«Летать любит… Летает смело…» 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #13 (951) от 2 апреля 2020

За невысокий рост и мальчишеский задор боевые друзья ласково прозвали Виктора Талалихина «Малыш». Однако этот «Малыш» стал грозой фашистов: на своем «ястребке» он искусно маневрировал в небе, атаковал противника в лоб и не раз срывал его планы. В одном из воздушных боев вражеский огонь догнал смелого летчика… О судьбе Виктора Талалихина, именем которого назван иркутский проезд, — в серии очерков «Улицы Победы».

Виктор был четвертым сыном в семье. Родился он 18 сентября 1918 года в деревне Тепловке Вольского уезда Саратовской области. В 1924 году, когда мальчику исполнилось шесть лет, его родители переехали в волжский городок Вольск, где и прошли детские годы Виктора. Там он окончил школу и впервые заинтересовался авиацией. В 1933 году семья Талалихиных переехала в Москву. Пятнадцатилетний юноша поступил в фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени А.И. Микояна, одновременно работал и учился в аэроклубе.

Пример старших братьев — бортмеханика Александра и морского летчика Николая — сыграл большую роль в его судьбе. День за днем Виктор уверенно постигал летное мастерство.

В декабре 1937-го Виктор Талалихин поступил во 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. В числе самых знаменитых выпускников школы был известный летчик Валерий Чкалов и, конечно, молодые курсанты очень гордились тем, что им довелось учиться в «школе Чкалова».

Виктор Талалихин окончил Борисоглебскую военную авиационную школу в 1938 году в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на «И-153». Вскоре пришлось ему получить и боевое крещение — две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне.

— По официальным данным, во время советско-финской войны Виктор Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил несколько самолетов ВВС Финляндии. За отвагу и храбрость был награжден орденом Красной Звезды, — рассказывают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы г. Иркутска. — 13 марта 1940 года военные действия между СССР и Финляндией закончились, летчики 30-й эскадрильи прибыли в Ленинград, где их тепло встретили жители города.

Летом Виктор Талалихин был откомандирован на курсы командиров авиазвеньев. В аттестации, выданной Талалихину на курсах усовершенствования летного состава, написано: «В.В. Талалихин летать любит… Летает смело… В воздухе энергичен, сообразителен. Хорошо летает на истребителях «И-153» и «И-16». Может быть допущен к инструкторским полетам… Достоин продвижения по службе на должность командира звена…».

После окончания курсов Виктор Васильевич Талалихин был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Его назначение не было неожиданностью — этим полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Боевой офицер, младший лейтенант Виктор Талалихин с первых месяцев войны стал принимать участие в сражениях против самолетов врага. Он был заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка, входившего в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, который защищал небо над Москвой с юго-западного направления. В эскадрилье знали его как требовательного, волевого командира и чуткого, внимательного товарища. Приказы Виктора Талалихина были всегда взвешенными и обдуманными.

Август 41-го стал одним из самых тяжелых и напряженных месяцев в обороне Москвы: немецкие «юнкерсы» и «мессершмитты» бомбили столицу днем и ночью. Одним ранним августовским утром Талалихин получил приказ вылететь в район Малоярославца, где расположились автоколонны противника. Истребители, оторвавшись от земли, взяли курс в заданный район. Машины Талалихина пронеслись над пунктом, указанном разведкой, несколько раз, но вражеской колонны не обнаружили. Очевидно, она замаскировалась в деревне или продвинулась дальше.

— Истребители кружили над селом, расположенным между двумя холмами. Наконец летчики заметили замаскировавшуюся на краю деревни вражескую автоколонну. Спикировав, они обстреляли ее пулеметным огнем, вражеские машины запылали, но с земли по «ястребкам» ударили зенитки. Маневрируя, Талалихин и его боевые друзья, выполнив задание, быстро скрылись, — продолжают историки.

В ночь с 5 на 6 августа 1941 года Талалихин опять вылетел в зону патрулирования. Ослепленный прожектором, вражеский бомбардировщик не заметил приближения советского «ястребка», Талалихин подлетел к врагу почти вплотную, нажал гашетки пулеметов, «юнкерс» вспыхнул и камнем упал вниз.

В те же дни на подступах к столице была замечена эскадрилья вражеских бомбардировщиков с тоннами смертоносного груза. Наши истребители взмыли в небо. Виктор Талалихин обнаружил врага на высоте 4800 метров и ринулся наперерез. Двухмоторный немецкий «Хейнкель-111» уклонился от лобового столкновения, но Талалихин продолжил преследование. Вражеский самолет искусно маневрировал, не решаясь принять бой, Виктор атаковал врага шесть раз.

Когда кончились боеприпасы, Талалихин пошел «на таран», хотя это было смертельно опасно. Раненный в руку Виктор обрушил всю тяжесть своей боевой машины на вражеский бомбардировщик, но и его «ястребок» перевернулся. Талалихину удалось прыгнуть с парашютом. Он видел, как взорвался в воздухе и рухнул вниз «Хейнкель», не доставив до Москвы свой смертоносный груз.

О подвиге летчика командир полка Михаил Королев срочно сообщил в штаб авиасоединения. На следующий день, 8 августа 1941 года, Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После недолгого лечения Виктор снова вернулся в строй и продолжил нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи.

О его подвиге писали все центральные газеты Советского Союза, сообщалось в сводках ТАСС по Всесоюзному радио. Он стал примером мужественного и отважного офицера для всего летного состава Красной Армии. Ведь воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение. Поэтому пойти на таран, особенно ночной, означало рисковать своей жизнью вполне осознано.

Когда командир эскадрильи, в которой служил Виктор Васильевич, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев и сбил пять немецких самолетов.

27 октября 1941 года шесть истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки около Подольска. При подходе к немецкому аэродрому их встретили немецкие «мессершмитты», Талалихин сбил один «мессер», а другой — в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулеметная очередь пришлась и по кабине его истребителя, вскоре черный столб дыма отметил место его падения…

Виктор Талалихин погиб в воздушном бою, похоронен в колумбарии Донского кладбища. В 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах героя был перенесен и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В июне 2014 года поисковики нашли в лесу под Москвой самолет героя, на котором он в числе первых советских летчиков совершил ночной таран и сбил на подступах к нашей столице немецкий бомбардировщик. Отважный летчик был навечно зачислен в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

Фото из архива

Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска

СПРАВКА 

В Правобережном округе Иркутска внутриквартальному проезду было присвоено имя Виктора Талалихина. В его честь названы улицы в Волгограде, Борисоглебске, Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах и селах России и за ее пределами.

В 1960 году в Подольске установлен бронзовый памятник Виктору Васильевичу Талалихину. Одно из судов Министерства Морского Флота России носит имя бесстрашного летчика.

Именем Талалихина назван городок Домодедовского района вблизи места падения самолета, на 43 км Варшавского шоссе открыт мемориал Талалихина.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио