История одного иркутского путепровода. Что делается для возвращения в район Батарейной привычной схемы движения?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #39 (1175) от 18 октября 2024

Станция Батарейная — это небольшой поселок Ленинского округа Иркутска, расположившийся с двух сторон от Транссибирской железнодорожной магистрали. На Батарейной живут около 3,5 тысяч иркутян, и каждый день многие их них пересекают железнодорожные пути, чтобы попасть в школу, детский сад, сходить в магазин, на почту, в поликлинику или отправиться на работу. В районе станции есть виадук — им пользуются пешеходы, живущие рядом, остальные ходят по путям, если их не перекрывают составы. А вот водителям приходится искать пути объезда — пересечь железную дорогу на автомобиле последние три года здесь невозможно: путепровод находится на капитальном ремонте с 2021 года. О том, как начинался этот ремонт, как первый подрядчик сорвал сроки и как городской власти удалось изменить ситуацию, сегодня в «Иркутске».

Станцию Батарейную можно увидеть из окна поезда или электрички, если отправиться в сторону Ангарска. От вокзала «Иркутск-Пассажирский» по железной дороге до Батарейной всего 15 километров. Случайных людей здесь почти не бывает — кто-то приезжает на железнодорожные тупики по личным делам, кто-то работает в местной воинской части и ездит сюда из «города», остальные — местные.

Собственно, для местного населения и его «связи с большой землей» здесь и был когда-то построен путепровод над железной дорогой: он соединил две части Батарейной и дал «правому берегу» поселка выход на Московский тракт.

— Этот путепровод связывает жителей Батарейной с федеральной трассой и объездной дорогой Ново-Ленино. Многие работают за пределами станции, и добираться до места им удобнее через эти направления, — рассказывает Андрей Пономарев, директор муниципального предприятия «Служба эксплуатации мостов». — Для кого-то этот путь удобнее, быстрее и короче. Если говорить об общественном транспорте, тот двигался так же — через переход. Сегодня этот проезд временно закрыт в связи с капитальным ремонтом путепровода.

Впрочем, прежде чем закрыть проезд, для жителей Батарейной была обозначена альтернативная дорога: через микрорайон Иркутск II по улицам Берег Ангары, Трактовой до Новаторов и дальше.

— Эта дорога по длине сравнима с привычным путем, может быть, даже короче, но там есть гравийные участки, — отмечает Андрей Николаевич. — За это время местные жители уже адаптировались: и автомобилисты, и пешеходы нашли для себя подходящие решения, но мы уверены, что через год прежняя схема движения будет восстановлена.

А начался капитальный ремонт путепровода на Батарейной с проекта, о котором администрация Иркутска начала говорить в 2018 году, а в 2019-м он прошел Главгосэкспертизу. Объект был выставлен на торги, которые выиграла компания «СоюзСтрой», и в 2021 году начались работы.

Дорожники разобрали часть путепровода, не заходя на территорию железнодорожных путей. На «правой стороне» были построены две опоры, сформирован конус и габионная стенка. Но дальше процесс не двинулся — вышел срок контракта.

— Полагаю, причина в том, что много времени было потрачено на получение специальных разрешений и обучение специалистов, — рассуждает Андрей Пономарев. — Когда дело касается работ в районе железной дороги, необходимо получить специальные допуски, пройти аттестацию. Плюс необходимо время на согласование проекта производства работ с железнодорожниками. В результате за строительный сезон подрядной организации удалось сделать не так много.

В 2023 году контракт с «СоюзСтроем» был расторгнут, и объект снова выставили на торги. Желающих достраивать путепровод было немного, а точнее, дважды на торги не заявился никто. В итоге произвести капительный ремонт связующего звена на Батарейной доверили городскому предприятию МУП «Служба эксплуатации мостов».

— Контракт мы заключали в декабре 2023 года. В это время проект снова проходил экспертизу, потому что по итогам работы «СоюзСтроя» обозначились моменты, которые не были учтены ранее, — описывает ход событий Андрей Николаевич. — А дальше — обучение, подготовка документов для ВСЖД, прохождение инструктажей и так далее. К строительному сезону 2024 года мы подошли в полной готовности и в конце марта — начале апреля приступили к работам.

Начала служба с самого сложного — с разбора пролетов над железнодорожным полотном. Проект предполагал демонтаж моста с земли — строители попробовали этот метод и поняли, что он занимает слишком много времени.

Делается это, как рассказывают профессионалы, так: в первую очередь нужно получить технологическое окно — это время, на которое будет полностью остановлено движение поездов. Далее, ко времени указанного окна, заказывается специальный большой железнодорожный кран и отключаются все электрические сети. Кран выставляется на путях, начинается разбор. И установка крана, и отключение электричества производится во время технологического окна: завершиться все должно строго минута в минуту!

— Тогда нам дали длинное окно: с 18 часов до 8 утра. Но за 14 часов удалось снять лишь две балки: стало очевидно, что такой способ демонтажа не годится для этого проекта. Приняли решение применить другой способ — привезти в Иркутск специальный «верхний» кран из поселка Таксимо в Бурятии, — рассказывает руководитель подрядной организации.

Такой кран способен занимать позицию прямо на разбираемом путепроводе — он опирается на стойки и оттуда работает с пролетами.

В результате за полторы недели балки моста были успешно разобраны. Дальше строители приступили к демонтажу опор.

— Конечно, мы были так же ограничены технологическими окнами, впрочем, как и сейчас — работаем на железнодорожных путях строго по вторникам и пятницам, — объясняет Андрей Николаевич.

Мы беседуем с ним, стоя на «левом берегу» Батарейной, наш разговор то и дело прерывается шумом проходящих поездов. Железнодорожная магистраль затихает лишь на несколько минут, а потом по ней идет очередной состав: товарные эшелоны, пассажирские, почтовые вагоны и электрички — Транссиб загружен от и до, поэтому во время каждого технологического окна строители стараются сделать максимум возможного.

Разумеется, кроме работ на путях, у дорожников есть и другие задачи: выполняется перенос сетей связи; строятся шпунтовые ограждения на месте будущих опор. Уже омоноличены швы на пролете 6–7, готовы опалубка и арматурный каркас подферменных тумбочек на пятой и шестой опорах, выполнено обустройство конуса седьмой опоры габионами и матрасами Рено.

Сегодня капитальный ремонт путепровода на станции Батарейной идет по графику: «Важно, что у нас установлен контакт с железной дорогой, специалисты реагируют своевременно и оперативно — это очень существенный фактор, напрямую влияющий на скорость ведения работ», — отмечает Андрей Пономарев.

— В планах до конца этого года завершить строительство 1-й, 2-й и 4-й опор, 7-я опора уже построена; также планируем установить балки на участках, не заходящих на железнодорожные пути, — рассказывает Андрей Николаевич. — Окончание работ по контракту намечено на 31 мая 2025 года. Но есть основание полагать, что план работ с 3-й опорой изменится, и тогда сроки сдвинутся до сентября-октября 2025 года. Уверен, мы предупредим жителей Батарейной об этом заранее.

Каждую неделю в администрации Иркутска вице-мэр Андрей Южаков проводит совещания о ходе ремонта на Батарейной. «По поручению мэра Руслана Болотова все возникающие вопросы отрабатываем в оперативном порядке», — отметил Андрей Владимирович.

Ирина Покоева

Фото Ирины Белец

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

“Продолжаем капитальный ремонт путепровода на Батарейной по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Подрядчик — МУП «Служба эксплуатации мостов». Напомню, предыдущая организация не справилась со своими обязательствами, сорвав сроки. Сейчас, когда на путепроводе работает наше муниципальное предприятие, мы видим хороший темп ремонта. Работы ведем в тесном взаимодействии с Восточно-Сибирской железной дорогой. Мы все заинтересованы в том, чтобы объект был сдан в соответствии с графиком”.

Железная дорога делит поселок на станции Батарейной на две части. Там живут около 3,5 тысяч человек. Большая часть домов, а также детский сад, школа, поликлиника, почтовое отделение, библиотека и опорный пункт находятся на «правой стороне» от железной дороги (если ехать в сторону Ангарска). Путепровод был (и остается) важным звеном инфраструктуры станции — жителям обеих половинок Батарейной важно его наличие, и через год он снова вернется в их жизнь

В кадре — первая опора. Строители уже снимают опалубку, которая строилась для заливки бетона: «Необходимое время выдержано, бетон уже набрал прочность. Впереди этап гидроизоляции опор, установка верхних ригелей, после чего начнется обратная засыпка и устройство конуса, который в дальнейшем будет оформлен габионами и матрасами Рено, так же, как на противоположной стороне», — объясняют специалисты

Проезд, по которому привыкли ездить жители Батарейной, сейчас зарыт. На дороге выставлен шлагбаум, бетонные ограждения и дорожный знак, запрещающий движение. Рядом информационное табло, где указана вся информация о стройке. Подрядчики рассказывают, что протяженность ремонтируемого участка, включая подъездные пути, 477 метров, из них сам путепровод занимает около 180 метров. Завершение работ намечено на строительный сезон 2025 года. Для автомобилистов тут будут устроены две полосы движения, также появится пешеходная часть, освещение и прочие элементы благоустройства

Перспектива будущего путепровода на Батарейной. Этот снимок сделан с подъема, по которому проходила автомобильная дорога, ведущая на демонтированную трассу. На переднем плане — первая опора для нового мостового перехода (бетонные стойки), дальше — металлические шпунты на месте возведения второй опоры (оно уже вовсю идет), на дальнем плане — 7-я опора, конус, оформленный габионами и матрасами Рено (ими укрепляют откосы), и съезд на «правый берег» Батарейной

Почему снесли?

Старый путепровод на станции Батарейной просуществовал более 35 лет. За это время он пришел в аварийное состояние из-за проезда по нему тяжелой техники, которая, объезжая пункт весового контроля на Московском тракте окольными путями, снова попадала на трассу через дорогу на Батарейной. Кроме того, через нее ездили большегрузы, которые возили с берега Ангары гравий.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио