Иркутянка Светлана Садовская – финалист VI конкурса «Учитель-дефектолог России — 2023» обучает малышей с особенностями развития

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #36 (1122) от 22 сентября 2023

У учителя-дефектолога Светланы Викторовны Садовской — 29 лет педагогического стажа и всего одна запись в трудовой книжке: после окончания пединститута она пришла работать в детский сад № 168 в Ново-Ленино и там из молодого специалиста выросла в профессионала с высшей квалификационной категорией. Сейчас Светлана Викторовна не видит себя в другой сфере, кроме дефектологии. А будучи школьницей, всерьез задумывалась, куда поступать — в медицинский вуз или педагогический. Выбрала педагогику, но на стыке с медициной — работает с учениками с непростыми диагнозами. Ежедневно она проводит индивидуальные и групповые уроки для детей с трех до восьми лет — воспитанников групп компенсирующей направленности.

— Дефектолог занимается коррекцией всех умственных процессов — внимания, памяти, мышления, речи, работает с двигательно-координационными и сенсорными способностями детей, с разными особенностями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с ментальными расстройствами. А также это педагог, который в первую очередь любит детей и помогает родителям принять диагноз, — объясняет Светлана Викторовна.

Общение с родителями — неотъемлемая часть работы педагога, причем не самая простая. Светлана Викторовна входит в состав психолого-медико-педагогической комиссии на базе детского сада, вместе с коллегами (психологом, логопедом, медработником) обследует детей общеразвивающих групп и дает рекомендации по переводу в группы коррекции, если есть необходимость.

— Не все родители могут принять диагноз ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Если малыш не справляется с заданиями для всех, мамы и папы думают, что он сможет догнать позже, и к мнению специалистов о переводе в группу коррекции не прислушиваются. В школе из-за оценочной системы разница между детьми становится более очевидной, происходит осознание проблемы. Но время упущено. Поэтому важно подбирать слова в разговоре с родителями, стараться не ранить и при этом показать, какой путь следует им выбрать, доказать, что жизнь после постановки диагноза не закончится, — рассказывает Светлана Викторовна.

Детский сад, школа, друзья, поиски себя и первая любовь — учитель убеждена, что этот путь, так же как и другие дети, проходят практически все ее выпускники. Такие выводы она делает из своего опыта. За жизнью учеников специалист следит и после их выпуска из детского сада.

— Некоторых воспитанников не теряю из виду до 18–19 лет. Знаю о жизни даже моих первых выпускников! Все они выросли, стали мамами и папами. Но все равно приходят в гости в сад, переписываемся с ними и их родителями в чатах. Как-то мой выпускник Саша пришел с женой, познакомил нас, порадовал, что они ждут ребенка. Приятно, когда вижу эмоциональную отдачу от детей, и маленьких, и уже выросших, — говорит Светлана Викторовна.

Дефектолог всегда работает на долгосрочную перспективу: привить маленьким ученикам самостоятельность, научить чувствовать свое тело, выражать эмоции, говорить, понимать речь получается не за пару занятий, иногда на это уходят годы. Тем ценнее любое, даже самое маленькое достижение ребенка. Светлана Викторовна вспоминает, как 10 лет назад столкнулась с профессиональным кризисом, когда среди ее новых учеников стали все чаще появляться дети с множественными нарушениями и проблемным поведением. Работать стало сложнее, необходимо было менять подход к обучению, поскольку стандартная схема на занятиях не помогала.

— Тогда у меня ушел год на адаптацию к новым условиям, все равно как у малышей, которые привыкают к детскому саду, — улыбаясь, вспоминает педагог. — Я нашла в себе силы продолжить работать, изучила необходимые инструменты. Мой девиз по жизни: «Учить и учиться». Когда только начинала работать, уже понимала, что нужно постоянно обучаться, чтобы понять, как работать с детьми с особыми образовательными потребностями. И это понимание, стремление узнать новую информацию остается со мной.

Учится Светлана Викторовна в свободное время и, как правило, на семинарах и научно-методических конференциях. Еще она ведет свои профессиональные сайты, где делится своими наработками, и успевает принимать участие в конкурсах. В этом году стала финалисткой VI конкурса «Учитель-дефектолог России»: из 55 конкурсантов со всей страны жюри выбрало 10 лучших. Профессиональное мастерство педагоги должны будут продемонстрировать с 3 по 5 октября в Москве.

— Не ожидала, что выиграю конкурс такого уровня. Волнуюсь, хочу выступить достойно. В программе у нас мастер-классы, где конкурсанты должны поделиться опытом работы, научить коллег чему-то новому. Затем будет открытый урок — дадут либо коррекционный класс, либо группу дошкольников. Тему занятия скажут только накануне вечером. В третий день будем решать кейсы по коррекционной педагогике: дадут проблемную ситуацию, выход из которой нужно предложить. Например, ребенок во время занятия падает на пол и не хочет заниматься. Как решить эту проблему? Подготовиться невозможно — темы никто не знает заранее. Поможет только педагогический опыт, — говорит Светлана Викторовна.

Участие в конкурсах помогает учителю узнать практические методики коллег и приобрести новые связи, получить оценку своих действий от квалифицированных специалистов. Ведь «вариться в собственном соку», как считает Светлана Викторовна, никому не идет на пользу. Интересно, что и ее маленькие ученики тоже любят конкурсы и часто выигрывают различные соревнования: будь то спортивные эстафеты, конкурсы рисунков и поделок или викторины.

— Стараемся с детьми попасть в разные конкурсы, даже дистанционные. У нас в этом очень заинтересованы родители, они и собирают портфолио. Тут важно и то, что ребенок получает новый опыт и знания, и то, что родители видят, как он социализируется, может быть успешен в среде сверстников, — поясняет педагог.

Говоря о конкурсах и различных мероприятиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), Светлана Викторовна отмечает, что инклюзивных проектов становится все больше и это не может не радовать. Если в прошлом ребенок с особенностями развития и его семья были в изоляции от общества, сейчас ситуация меняется, тема ОВЗ и инвалидности перестала быть табуированной.

— Конечно, хочется привлечь больше внимания общественности к решению проблем этих детей, поддержать их семьи. Я ведь не только учу их, но и учусь у них сама. Знаю, что многие педагоги испытывают профессиональное выгорание, но меня работа дефектолога вдохновляет и заряжает энергией, — делится секретом успеха Светлана Викторовна.

Александра Голубцова

Фото Валентина Карпова

«Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время. Начинать регулярные занятия с малышом необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день. Занятия будут успешны, если станут интересны ребенку и будут иметь практическую направленность», — говорит Светлана Викторовна Садовская

В спортзале детского сада № 168 дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются не только с инструктором по физической культуре, но и с дефектологом. Тренажеры, шведская стенка, снаряды — зал хорошо оснащен, в детсаде есть даже свой бассейн. На занятиях Светлана Викторовна использует собственные методические разработки занятий по коррекции недостатков двигательно-координационных и сенсорных способностей у дошкольников с отклонениями интеллектуального развития

Индивидуальное занятие в кабинете дефектолога с дошкольником Кириллом. Мальчик не разговаривает в силу своих особенностей, поэтому запуск речи — одна из приоритетных задач в обучении. Важные инструменты для коррекционных занятий — зеркало и любимые игрушки Кирилла в качестве поощрения за выполненные задания. Кроме дефектолога с детьми занимаются психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный специалист и, конечно, воспитатели. Занятия следуют одно за другим, так что у воспитанников групп компенсирующей направленности очень насыщенные будни.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио