Навигация на Иркутском водохранилище уже открылась — и на причале в заливе поселка Молодежного многолюдно: владельцы яхт, катеров и лодок вовсю готовятся к спуску на воду. Гостей встречает шум электрических граверов, фрезеров и сварочных аппаратов — так латают современные корабли. И неожиданно среди них — средневековый деревянный драккар (корабль викингов. — Прим. авт.). Даже без щитов и весел по бортам и без паруса на ветру он выглядит внушительно и эпично. А стоит подойти ближе, как все окружающие звуки словно затихают — и слышны этнические музыкальные инструменты внутри корабля.
— Скандинавские мелодии, — объясняет хозяин драккара Владимир Томилов. — Теперь слушаю только старинную скандинавскую музыку, она помогает погрузиться в мой мир. Ведь быт викингов и все, что с ними связано, не просто хобби, это и есть моя жизнь.
Владимир со своей фирменной бородой и правда напоминает сурового викинга. Не хватает только амуниции, которая пока лежит дома: кольчуги, мечей, щитов, топоров. Сейчас на нем самая обычная одежда, а в руках вместо топора он держит болгарку — ею счищает с бортов «Ворона» (так назвали драккар. — Прим. авт.) старую смолу.
— В целом корабль перезимовал хорошо, — рассказывает Владимир. — Я еще осенью пропитал его антигрибковым составом, а после каждого снегопада ездил снег вычерпывать. Дерево требует тщательного ухода. Это железо ободрал болгаркой — и никаких проблем. А здесь могут и грибок, и плесень появиться. Надо постоянно следить.
Готовиться к новому сезону иркутский викинг начал примерно месяц назад. Корабль необходимо было просмолить — целиком от носа до кормы. Палубу и все, что внутри, пропитать огнеупорным составом. После вернуть на место весла — и можно отправляться в поход.
— Но это только на словах так просто, — продолжает Владимир. — На самом деле работа очень трудоемкая, а рук не хватает. Сейчас мне два человека помогают по мере возможностей, а была бы команда — было бы веселее.
Вообще, драккар вмещает более тридцати человек, но ему нужна и основная команда на весла — всего двенадцать гребцов. В прошлом году, когда корабль только появился в Иркутске, нашлось немало желающих попробовать себя в средневековом мореплавании. Однако не все оказались готовы к тяжелому труду, да еще и сопряженному с опасностью. И количество людей резко сократилось.
— Вот представьте, идет волна метровая, — вспоминает Владимир. — Не успеваю развернуться к ней носом, и она бьет в борт. Мы как поплавок — туда-сюда качаемся, а ведь это одно из первых испытаний, я еще сам не знаю, на что способен корабль и как с ним справляться! Кричу парням — надевайте жилеты (жилетами обязательно должен быть укомплектован каждый корабль — это требование ГИМС. — Прим. авт.), а они отмахиваются. Хотя окажись мы посреди водохранилища в воде, без помощи через 10–15 минут все пойдем на дно. Судорогой сведет мышцы в ледяной воде — и все!
Вот и выходит, что далеко не каждому под силу обуздать стихию: порывы ветра, бешеные шквалы, шторма — на воде всякое бывает. И это не считая самых разных происшествий в пути: то руль сломается, то якорь утонет — и такое было прошлым летом. Так что теперь Владимир с большей осторожностью относится к подбору команды.
— Я, конечно, был готов к тому, что настоящая команда будет подбираться годами, — не без сожаления замечает капитан. — Тем не менее небольшое разочарование есть. Сейчас, когда началась подготовка к сезону, все, кто в прошлом году был рад покататься, куда-то исчезли. Возможно, поняли, что не туда попали. Хотя, наверное, это даже хорошо. Мне важно, чтобы рядом были единомышленники: планов на будущее очень много, и без доли хорошего фанатизма их не осуществить.
Строительство драккара, признается Владимир Томилов, лишь начало пути. В планах — основание целой деревни викингов. С кузней, гончарным и ткацким станками, полигоном для стрельбы и местом, где можно сражаться на топорах.
— Корабль построили, теперь надо искать землю и там обживаться, — говорит мой собеседник. — Для этих целей вполне подойдут земельные участки, которые сдаются в аренду на Ершовском заливе. И если найдутся инвесторы, буду очень рад.
Подобные поселения викингов, по словам Владимира, уже есть в России — это вполне успешные туристические объекты. И он надеется, что получится создать деревню и у нас. Там можно полностью воспроизвести старинный быт — засеивать поля, разводить скот. А параллельно развлекать иркутян круизами на драккаре с погружением в средневековую романтику: с охотой и рыбалкой во время стоянок.
Кстати, для таких вылазок Владимир уже начал готовить шлюпки. На большом драккаре, объясняет он, иногда нельзя подойти близко к берегу, так что маленькие лодочки будут весьма кстати. Также за зиму корабел изготовил веревочную лестницу — ее можно выбрасывать за борт и спускаться вниз прямо на ходу.
— Много чего нужно сделать, — добавляет Владимир. — Например, у меня всего три комплекта доспехов, которые я ковал сам (это кольчуга, мечи и топоры), а нужно двенадцать. Не хватает также щитов и двух весел. Так что команде нужны не только гребцы, но и кузнец, а еще охотник, рыбак, повар.
Пока же людей немного, и драккар стоит на причале. Сколько времени нужно, чтобы подготовить корабль к спуску — неясно. От двух недель и больше. Многое упирается в финансы. Нужны, например, деньги на кран, чтобы спустить корабль на воду; на стройматериалы, которых потребуется еще немало.
— Я уверен, что все получится, — убежден Владимир. — Людей, готовых к такому образу жизни, единицы, но они есть. А еще есть те, кому просто интересна история. В прошлом году, например, откликнулось множество людей со всей России — даже те, кто никогда не ступит на палубу «Ворона». Помогали деньгами и добрым словом. И я им очень благодарен, ведь они дают мне возможность идти к моей мечте!
Наталья Федотова
Фото автора
Как и древние скандинавы, Владимир Томилов считает свой драккар живым созданием — столько души в него вложено при постройке! А чтобы одушевить свое судно, изобретатель разместил на носу голову ворона и дал кораблю соответствующее имя — «Ворон». Зимой Владимир сделал для него новое украшение из фанеры. На этот раз фигура получилась больше и с более выразительным профилем, ее покрасят и установят на нос корабля перед самым отплытием
Большинство современных яхт и катеров уже спущены на воду, но «Ворон» пока стоит на причале — предстоит еще немало работы. Напомним, драккарами средневековые скандинавы называли длинные корабли, которые приводились в движение парусом и гребными веслами. Самый крупный в длину достигал 36 метров, самый маленький — 12. Выбор Владимира пал на последний, поскольку только такой мог поместиться у него во дворе. Кстати, следующую зиму «Ворон» вновь будет зимовать дома. Так, признается владелец, будет легче присматривать за ним — счищать снег, например
Первым делом Владимир счистил с корпуса старую смолу, которой покрыл корабль в прошлом году. Как показала практика, разрекламированная синтетическая смола на основе битумной мастики не соответствует заявленным характеристикам. Реклама обещала, что смола глубоко проникает в дерево и тем самым защищает его, а на деле она лишь образовала пленку. Ее-то и приходится счищать. В этом году Владимир решил покрыть драккар обычным раствором битума и солярки. Будет ли толк — станет понятно позже
ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ ПОМОЧЬ
Если вы тоже хотите увидеть драккар на воде или побывать в будущем в деревне викингов, можете написать Владимиру Томилову в группе drakkar138 в социальной сети «ВКонтакте». А еще можно позвонить жене Владимира Надежде по телефону 89642887746. Она подскажет, какая еще помощь требуется в данный момент.