Колесо городской жизни: о традициях и принципах работы предприятия «Иркутскавтотранс» 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #43 (834) от 9 ноября 2017

Ежедневно около 150 муниципальных автобусов выходят на линии, чтобы довезти горожан на работу, рынок, в школу, поликлинику… Многие пассажиры предпочитают именно машины с надписью «Иркутскавтотранс», ведь в их салоне всегда чисто, просторно и удобно. А для льготной категории граждан проезд в муниципальном транспорте — бесплатный. Чем городские автобусы отличаются от коммерческих перевозчиков, в какой цвет их красят и кто следит за «здоровьем» машин?

Открытки для водителей 

По периметру обширной территории Иркутскавтотранса стоят гаражные боксы, где автобусы проходят технический осмотр, ремонт и мойку. Рядом с контрольно-пропускным пунктом — административный корпус, на первом этаже находится диспетчерская. Мы поднимаемся на второй этаж, где нас ждет директор предприятия Константин Перфильев.

— Ежегодно мы перевозим более 25 миллионов пассажиров, — рассказывает Константин Иванович. — Наше предприятие —социально значимое для Иркутска, ведь мы предоставляем транспортные услуги для всех категорий граждан, включая льготников. Ежедневно муниципальные автобусы перевозят около 30 тысяч пенсионеров, инвалидов, ветеранов. А в теплый период, с мая до октября, обслуживаем еще и 20 садоводческих маршрутов.

— В чем вообще разница между коммерческим транспортом и муниципальным?

— У нас существует целая система контроля за выпуском автобусов на линию. Контролеры ТСА (технического состояния автобусов) проверяют чистые ли машины и, главное – исправные ли. Медики осматривают водителей, измеряют давление, тестируют на алкоголь и только убедившись, что они здоровы, разрешают садиться за руль. У нас есть гаражные боксы, ремонтные помещения, где автобусы проходят техническое обслуживание. Частники же покупают машины, нанимают водителей, а как обслуживаются автобусы, в каком состоянии водители выходят на работу — неизвестно. Зачастую у них нет территории для обслуживания, гаражного бокса, машины могут и на улице стоять.

— Часто ли поступают жалобы от пассажиров?

— Бывает. Пассажиры — все разные, уравновешенные и не очень. Мы с водителями проводим воспитательную работу, чтобы адекватно реагировали на конфликтных пассажиров. Но в большинстве случаев от горожан мы получаем благодарности. Вот недавно прошел День автомобилиста, мы поздравляли наших водителей. Так жители Батарейной и Жилкино принесли коллективно подписанные открытки, просили поблагодарить водителей, которые обслуживают эти линии. Хвалили наших работников за качественные перевозки, работу по утвержденному расписанию, вежливость и внимательность к пассажирам.

К слову, на многих дачных маршрутах пассажиры и водители давно знают друг друга. Водители порой подсказывают горожанам, на какой остановке выйти, информируют их о расписании.

На предприятии трудятся 582 человека, из них 343 водителя. Остальные — слесари, электромонтеры, уборщики — ухаживают за транспортом. Киоскеры продают билеты. Водители разделены на три автоколонны, в каждом подразделении — свой начальник. Работают два дня через два.

— По закону они не должны быть за рулем больше двенадцати часов, поэтому днем выделяется время для обеда и отдыха. Водитель заезжает на базу, где в специальной комнате может отдохнуть, — поясняет Константин Иванович. — Расписание отрегулировано, работники по очереди меняются на маршруте. Но водителей не хватает, мы сотрудничаем с центром занятости населения и автошколами. Конечно, зарплата у нас невысокая, зато есть соцпакет, отпуск, официальное трудоустройство.

40 лет на предприятии 

За техническим состоянием и внешним видом машин здесь внимательно следят. Автобусы с вечера моют и заправляют. Утром перед выездом бригада отдела технического контроля проверяет машину на исправность, а водитель проходит медицинский осмотр. За «здоровьем» муниципального транспорта следят механики. Старейший среди них Геннадий Рудьман работает в Иркутскавтотрансе уже 40 лет.

Отец моего собеседника Петр Матвеевич работал водителем, и брат Юрий тоже в этой сфере трудится. Сам Геннадий Петрович из той категории людей, что предпочитают дело, а не пустые слова. На вопрос о том, почему 40 лет назад он выбрал именно Иркутскавтотранс, отвечает просто:

— Хотел устроиться на работу и получить квартиру. Получил. Так и остался на предприятии. Разные были времена. В 2003 году вообще зарплату не платили, я тогда временно перешел в другое место. Потом вернулся. Да я не один такой, у нас много людей долго на одном месте трудятся — и ремонтники, и водители. В 2004-м было 97 человек, из того состава сегодня остались человек тридцать. Многие и на пенсии продолжают работать, потому что ценят их и трудятся они по специальности.

— Каков ваш обычный рабочий день?

— В 8 утра техническая планерка, там обсуждается порядок выполнения ремонтных работ и покупка запчастей. Днем — контроль ремонта, проверка наличия деталей и сроков исполнения. В 15.00 — планерка по срокам проведения работ. Так и день проходит. А где мы трудимся, сейчас вам покажу.

Главное – безопасность и комфорт 

Геннадий Петрович ведет нас на экскурсию в гаражные боксы. Несколько автобусов сейчас приводят в порядок. Женщина с веником и ведром наводит чистоту в салоне.

— Моют машины ежедневно. А вот в этом гараже шины ремонтируют, — показывает Геннадий Петрович. — Вообще починку двигателей и шиномонтажные работы каждый день проводим, за смену бывает около 30 сходов с линии из-за этого. Сложность работы в том, что к нам поступают современные автобусы, а наше старое ремонтное оборудование не всегда справляется с новой техникой.

Дальше идем в центр ремонта системы питания двигателя, топливный и малярный цех. Автобусы подкрашивают по мере необходимости.

— Раньше считалось, что городские автобусы должны быть желтого цвета, а сейчас вот стали зелеными, — поясняет Геннадий Петрович. — Если приходит, к примеру, белая машина, ей зеленую полоску рисуют.

В одном из гаражей проводится плановое техническое обслуживание автобуса — это углубленный осмотр машины, замена деталей в агрегатах и узлах, а при необходимости и агрегатов целиком. Водитель должен находиться при своем транспорте.

— По времени это почти как смена, проверить весь автобус — процесс долгий, — говорит водитель Александр Копылов.

— Работать водителем автобуса тяжело?

— У нас тут нет легкой работы! Вот наши слесари из ям не вылезают! А мы хоть в тепле сидим, по утрам дежурная машина забирает всех на предприятие. Труд, конечно, нелегкий, ответственный, но все-таки престижный. Те водители, кто поработал здесь, говорят с гордостью: «Я водил автобус, возил людей!».

— А в чем заключается сложность этой работы?

— Сезонные проблемы на дороге, пробки, заторы… А еще трудно одновременно за дорогой следить и за тем, что в салоне происходит — все ли бабушки сели, держатся ли крепко…

— Да и сидеть всю смену за рулем тоже, наверное, нелегко?

— Пытаюсь заставить себя побольше ходить, но пока не получается, — признается Александр. — Приехал на работу на машине, сел в автобус, опять дорога… Вернулся домой после того, как машину помыл, заправил — уже ночь, спать надо. Но у меня свой дом, приусадебный участок, так что хозяйственных дел в выходные хватает.

— Случаются конфликты с пассажирами?

— Конечно, разные встречаются люди. Но я стараюсь воздерживаться от скандалов. Даже если правда на моей стороне, лучше попрошу извинения. Пожилые люди — особая категория пассажиров. Они медленно поднимаются в салон, медленно сходят. Им нужно особое внимание. Наша задача — перевозить пассажиров безопасно и комфортно.

Фото Валентина Карпова

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио