К школе готовы! 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #33 (922) от 28 августа 2019

Иркутск готовится ко Дню знаний. О том, с какими планами и результатами город подошел к новому учебному году, рассказал начальник департамента образования администрации Иркутска, доктор педагогических наук, профессор Александр Костин.

— Александр Константинович, расскажите, сколько в этом году в областном центре первоклассников сядут за парты? Сколько выпускников? Каково общее число школьников?

— В 2019—2020 учебном году, по данным на 20 августа, в первые классы пойдут 9593 ученика. Это почти на 500 ребятишек больше, чем в прошлом году. При этом мы еще принимаем заявления от «опаздывающих» родителей.

Девятиклассников в этом году больше 7,2 тысячи, а 11-классников — 3,9 тысячи, в 2018—2019 учебном году в Иркутске их было 3,7 тысячи. Всего же в 74 школах города 1 сентября 2019 года приступят к занятиям 82 728 учеников.

— У многих живы воспоминания об очередях при записи детей в первые классы. Возникает ли сейчас ажиотаж вокруг этой темы?

— Запись в первый класс ведется с 1 февраля по 5 сентября. В этом году первоклашками становятся дети, рожденные в 2012-м. В тот год в Иркутске  появились на свет 9,1 тысячи малышей, а по факту за парту 1 сентября сядут 9,5 тысячи детей. Число школьников, очевидно, растет благодаря внутренней миграции населения.

Конечно, это создает определенные проблемы для некоторых школ, но в этих случаях подключается департамент образования. Поэтому родителям не стоит беспокоиться: все дети, которым подошло время идти в первый класс, будут зачислены в общеобразовательные учреждения Иркутска.

— С какими результатами окончилась приемка учреждений образования?

— В соответствии с графиком с 6 по 19 августа во всех округах города работали комиссии, в состав которых входили инспекторы государственного пожарного надзора, сотрудники Росгвардии, полиции, ГИБДД, прокуратуры, департамента образования и администраций округов. Условия в школах оценивали представители родительских комитетов. Это уже стало хорошей традицией, родители участвуют в приемке третий год.

В ходе проверок обращается внимание на соблюдение безопасности в учреждениях, условия сохранения жизни и здоровья детей, а также на работу библиотек, узких специалистов, например, дефектологов, психологов, социальных педагогов. Конечно, представители комиссии смотрят и на то, готовы ли учебные кабинеты, анализируют документацию, которая обеспечивает системную работу школ и детских садов.

Сейчас все образовательные учреждения прошли проверки, серьезных нарушений не выявлено, и школы готовы принять ребятишек 1 сентября, а детские сады — 2 сентября.

— Кстати, про 1 сентября. В этом году оно выпадает на воскресенье, и родители школьников ожидали, что торжественные линейки проведут в понедельник. Почему было принято решение не переносить День знаний с выходного на рабочий день?

— Первое сентября — это день, который стал общенародным праздником. Посоветовавшись с родителями и руководителями школ, мы решили проводить его в воскресенье. Почему? Потому что родители и близкие школьников хотят посетить торжественные линейки, а для этого приходится отпрашиваться с работы, подстраивать свой график под время школьных мероприятий. Это не очень удобно.

То, что День знаний выпадает на выходной, делает его еще более торжественным. Есть возможность посвятить время ребенку, создать для него после линейки атмосферу праздника, а это важно, ведь впереди — сложная, разнообразная учебная деятельность.

— В Иркутске последние годы активно идет строительство новых школ. Какие учреждения откроются в этом году? Расскажите, пожалуйста, о планах на ближайшие годы.

— К 1 сентября откроется новая школа № 33 в микрорайоне Лесном, рассчитанная на 616 учеников. Зачислено сюда уже 450 учащихся. Также будет готов принять детей пристрой к гимназии № 25 на 525 мест. Здесь расположены учебные классы для старшеклассников, актовый, спортивный и читальный залы, библиотека, кабинеты для занятий творчеством, медицинский кабинет.

В этом году мы начинаем строительство такого же по вместимости учебного блока школы № 14, которая перегружена в полтора раза. Готовится проектно-сметная документация на пристрои к школам № 75, 53, 57. В экспертизе находится проект большой новой школы на улице Багратиона. Прорабатывается также вопрос о проектировании школ в ЖК «Союз» и на улице Мелентьева.

— То есть Иркутск, по прогнозам, должен справиться с указом президента РФ Владимира Путина о переводе всех учебных заведений к 2025 году на односменный режим?

— Чтобы одномоментно перейти на односменный режим, нам надо построить 20 школ. Иркутск по темпам их возведения впереди многих городов не только нашего региона, но и России. Посмотрите, в прошлом году ввели школу № 19, в 2017 году — пристрой к школе № 66, новое здание школы № 64, образовательное учреждение № 69. В этом году помимо новых объектов после капремонта откроются школы № 8 и 9.

Планы для исполнения указа определены конкретно. На первом этапе на такой режим переведем начальную школу, затем остальные классы. Пока что в Иркутске в одну смену занимаются лишь ученики лицеев № 1 и 3, будет в таком режиме учиться новая школа № 33. Однако, несмотря на то что детей становится больше, третьей смены у нас нет.

Кстати, первоклассники учатся в соответствии с нормами СанПиН по особому режиму. У них идет процесс адаптации, в день не может быть больше трех уроков продолжительностью 35 минут с короткими перерывами. Поэтому школы для эффективного использования всех ресурсов так формируют расписание, чтобы, например, одна параллель училась с 08.00, другая — с 12.00. К концу первой четверти первоклашки уже осваивают новую социальную роль, и все стабилизируется.

В первую смену также должны учиться четвертые, пятые, девятые и 10—11-е классы. Но есть нюансы, связанные с педагогической нагрузкой на учителей и условиями организации образовательного процесса, потому иногда смены делят по четвертям или полугодиям.

— Много лет с повестки дня не снимается вопрос кадровой обеспеченности системы образования. Есть ли в Иркутске дефицит педагогов?

– Мы обеспечены педагогическими кадрами на 98%, это чуть больше 6,4 тысячи преподавателей. К сожалению, как и в предыдущие годы, с большой нагрузкой будут работать математики, а также учителя русского языка и литературы. Этих кадров действительно не хватает. Высока потребность в учителях начальных классов и английского языка. Но это не повлияет на учебный процесс: все уроки будут вестись, как и должны.

Активно идут в школы молодые специалисты, уже сто человек устроились в наши общеобразовательные учреждения. Для них предусмотрены различные меры поддержки. Во-первых, это единовременное денежное пособие в размере 100 тысяч рублей. Плюс устанавливаются повышающие коэффициенты в первый год.

Затем молодые учителя могут смело подавать на аттестацию на присвоение педагогической категории, которая повышает уровень оплаты труда конкретного сотрудника. Кроме того, у нас предоставляются места в общежитиях для тех, кто остро нуждается в жилье.

— А как вы оцениваете уровень подготовки педагогического состава, особенно молодых учителей?

— В Иркутске очень хорошо работает институт наставничества. За каждым молодым учителем закреплен опытный педагог, действует консультационный пункт на базе информационно-методического центра, проходят семинары, установочные консультации. То есть каждому преподавателю оказывается посильная помощь.

Поэтому родителям не надо волноваться, а стоит вспомнить себя в молодые годы: мы все когда-то начинали свою профессиональную деятельность. А если и возникают вопросы, то обязательно нужно обращаться к администрации школы и спокойно все решать.

— Еще один всегда актуальный вопрос — материально-техническая база школ. Насколько иркутские общеобразовательные учреждения обеспечены учебниками?

— Сегодня нет проблемы с обеспечением учебниками, муниципальные образовательные учреждения на 100% укомплектованы ими. Вопрос стоит в том, что некоторые родители не хотят, чтобы дети пользовались книгами, побывавшими в руках учащихся предыдущего года. Это их право, но каждая школа снабжает необходимыми изданиями всех детей.

Есть еще один момент. Ежегодно головной болью и для родителей, и для органов управления образованием становится вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями. Эта тема не имеет однозначной трактовки. Одни считают, что рабочими тетрадями учащиеся должны снабжаться бесплатно. Другие полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, для освоения образовательной программы она не обязательна.

Педагоги могут использовать различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, предложение приобретать рабочие тетради не может выдвигаться в качестве обязательного требования.

По какой программе будут учиться дети, каждая конкретная школа выбирает самостоятельно, это регламентируется федеральным законодательством. Соответственно общеобразовательное учреждение определяет линейку учебников, методику, дополнительную литературу. Но независимо от этого результат обучения должен быть одинаков, как того требует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС. — Прим. ред.).

— Родительская общественность периодически поднимает вопрос пятидневной учебной недели. По вашему мнению, есть ли смысл внедрять пятидневку хотя бы для начальных классов?

В сегодняшних условиях пятидневная неделя невозможна. Сначала нам нужно решить вопрос с переходом на односменный режим обучения, после этого встанет задача перевода школ на пятидневную учебную неделю.

Но я хотел бы здесь оговориться, что не все родители осознают: переход на пятидневку означает сокращение часов по математике, русскому языку и литературному чтению в той же начальной школе.

Кроме того, кто сказал, что при пятидневной учебной неделе суббота будет выходным днем? Сегодня школа может принять решение разгрузочными сделать, например, среду или четверг.

Нужно также понимать, что нагрузка, рассчитанная на шесть дней, при пятидневке будет уплотняться. Так мы за что ратуем? За то, чтобы ребенок спокойно мог учиться, заниматься внеурочной деятельностью и дополнительным образованием или за загруженность в ущерб физическому и психическому здоровью?

— Сейчас бытует мнение, что нагрузка на современных школьников возросла в разы, настолько, что они не успевают полноценно отдыхать…

Нет, это только так кажется. Учебная нагрузка на школьников соответствует нормам физиологического возраста детей, она равномерно распределена и не меняется уже на протяжении многих лет. Для первоклассников, как уже говорили, режим вообще облегченный.

Перегрузки часто возникают из-за того, что сами родители конкурируют друг с другом: у соседей ребенок посещает английский, информатику, робототехнику, спортом занимается. «Мой не хуже» — и начинается гонка, которая не учитывает ни эмоциональное состояние, ни физические возможности детей. А вообще-то после уроков ребенок должен обязательно прогуляться. А мы везем его на следующие занятия.

Если каждый родитель проанализирует возможности и желания своих детей, тогда нагрузка будет меньше. Родителям и педагогам нужно совместно распределять учебную и внеучебную деятельность.

— Запрос на дополнительные направления образования сейчас действительно высок. В Иркутске появляются школьные планетарии, внедряются курсы робототехники. Какие еще намечены планы расширения образовательной деятельности?

У нас есть несколько направленностей – и спортивная, и туристическая, и краеведческая, и эстетическая, информационные технологии. В каждой школе внедряются новые спецкурсы по иностранным языкам, инженерным технологиям, в этом году акцент сделан на раннюю профориентацию.

Кроме того, есть многочисленные кружки, и мы пытаемся в жестких условиях наполняемости школ создать условия для того, чтобы родителям не приходилось возить детей на дополнительные занятия куда-то еще.

Что касается муниципальных учреждений дополнительного образования, то их в Иркутске 16. Это и спортивные школы, и дворцы детского творчества. У нас развиты скалолазание, спортивный туризм, шахматы. Создаются различные кружки и секции для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Кстати, а как дела в Иркутске обстоят с нормами по инклюзивному образованию?

— Цель инклюзивного образования — создать равные возможности для всех детей, чтобы они получали полноценное образование, как основное, так и дополнительное, начиная с дошкольных учреждений. В Иркутске есть специализированные группы, для ребят с сохранным интеллектом мы развиваем сеть лекотек.

На протяжении четырех лет мы создаем условия для детей-колясочников — это и пандусы, и подъемники, и широкие входные проемы, и гигиенические комнаты. Бюджет Иркутска затрачивает 9,5 млн рублей на создание доступной среды.

— Есть мнение, что дети значительно поменялись, а подходы к обучению остаются прежними — и из-за этого возникает некий конфликт интересов. Нет ли у вас ощущения, что система образования не успевает за изменениями в социуме?

— Не соглашусь, что изменений в российской системе образования нет. Но важно понимать, что она имеет богатейший опыт классического подхода к обучению и воспитанию. Без сохранения этих уникальных, подтвержденных результатами технологий и методов нельзя строить будущее. Нужно сочетать старое и новое. Сегодня идет системное, планомерное и щадящее внедрение новых технологий.

У каждого педагога есть свои особенности применения новых приемов и средств обучения. Это и формы семейного образования, и смешанное обучение, и система перевернутого класса, когда меняется форма общения, и исследовательско-проектная деятельность. Все это направлено на развитие ребенка, чтобы он не просто запоминал объем информации, но и умел ее применять в жизни.

Кроме того, сейчас широко внедряются в образовательную деятельность информационные технологии. Это и скоростной интернет в школах, и различные презентации, и фильмы. Но мы не рекомендуем сильно этим увлекаться, потому что учителя не заменит никакой электронный носитель. Педагог должен быть рядом с детьми.

— Александр Константинович, что бы вы пожелали педагогам в преддверии нового учебного года?

Уважаемые коллеги! Я хотел бы пожелать вам всем отличного здоровья, сил и энергии, необходимых в вашей профессиональной деятельности. И, конечно, увлеченности, вдохновения, интересных идей, замечательных педагогических открытий, которые способны помочь настроить школьников на получение знаний.

Вы должны гордиться своим призванием! Учитель должен быть, прежде всего, настоящим Человеком, добрым, отзывчивым, чутким. Любите не школу, а детей, приходящих в нее. Любите не книги о действительности, а саму действительность. Любите дело, которому вы посвятили свою жизнь/

Школьная статистика

74 школы в Иркутске распахнут свои двери 1 сентября 2019 года

82 728 иркутских школьников приступят к занятиям в новом учебном году

9593 ученика зачислены в 1-й класс

7262 школьника пойдут в 9-й класс

3942 выпускника будут учиться в 11-м классе

13 734 человека работают в образовательных организациях Иркутска

96% — в целом по городу обеспеченность педагогическими кадрами

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио