Иукини, обуздавший зверя в своей крови. Иркутский театр кукол «Аистенок» представил новый спектакль

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #10 (1046) от 18 марта 2022

Мировой премьерой назвали в Иркутском театре кукол «Аистенок» постановку «Остров Иукини» по пьесе Марты Райцес «Акула-укулеле». Действительно, никто из постановщиков еще не брался за этот материал. Наш театр стал первым, кто рискнул в жанре мистерии воплотить на сцене необычную пьесу молодого питерского драматурга. На премьере спектакля побывала обозреватель еженедельника «Иркутск».

«Аистенок», безусловно, самый новаторский среди иркутских театров. Его спектакли не перестают удивлять зрителей. Первой нашумевшей постановкой для взрослой аудитории в 2018 году стала «Утиная охота» по пьесе драматурга Александра Вампилова. Затем был «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя. А в сентябре прошлого года театр представил премьеру по рассказу Федора Достоевского «Дядюшкин сон». И вот теперь «Остров Иукини» — синтез звуков, пластических и визуальных образов, воплощенных с помощью игры света и тени, необычных костюмов, масок, спецэффектов, декораций. Он словно призван представить, как глубоко проник технический прогресс в искусство, даже такое древнее, как театр кукол, и какие огромные возможности открыл человеку для воплощения его творческого потенциала.

Стиль современного драматурга Марты Райцес отличает подчеркнутая лаконичность. Ее герои мало взаимодействуют друг с другом, они фактически автономны, у каждого свой мир, который ни автор, ни персонаж не стремятся раскрыть. Зрителю приходится буквально продираться сквозь сказанное к скрытому в каждой фразе смыслу. Это пьесы-ребусы, пьесы-загадки. И не случайно режиссер-постановщик Юрий Уткин сделал спектакль в жанре мистерии — таинства за семью печатями.

В центре сцены на протяжении всего действия зритель видит силы природы — Полумесяц (Наталья Уткина), Океан (Надежда Светлова), Остров (Наталья Кёрн). Они недосягаемы и поэтому возвышаются над людьми. От них зависит жизнь рыбаков-островитян, среди которых юноша Иукини (Дмитрий Николаев), его возлюбленная Алаула (Ольга Спирина) и их родители. Мир, который окружает героев, одновременно прекрасен и жесток.

Жители наслаждаются теплом и красотой острова, плавают в водах океана, за многие столетия они уже породнились с морскими сущностями, но каждый день на маленьких каноэ им нужно среди огромных волн ловить рыбу и охотиться на акул. Убивать — их промысел, они уважают силу, внушающую страх. Каждый из них, чтобы выжить, примирил в себе маленького зверя с маленьким человеком.

Но Иукини не такой как все, на его спине отметина в виде полумесяца, похожая на шрам от зубов акулы. Островитяне говорят о нем: «У Иукини большой зверь внутри! У великих людей большой зверь внутри». Но чтобы пробудить зверя, надо накормить его мясом, и в этом своему возлюбленному помогает Алаула. «Разве плохо иметь зверя в себе? Он сильнее человека. Он может летать или дышать под водой или поднимать целые бунгало на спине», — говорит она.

Воплотить лаконичный текст пьесы в образы, где человек Иукини, как олицетворение добра, борется со зверем Иукини, как олицетворением зла, блестяще удается художнику-постановщику Евгении Шабановой. Эффект мгновенного перевоплощения из юноши в морское чудовище, которое происходит не виртуально, а прямо на глазах у зрителя, завораживает и восхищает. Как и огромная рыба, которая «выплывает» из глубины сцены, переливаясь в свете софитов.

Вторая линия спектакля — это роль отца и матери в жизни сына и дочери. Отец Иукини Мано (Олег Лавренчук) и его мать Кэйа (Дарья Юртаева) борются за человека в сыне. Отец (Андрей Дюков) и мать Алаулы (Алиса Литовченко), напротив, лелеют в ней зверя — не случайно даже имя дочери созвучно со словом «акула».

По словам Юрия Уткина, главный герой постоянно находится в позиции выбора и соответствия этому выбору. Его испытывают не только соплеменники, но и Остров, призывающий стать человеком и есть акул, и Океан, призывающий стать акулой и пожирать людей.

— Это такая своеобразная аналогия взросления и осмысления жизни. Наш герой не может разорваться — ему больно и за людей, и за акул, — говорит режиссер.

В финале спектакля Мано, который по ходу действия тоже перевоплощается и в акулу, чьим мясом кормится зверь Иукини, и в человека, говорит: «Взросление сына ломает кости и пьет кровь». И эта метафора отражает истинное состояние вещей в мире, где дети, взрослея, бывают по отношению к родителям очень жестоки и нетерпимы. Но в итоге именно поведение отца помогает юноше сделать свой выбор. «Самый сильный тот, в ком есть зверь, но кто его обуздал! Через это проходят все, в ком есть больше, чем в человеке», — говорит Мано.

В пьесе закодировано очень много смыслов, которые юным зрителям — а спектакль адресован тем, кто старше 14 лет — будет интересно разгадывать. Они хитроумно вплетены в ткань повествования. Например, три сна Алаулы, которые должен разгадать Иукини. В последнем из них полумесяц — шрам от укуса акулы — в сердце девушки, а не на теле, как у ее возлюбленного, отсылает к древней истине, что человек, злой сердцем, страшнее и опаснее чудовища.

В спектакле участвуют молодые артисты — выпускники Иркутского театрального училища, которые недавно пополнили труппу «Аистенка». Для них это первая большая работа в профессиональном театре, и им, так же как зрителям, пришлось потрудиться, чтобы разгадать авторские послания. На сцене они передают их не только словами.

— Мы попробовали дать молодым ребятам разгадать символы, поговорить о знакомых чувствах: взросление, первая любовь, непринятие себя, осуждение общества… не только словами, но и пластикой тела, визуальными эффектами и музыкой, — объясняет Юрий Уткин.

В спектакле звучат необычные инструменты — укулеле и ханг. Едва уловимо позванивают свисающие с потолка железные цепи, олицетворяющие струи воды. Иногда происходящее буквально погружает в медитацию — так плавно и несуетно спектакль подходит к своей кульминации. Завершается он, как и все сказки, победой добра над злом. Но и в этой победе не все однозначно…

Этот разговор на сложные жизненные темы потребует от зрителя внимания, наблюдательности, нестандартного мышления, понимания человеческой природы. Но даже если вы не захотите напрягаться, то достаточно будет просто раствориться в происходящем и получать удовольствие от красиво сделанной работы.

Нина Воронина

Фото предоставлено театром кукол «Аистенок»

Мир, который окружает жителей острова, одновременно прекрасен и жесток. Главные герои спектакля Иукини (Дмитрий Николаев) и Алаула (Ольга Спирина) любят друг друга, но чтобы быть вместе, им нужно ответить на вопрос — ты зверь или человек?

Жители острова наслаждаются теплом и окружающей их красотой, плавают в океане, ловят рыбу и убивают акул. Они уважают силу, ловкость и смелость. Поклоняются силам природы и, чтобы выжить, примирили в себе маленького зверя с маленьким человеком

КТО АВТОР?

Автор пьесы «Акула-укулеле» — филолог Марта Райцес училась основам сценаристики в магистратуре при Новой сцене Александринского театра. Является основателем первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид». Автор пьес «Невидимки», «Dead Мороз», «Меня для тебя море», «Четвертый акт» и других. Спектакль по пьесе «Я — кулак. Я — А-Н-Н-А» поставили Национальный молодежный театр в Уфе имени Мустая Карима и Красноярский театр кукол.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио