История одного здания: от Иркутской губернской мужской гимназии к картинной галерее

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #44 (982) от 19 ноября 2020

 Этот красивый особняк в классическом стиле был построен для учеников губернской мужской гимназии. Позже здесь располагалась и школа прапорщиков, и патронный завод, и Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР. В 1970-е годы здание передали Иркутскому областному художественному музею им. В.П. Сукачева, торжественное открытие главного корпуса состоялось 45 лет назад — в 1975 году. Смена владельцев не отразилась на внешнем облике строения: сейчас оно хранит экспозицию классического искусства в тех же интерьерах, какие были здесь и 100 лет назад…

Здание построили в 1907 году по проекту известного иркутского архитектора В.А. Рассушина. Предполагалось, что оно станет административным корпусом губернской мужской гимназии. Учебному заведению на тот момент исполнилось 100 лет, так что новое здание стало хорошим подарком к юбилею. Сама гимназия с жилыми помещениями и классными комнатами находилась в соседнем здании Иркутского авиационного техникума. А новый просторный анфиладный корпус предназначался для торжеств и приемов. Там располагался актовый зал, несколько учебных классов, учительская, кабинеты директора, доктора, архив.

Классический стиль здания считывается с фасада и угадывается во внутреннем убранстве: античные портики, лепнина, арочные окна. До наших дней оно сохранилось практически в первоначальном виде, а образовательное предназначение сохранялось на протяжении всей его истории.

— Во время Первой мировой войны мужская гимназия была расформирована, здание передали военному ведомству — здесь открыли 2-ю школу прапорщиков, — рассказывает заведующая отделом западноевропейского, русского и современного искусства Художественного музея Алина Свердлова-Александрова.

Школу прапорщиков закрыли в апреле 1918 года, а вместо нее организовали курсы подготовки командиров Красной Армии. В 1921 году в здании открыли губернскую совпартшколу, которую затем перевели в Читу. В 1930 году на месте партшколы обосновался Коммунистический университет, готовящий кадры для городского правления и органов печати. А в 1932 году, когда началась коллективизация и понадобились кадры для колхозов и совхозов, университет преобразовали в Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Можно сказать, что до Великой Отечественной войны в этом здании всегда были учебные заведения.

— А во время войны здесь, равно как и в соседнем авиационном техникуме, находился патронный завод, — рассказывает Алина Михайловна. — Работали на нем многие иркутяне, в том числе и подростки. Художники старшего поколения, приходя к нам в музей, часто вспоминают, как они трудились в этих залах…

После Великой Отечественной в этом здании размещался филиал Восточно-Сибирской Академии наук. И лишь в 1973 году его передали Художественному музею (официальное открытие состоялось через два года). Кстати, сейчас в музее хранится экспонат, который в свое время был подарен губернской мужской гимназии.

— Гимназия была основным учебным заведением для иркутских мальчиков, здесь училась городская элита, — отмечает Алина Свердлова-Александрова. — В числе ее выпускников — известный иркутский меценат, купец Александр Михайлович Сибиряков, а также основатель Иркутского художественного музея Владимир Платонович Сукачев. Александр Сибиряков купил скульптуру «Иван Грозный» Марка Антокольского специально, чтобы подарить альма-матер. Статую передали в гимназию 4 сентября 1876 года, сейчас она находится в нашей экспозиции.

Кстати, еще один экспонат роднит Художественный музей с другим иркутским образовательным учреждением — Девичьим институтом. Это портрет императрицы Александры Федоровны.

— Она была покровительницей девичьих институтов в Петербурге. И когда художник Карл Рейхель с семьей приехал в Иркутск (здесь жила его невыездная теща — жена декабриста Юшневского), ему для Института благородных девиц заказали портрет императрицы, — продолжает свой рассказ Алина Свердлова-Александрова. — Рассказывают, что эта картина висела в огромном холодном зале, и у девушек было поверье: если в полночь осмелиться прийти к Александре Федоровне со свечой, помолиться и прикоснуться к нарисованной туфельке, то на следующий день сдашь все экзамены! Сейчас портрет находится в нашем музее.

В этом году Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева отмечает несколько юбилеев. Коллекции исполнилось 150 лет, и 45 лет музей расположен в этом здании. Какая атмосфера царит сейчас здесь? Сотрудники музея отмечают, что тон больше задают экспонаты, нежели сами стены.

— Музей — это очень сильная энергетика каждого экспоната, — отмечает Алина Михайловна. — У нас богатая коллекция, есть первобытное искусство, сакральные артефакты (например, большие китайские свитки), картины с интересными судьбами. Вот портрет Александры Голеневой, который написал Виктор Васнецов — с виду совершенно обычная картина. Но судьба у героини трагическая: она приехала в Иркутск с мужем, который здесь скончался. Ей пришлось работать на одного иркутского юриста, который обманом этот портрет работы Васнецова забрал. И иногда темными вечерами кажется, что эта девушка с несчастной судьбой наблюдает за нами со стены…

Впрочем, экспонаты, которые сейчас находятся в главном здании Иркутского областного музея, не противоречат его архитектурной стилистике.

— Сейчас главный корпус посвящен классическому искусству. Мы стараемся поддерживать дух архитектуры, и произведения, которые здесь располагаются, «согласованы» с ним, — улыбаясь, говорит Алина Свердлова-Александрова. — Конечно, и работники музея придерживаются определенного дресс-кода: есть список того, что не стоит надевать — например, джинсы. Есть и негласное правило: рассказывая о произведении искусства, нельзя быть ярче, чем этот экспонат музея.

Элина Халтанова

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио