга играет, и ее постоянно спрашивали, когда же она снова будет исполнять лирические пьесы. В профессии Ольга Слободян уже 28 лет.

— Музыка — это постоянный творческий процесс, педагог всегда в поиске индивидуальных приемов исполнения для ученика и является проводником в прекрасный мир искусства. Я все время повышаю квалификацию, посещаю мастер-классы, концерты, участвую в конкурсах, — перечисляет Ольга Петровна. — Важно учеников заинтересовать в продолжении себя в творчестве. Моя выпускница Элина Жеглова учится на третьем курсе Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Также в моем классе есть звездочка — Арина Суворова, которая прошла ряд городских, региональных и международных конкурсов, а в прошлом году получила Гран-при на международном конкурсе «Ступеньки к успеху». Важно, чтобы дети росли духовно и реализовывали свой потенциал, считаю это своей задачей. Музыка развивает человека и духовно, и нравственно, и физически. Физически — это координация движений, усидчивость, когда ребенок много времени проводит за фортепиано, у него развивается мышечный каркас спины, формируется осанка. Это в любом случае успешные люди, даже если не станут профессиональными музыкантами.

Мария Александровна Яковлева, преподаватель класса фортепиано ДШИ № 4

Мария — сама выпускница этой школы. Разрабатывает авторскую методику по работе с младшими школьниками, выступает на городских площадках в качестве концертмейстера и в составе фортепианного ансамбля.

— Меня, как педагога, вдохновляет общение с детьми — их реакции, мысли. Ты как бы разгадываешь каждого ученика, решаешь, как его формировать дальше, — объясняет Мария Александровна. — Считаю, что музыке нужно учить всех — это универсальное средство развития с раннего возраста. Дополнительно работаю с детками от двух лет и понимаю, какие процессы в доступной игровой форме могут воздействовать на мозг, чтобы в дальнейшем это помогло и в учебе, и в творчестве. Ребенок даже не понимает, что учится, он играет — и одновременно развивается его интеллект. И на начальном этапе неважен результат, главное, чтобы малыш полюбил заниматься музыкой.

Юлия Викторовна Крюкова, заведующая музыкальным отделением фортепиано ДШИ № 6

Вместе с родителями и двумя братьями Юлия жила в Севастополе, отец служил мичманом на Черноморском флоте. В 1990-е годы он перевелся в военный гарнизон в Зиме. Мама работала в библиотеке, где в одном из залов стояло фортепиано.

— Каждый раз, когда я была у мамы на работе, меня притягивало к инструменту, могла сидеть там часами. В нашем закрытом гарнизоне музыкальной школы не было, и эту тягу негде было реализовать, — вспоминает Юлия Викторовна. — Как только папа перевелся в Иркутск, в военную часть на станции Батарейной, где есть детская школа искусств, я сразу поступила в класс фортепиано к директору Марине Сергеевне Толмачевой. Она увидела во мне способности и посоветовала поступать в Иркутский региональный колледж педагогического образования. После его окончания вернулась в свою школу преподавателем. Я здесь уже 11 лет, и мне очень нравится. Обожаю работать с детьми, отдаю им всю свою любовь. Мои ученики — многократные лауреаты на различных конкурсах, стараемся не пропускать ни одного.

Василий Азикович Шекин, преподаватель оркестрового класса ДМШ № 2

Василий Шекин — творческий и увлеченный человек, прекрасно ладит с детьми, ученики обожают его оркестровые занятия. Он и сам пишет музыку, и прекрасно аранжирует любое произведение.

— Мой отец был меломаном в худшем значении этого слова — отдельная благодарность ему за это, — с юмором замечает Василий Азикович. — Его огромные самодельные колонки и усилитель отлично прокачивали шестиподъездный пятиэтажный дом. Но звучала из этих колонок не только попса, но и классика, романсы, современная электронная музыка, песни Владимира Высоцкого. Благодаря этому мне захотелось научиться играть. И я пошел в музыкальную школу, где меня записали в класс домры. Во время учебы не раз отбирали для выступлений на Иркутском областном радио и телевидении.

Василий Шекин окончил Иркутское училище искусств и Красноярский государственный институт искусств, играл в рок-группе клавишником. С тех пор у него и появилось желание создавать собственную музыку. Его «Концерт для домры с оркестром» (написанный за три (!) дня в период пандемии коронавируса) уже был исполнен на разных сценах в Иркутске, Хабаровске и Красноярске.

Василий Азикович — отец шестерых детей, и всем им он передал любовь к музыке. Они уже получили или еще получают академическое музыкальное образование.

Александр Федорович Чекмарев, преподаватель класса саксофона ДШИ № 8

Александр Чекмарев ведет педагогическую деятельность с 1967 года. За это время внес значительный вклад в развитие джазового направления всего региона. С первых лет работы он постепенно, целенаправленно внедрял джаз в школах, где работал, создавал ансамбли, методики преподавания. Его джазовый ансамбль «Альтернатива» — многократный победитель и лауреат первой степени конкурсов «Джаз на Байкале» и «Джаз-олимп». Его ученики приняли участие в телевизионном проекте «Большой джаз» на телеканале «Культура». В этом году Александр Чекмарев был удостоен звания «Заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области».

— Иркутское музыкальное училище окончил по классу аккордеона, а потом перешел на саксофон — когда меня попросили создать джазовый оркестр, это было в музыкальной школе в Свирске. И я, и ученики были очень увлечены, занимались каждый день в течение года. Времени не хватало, и я предложил собираться еще в 6.30 на два часа перед школой три раза в неделю, и они все согласились! — вспоминает Александр Федорович. — С такой подготовкой мы приехали в 1993 году на джазовый фестиваль в Иркутск, где мне предложили работу в Иркутской областной школе искусств, там преподавал 25 лет. Сейчас условия для работы именно по джазу у меня лучше — классику и джаз совмещать сложно. Мой педагогический стаж — 53 года, за это время создал свою методику: в первый год даю детям играть на слух то, что нравится им самим, и такой подход дает большую отдачу.

Елена Евгеньевна Сенькова, заведующая отделением струнно-смычковых инструментов ДШИ № 5

Елена Сенькова родилась в Якутии, в городе Алдане, в Сибирь переехала вместе с мужем. Окончила Иркутское училище искусств, а позже Якутский государственный университет, ее общий педагогический стаж в ДШИ № 5–42 года! Считает, чем раньше ребенок придет учиться музыке, тем лучше. В работе опирается на классические методики преподавания скрипки, сочетая их с современными педагогическими технологиями. Сейчас Елена Сенькова главная в методическом объединении педагогов-скрипачей Иркутска. Ее ученики достигают впечатляющих успехов, например, Данила Антипов — многократный стипендиат премии мэра Иркутска и фонда «Новые имена» Дениса Мацуева.

— В училище я попала в класс Ларисы Давыдовны Зубченко, она исправила все мои недостатки, которые у меня были из-за частой смены педагогов в музыкальной школе в Якутии, — вспоминает Елена Евгеньевна. — В ДШИ № 5 меня распределили после получения диплома в 1982 году. Наши ученики, занимаясь музыкой, развивают свои способности даже лучше, чем в математике, ведь они думают во время игры, считают ноты. Не зря говорят, что пальчиковая гимнастика развивает речь, мозг — а у нас они этим занимаются постоянно. У детей развивается координация — руки делают разные движения, для этого нужно иметь внутреннее сосредоточение. Ребят обязательно нужно отдавать учиться музыке — для развития интеллекта.

Светлана Егоровна Ванчикова, преподаватель класса баяна ДМШ № 1

Светлана мечтала стать певицей, но в музыкальную школу ее отдали только с девяти лет, поэтому поступила она в класс баяна. Позже, в Иркутском училище искусств, училась сразу на двух отделениях — баяна и вокала.

— Отделение вокала так и не окончила, но обучение мне очень пригодилось. На занятиях мои ученики играют под голос: я им пою, и это сопровождение помогает им чувствовать игру, как звучит инструмент. Бывает, человек хорошо играет, а звучания нет — в руках моих учеников баян поет, мы вместе этого добиваемся, — поясняет Светлана Егоровна. — А мою мечту стать певицей воплотила младшая дочь Мария — солистка Иркутского музыкального театра. Она окончила ГИТИС, работает третий год.

Светлана Ванчикова — уникальная женщина: после гибели мужа с тремя детьми, Григорием, Яной и Марией, уехала в Москву, окончила там продюсерский факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В Иркутск вернулась из-за мамы, нуждавшейся в уходе. Часто проявляет себя как продюсер — организовывала концерты своих учеников для работников Иркутского авиационного завода, в детских садах и школах Ленинского округа, в детской школе искусств поселка Малое Голоустное.

— Из последнего — 15 моих учеников дали три концерта в домах культуры в поселках Кабанского района Республики Бурятии, — добавляет Светлана Егоровна. — Играли песни военных лет, произведения разных композиторов, обработки народных песен. На концертах были аншлаги. Проекты, когда дети гастролируют, чувствуют себя настоящими артистами, пока еще редкость. Но они очень мотивируют, наши ребята музыкальную школу уж точно не бросят.

Антонина Игоревна Денисова, преподаватель класса домры ДШИ № 7

Антонина Игоревна преподает игру на редком русском национальном инструменте (мы, кстати, не сразу поняли отличие от казахской домбры). Педагог рассказала историю про то, что домра появилась на Руси даже раньше, чем балалайка:

— Исторические экскурсы про домру очень любят мои ученики. На ней играли на ярмарках, инструмент был такой же популярный, как гусли и жалейки. Но ярмарки сопровождались возлияниями, и Иван Грозный усмотрел в этом влияние увеселительной музыки и повелел изловить всех гусляров и домристов, а их инструменты уничтожить. И только в XIX веке дворянин, меценат Василий Андреев, который любил русскую народную музыку, собирал песни, изучал фольклор, в одной из экспедиций нашел домру. Скорее всего, инструмент после запрета припрятали, и он несколько веков пролежал нетронутым. Василий Васильевич прочитал летописи и воссоздал домру в своей мастерской, благодаря ему она получила вторую жизнь.

Как Антонина Игоревна выбрала домру — отдельная история. Ее отца перевели из Иркутска начальником Усть-Илимского аэропорта, и в чужом городе за лето девочка, чтобы чем-то себя занять, освоила по самоучителю игру на фортепиано. В конце августа пришла в музыкальную школу, сыграла Бетховена «К Элизе». Всех, конечно, потрясла, но ей было уже десять лет, и восьмилетнюю программу перед поступлением в вуз она не успела бы пройти. Поэтому ей предложили на выбор домру и флейту.

— На мое счастье, меня взяла педагог Валентина Ивановна Хижняк, у нее до сих пор большой процент поступающих колледж при Академии Гнесиных, она душу вкладывает в учеников. Во многом благодаря ей я уже 30 лет в этой сфере, — улыбается Антонина Игоревна. — В домру я влюблена: она может имитировать все классические инструменты, начиная со скрипки, мандолины, флейты. Мы играем один репертуар и иногда просим друг у друга ноты. Можем соло играть, в сопровождении концертмейстера, дуэтом, играем в ансамблях, оркестрах. Я на протяжении нескольких лет была солисткой оркестра музыкальной школы № 3.

В семье у нашей героини — полное взаимопонимание и поддержка. Ее муж Лев тоже имел отношение к музыке, но в 1990-е годы профессию поменял, чтобы прокормить семью. Двое детей — сын Демид и дочь Диана окончили музыкальную школу. Денисовы часто приглашают гостей и устраивают музыкальная вечера: поют, играют на домре, фортепиано, гитаре — целый семейный оркестр, который любят все друзья.

Елена Алексеева

Фото Валентина Карпова

«Я не раз бывал в городских школах искусств для детей. Общался с педагогами и учениками и знаю: то, что делают иркутские преподаватели для развития и воспитания музыкального вкуса у ребятишек, бесконечно ценно. Они прививают детям чувство прекрасного, многим дают путевку в жизнь. А наша задача — помогать им в этом, создавать комфортные условия, обеспечивать музыкальными инструментами и соответствующим оборудованием».

Мэр Иркутска Руслан Болотов

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио