Лучшие из лучших: два педагога из Иркутска стали победителями федерального конкурса за достижения в профессии

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #26 (1062) от 8 июля 2022

Конкурс, в котором оценивают достижения российских педагогов, проводится ежегодно. К своему профессиональному празднику — Дню учителя победители получают премии в двести тысяч рублей. В этом году приятный денежный бонус ждет девятнадцать участников из Иркутской области. В их числе — два педагога из Иркутска: учитель начальных классов школы № 57 Юлия Кушаева и преподаватель иностранных языков Лицея ИГУ Светлана Шорстова.

«УВИДЕТЬ — И РАЗВИВАТЬ»

Юлия Кушаева — представитель педагогической династии. Ее бабушка тоже работала учителем начальных классов, а мама — музыкальным руководителем в детском саду. Юлия Валерьевна считает, что школьный наставник должен не только давать знания, но и во всем быть примером для своих учеников. Именно поэтому она старается участвовать во всех конкурсах.

— Если на своем примере не показывать детям активность, они будут пассивными, неуверенными в себе, — убеждена наша героиня. — Я сама участвую в конкурсах и вовлекаю детей, объясняю им, что надо гнаться не за грамотами и призами, а за возможностью самосовершенствоваться, за новым опытом. А победы будут обязательно, главное — не сдаваться.

У самой Юлии Валерьевны много побед: четыре года назад она стала лучшей в муниципальном конкурсе профессиональных достижений, дважды побеждала в конкурсе на премии губернатора «Лучший учитель», получала грант на благоустройство пришкольной территории в конкурсе «Миллион на добрые дела». В нынешнем конкурсе выигрывает премию уже во второй раз.

В этом году Юлия Валерьевна представила проект по патриотическому воспитанию детей «В сердце память сохраним». Вместе с учениками педагог подготовила книгу памяти о героях Великой Отечественной войны.

— Многие дети даже не знали, что в их семьях есть участники войны, — рассказывает учитель. — Но те события коснулись каждого, поэтому нашлись и фотографии, и рассказы про родственников, которые были на фронте или трудились в тылу. Мы также ходили в гости к свидетелям тех лет, слушали их воспоминания. Было видно, что детям все это очень интересно.

Среди учеников Юлии Кушаевой много одаренных ребят, и не потому, что она отбирает в свои классы только таких детей, а потому, что этот педагог умеет видеть способности в каждом из них.

— Школа для ребенка не должна превращаться, образно говоря, в каторгу, где от него требуют только отличных оценок. Я никогда не делю своих учеников на отличников и троечников. Помимо интеллектуальных способностей есть много других, которые просто надо увидеть и развивать. Кто-то хорошо рисует, кто-то поет, кто-то танцует, у кого-то есть успехи в спорте. Нет таких детей, которые ничего не могут. Задача учителя — через воспитание, через творчество показать ребенку, что он нужен, важен, — объясняет Юлия Валерьевна. — У меня была ученица, которая очень хорошо пела. Я долго убеждала ее родителей отдать дочь в музыкальную школу, потому что такому таланту нельзя пропадать. Потом они пришли ко мне с огромным букетом цветов, а девочка окончила музыкальную школу по классу виолончели. Еще один мой ученик не проявлял блестящих успехов по предметам, но легко собирал любой конструктор. Сейчас школа получает благодарственные письма из ИРНИТУ, где он один из самых успешных студентов на своем факультете. Конечно, это не только моя заслуга, но и всех школьных педагогов, и родителей, но именно в начальной школе мы развиваем логику мышления.

Юлия Кушаева работает учителем начальных классов в школе № 57 тринадцать лет. Ее первые выпускники сейчас уже студенты, но своего любимого педагога не забывают — поздравляют с праздниками, приходят к ней в школу просто пообщаться. Многим из них именно Юлия Валерьевна помогла раскрыть свои таланты и стать уверенными в себе, успешными людьми

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Педагог Лицея ИГУ Светлана Шорстова работает преподавателем немецкого и английского языков уже пятнадцать лет.

— Когда я поступала в лингвистический университет, собиралась стать переводчиком, но не хватило двух баллов для зачисления на эту специальность, — вспоминает она. — Решила, что отучусь год на преподавателя и переведусь. Но когда это время подошло, куратор нашей группы сказал: «Светлана, хороший преподаватель сможет работать переводчиком, но даже самый хороший переводчик не сможет преподавать». Я решила остаться и позже убедилась, что сделала правильный выбор. Нигде за свой труд не получаешь такой отдачи, такой творческой энергии, как в педагогике. Когда вкладываешь свои знания в детей, а потом видишь, как они говорят, пишут, мыслят на иностранных языках, это непередаваемое ощущение.

На конкурс педагогических достижений Светлана Шорстова представила проект по краеведению, над которым работает вместе с учениками. Они подготовили экскурсии с квестами по Иркутску и Байкалу на немецком языке.

— У нас в лицее есть программа по обмену школьниками. Дети из Германии приезжают в Иркутск, живут в семьях наших учеников, и для них мы проводим такие экскурсии, — поясняет Светлана Александровна. — Рассказываем немецким детям об истории нашего города, про декабристов, возим их в Листвянку, чтобы показать красивейший лед Байкала, сводить в лимнологический музей, где они вместе с сотрудниками изучают жизнь эндемиков нашего озера. Интересно наблюдать за тем, как много открытий делают для себя иностранцы. Особенно сильно их впечатляет история декабристов и их жен, многие девочки плачут, жалеют женщин, которые отказались от платьев и балов и приехали вслед за мужьями в суровую Сибирь.

Светлана Александровна говорит, что лучше всего начинать изучать иностранные языки с пятого класса, когда у детей уже сформировалась система восприятия родного языка. А вот верхней возрастной границы в этом деле нет, главное, чтобы была необходимость заговорить на другом языке.

— Когда я занималась репетиторством, помогала изучать языки женщинам, которые переехали жить в Европу. И они очень успешно осваивали чужую речь, потому что в этом была необходимость. А самой старшей ученицей была пенсионерка из Москвы, которая учила немецкий язык просто потому, что он ей нравится. Иностранные языки надо знать, так как мы не живем в закрытом мире, — считает учитель. — Проще тем, у кого есть внутренняя мотивация говорить на иностранных языках.

Помимо конкурса педагогических достижений Светлана Шорстова становилась финалистом всероссийского педагогического конкурса «Учитель будущего» в Санкт-Петербурге, побеждала в областном конкурсе «Школа исследовательских навыков». В этом году она подготовила двух призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, а сейчас занимается со своей ученицей, которая будет участвовать в конкурсе «Большая перемена».

Светлана Шорстова преподает немецкий и английский языки в Лицее ИГУ. Она говорит, что проще изучать иностранные языки тем, у кого есть внутренняя мотивация. Сейчас Светлана Александровна дорабатывает большой краеведческий проект, который будет полезен педагогам, ученикам, экскурсоводам и всем любителям иностранных языков и сибирских просторов

Елена Машкова

Фото из архивов Юлии Кушаевой  и Светланы Шорстовой

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио