Как на улице Ленина в Иркутске сделали «бархатные» рельсы

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #40 (1126) от 20 октября 2023

В сентябре в Иркутске полностью заменили трамвайные рельсы на повороте с улицы Ленина на улицу Горького. Там применили бесшовное соединение рельсов при помощи алюминотермитной сварки. Исполнителем выступила компания из Екатеринбурга с большим опытом в этом деле — ООО «ТРП». Уральские специалисты уже снижали грохот трамваев во многих городах России, в том числе у наших соседей в Улан-Удэ. Рельсы без стыков позволяют убрать громыхание, которое мы слышим при движении трамваев. В нашем городе подобные работы в последний раз проводили более 30 лет назад, еще при Советском Союзе — сейчас технология, конечно, значительно усовершенствована, что уже успели оценить иркутяне.

Реконструкцию путей за счет собственных средств провело муниципальное предприятие «Иркутскгортранс». Инициаторами выступили жители дома № 7 на улице Ленина: горожан донимал стук трамваев, от которого в буквальном смысле дребезжал весь дом. Это неудивительно: здание возвели еще до революции, а в 1930-е годы там надстроили еще два этажа. После перехода нашей страны на рыночную экономику первый этаж выкупили несколько предпринимателей и обустроили там магазины и точки общепита. Для этого удалили часть стен, что увеличило вибрацию здания при проездах трамвая.

Жители исторического здания мириться с этим не хотели и написали целую серию жалоб в администрацию Иркутска. В итоге их пригласили на совещание в комитет городского обустройства, на котором его председатель Сергей Чертков принял решение о замене рельсов на этом участке.

— Реконструкцию провели от дома № 9 на улице Ленина, включая поворот на улицу Горького, где произошло соединение с рельсами, отремонтированными в прошлом году, — рассказывает «Иркутску» заместитель директора МУП «Иркутскгортранс» Олег Лаповок. — Участок получился 160 метров рельсов в одну и другую стороны. Это была совместная работа двух муниципальных предприятий. Специалисты МУП «ИркутскАвтодор» очень быстро сняли весь асфальт, демонтировали и вывезли старый балластный слой, на который укладываются шпалы. А по окончании всех работ положили новое дорожное покрытие. Они проделали огромную работу и очень нам помогли!

Подрядчики сделали замену рельсо-шпальной решетки и рельсов, которые на этом участке были уже в довольно плохом состоянии. Главное ноу-хау — бесшовное соединение стыков рельсов. Организация из Екатеринбурга, ООО «ТРП», использовала метод алюминотермитной сварки: он позволяет при высоких температурах «склеить» рельсы так, чтобы не было шва на стыках. В итоге убирается грохот, который и был слышен при движении вагонов.

— На стыках рельсы нагревают до температуры 800 градусов, потом поджигают алюминотермитную смесь. Ее заливают, металл смешивается, и образуется единое целое. Затем проводим шлифовку. Стык — самое уязвимое место пути. Если он незаметен, то колеса идут бесшумно, нет просадок, — объясняет бригадир подрядной организации Юрий Дергачев. — Алюминотермитная сварка очень востребована. До приезда в Иркутск наша бригада работала в Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге. Затем поедем в Улан-Удэ и Нижний Новгород.

Впервые подобная технология, точнее, ее предшествующая модификация, в Иркутске была применена еще при Советском Союзе. Сейчас используется более современный и усовершенствованный вариант.

— Специалисты екатеринбургской компании, ООО «ТРП», сделали 52 стыка. Это дает почти полную ликвидацию стука трамвая на этом участке — профессионалы называют это «бархатный путь», — отмечает Олег Лаповок. — Обычно на стыках рельсы могут уйти выше или ниже, влево или вправо относительно друг друга, что создает громкий стук, когда по ним проходит вагон. На повороте с Ленина на Горького проблема решена. Этого ремонта хватит как минимум на 15 лет.

Протяженность трамвайных путей в Иркутске — 52 километра. Около 30 из них нужно менять. МУП «Иркутскгортранс» делает это небольшими участками, в этом году рельсы переложили на улице Терешковой и на переезде на улицах Ломоносова и Грибоедова. В целом реконструкцию путей делают по два-три километра в год.

— Весной будет понятно, как свежеуложенная рельсошпальная решетка на перекрестке Ленина — Горького выдержала холода и перепады температур, — уверен директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. — Если алюминотермитная технология хорошо себя зарекомендует в наших условиях, то ее будут учитывать в проектах по ремонту трамвайных путей.

У городской власти есть масштабный проект: заменить рельсы на всем протяжении улицы Ленина (за исключением уже реконструированных участков). Такое поручение дал глава города Руслан Болотов.

— Мы разработали концепцию и уже представили ее мэру Руслану Николаевичу. Сейчас стоит вопрос о выделении из бюджета средств на составление проектно-сметной документации по устройству малошумных трамвайных путей. Затем проект должен пройти государственную экспертизу, и только после этого начнутся строительно-монтажные работы. Процесс это небыстрый: перспектива ближайших трех лет, но подготовительная работа активно ведется, — комментирует директор МКУ Иркутска «Проектный офис дорожной деятельности» Иван Сунгатулин.

Это будут трамвайные пути совершенно нового для Иркутска уровня. В соответствии с технологией используют виброматы, алюминотермитные стыки, современную систему укладки с амортизаторами. Как показывает практика, если у городских властей есть какой-то замысел по улучшению инфраструктуры Иркутска, его реализация — вопрос времени. Так что в обозримом будущем «бархатный путь» будет на всей улице Ленина.

Ну а мы в «Иркутске» решили узнать у иркутян: ощутили ли они уменьшение шумовой нагрузки после реконструкции участка трамвайных путей? Почувствовали какие-то изменения?

— Раньше шум был заметнее, сейчас уже нет ощущения таких сильных вибраций, стало легче, — отметил работник точки общепита на улице Ленина Леон Бодровцев. — И я этому очень рад: работать стало комфортнее. Раньше, когда два трамвая проезжали одновременно, стоял такой грохот, что я просто не слышал гостей. Приходилось переспрашивать, это некомфортно ни им, ни мне. А сейчас эта проблема практически снята: чтобы быть услышанным, кричать не приходится.

— Я постоянно езжу на трамваях, и мне есть с чем сравнивать, — поделилась впечатлениями иркутянка Елена Ольсявичене. — Там, где пути отремонтировали и сделали это хорошо, где уложены между рельсами, как мне кажется, какие-то мягкие прокладки, а конкретно на повороте с Ленина на Горького, трамвай летит по рельсам, как горячий нож в масло. Иногда даже немного страшно — такая скорость, не слетел бы с рельсов. Но в целом это очень классные ощущения, в отличие от некоторых других участков, где трамвай начинает греметь, как ведро с гайками.

— После ремонта на Ленина — Горького, когда на машине переезжаешь трамвайные пути, очень сильно ощущаешь изменения к лучшему, — отметила студентка Дарья Нестеренко. — Стало намного ровнее, и это очень нравится. Получается, что изменения оценили не только пассажиры трамвая, но и автовладельцы, за подвеску машины на таких участках не страшно.

Ольга Королева

Фото автора и пресс-службы администрации Иркутска

Вы видите стыки? А они есть! Вот так сейчас — практически идеально — выглядят новенькие рельсы на повороте с улицы Ленина на Горького. Журналист «Иркутска» для чистоты эксперимента лично проехалась по этому участку в трамвае. И убедилась на собственном опыте: да — путь «бархатный», иначе и не скажешь! Ремонт МУП «Иркутскгортранс» провело за счет собственных средств, затраты составили около десяти миллионов рублей

На фото — заключительный этап работ по восстановлению дорожного полотна на повороте с улицы Ленина на Горького вдоль трамвайных путей. И специалисты екатеринбургской фирмы ООО «ТРП», и сотрудники МУП «Иркутскавтотранс» работали по ночам: в это время не ходят трамваи и минимум машин на дорогах. Для укладки асфальта было задействовано более пяти единиц техники, в том числе несколько асфальтоукладочных катков. Процесс завершили в середине сентября

Иркутянка Дарья Шевчинская живет в доме № 7 на улице Ленина. «Я сейчас в декретном отпуске по уходу за дочками Аней и Наташей (им год и десять месяцев), и поверьте, я в полной мере ощутила все прелести нового «бархатного» трамвайного пути, — поделилась с «Иркутском» Дарья. — Раньше девочки во время дневного сна от грохота трамваев вздрагивали, просыпались, плакали, а сейчас все намного тише, дети спят и не просыпаются, в семье стало намного спокойнее»

«Я работаю в офисе на этом перекрестке. Знаете, если бы вы не спросили, я бы и не подумал об этом… Но сейчас внезапно понял, что трамваи действительно перестали греметь так, как раньше, — удивился иркутянин Сергей. — Я их уже почти не слышу, эффект однозначно есть. Очень приятно отмечать, что власти заботятся о городской инфраструктуре»

С такой обложкой вышел в свет один из июльских номеров нашего еженедельника. Мы с удовольствием рассказали читателям о новом подходе городской власти к замене старого трамвайного парка. Не нужно покупать новые трамваи втридорога: можно заменить лишь кузов, установив его на тележку, которая собрана из новых комплектующих. В итоге получим новый трамвай за цену значительно ниже, чем если бы купили полностью вагон с завода

Иркутский трамвай в цифрах:

  • 7 маршрутов, 44 вагона,
  • 100 остановок

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

“Работу по обновлению транспортной системы областного центра ведем планомерно. Об этом говорил не раз, в том числе и на площадке Государственной Думы ФС РФ, где обозначил вопросы, встающие перед муниципальными предприятиями.

Сегодня парк нашего муниципального предприятия существенно изношен, требуется комплексное обновление подвижного состава. Не меньшие трудности с путями. Из 51 километра в капитальном ремонте нуждается 30.

Недавно вместе с губернатором Игорем Кобзевым проехали по одному из самых востребованных трамвайных маршрутов города — от «Волжской» до «Центрального рынка».

В пути обсудили вопросы развития иркутского трамвая. Игорь Иванович готов поддержать город. Планируем обновлять пути и трамваи совместными усилиями. Губернатор поручил подготовить проектную документацию и сформировать заявки на ремонты для передачи в профильные областные министерства и федеральные структуры”.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио