Иркутянин Александр Рудых стал чемпионом России по спорту сверхлегкой авиации 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #24 (913) от 27 июня 2019

Укрощать воздух, преодолевать силу земного притяжения и ничего не бояться — все это подвластно парапланеристам. В начале июня в поселке Осьмино Ленинградской области состоялся чемпионат России по спорту сверхлегкой авиации — 2019. Честь Иркутска в этих соревнованиях отстаивали Александр Рудых и Сергей Роголев. Александр в дисциплине «Мотопараплан» занял первое место, Сергей показал пятый результат. О том, как в нашем регионе можно легко влюбиться в высоту, Александр Рудых рассказал корреспонденту «Иркутска».

Спорт сверхлегкой авиации довольно молодой. Здесь пилоты управляют воздушным судном весом до 495 кг в качестве спортивного снаряда. Раньше его называли планерный, парапланерный или дельтапланерный спорт. Сейчас он включает в себя более 20 спортивных дисциплин, например, «дельтаплан — парящий полет», «параплан — парящий полет», «микросамолет», «мотопараплан», «паралет» и др.

Иркутская федерация спорта сверхлегкой авиации была создана в 2013 году, а первые соревнования в Приангарье состоялись в 2017-м. Руководит федерацией Александр Рудых — герой нашего материала.

— В школе я, как и все мальчишки, занимался спортом: футбол, волейбол, борьба, — рассказывает Александр. — Но всерьез увлекся только парапланом и уже в сознательном возрасте.

Первое знакомство Александра Рудых с воздушным судном произошло в августе 1997 года. Тогда студент-первокурсник Иркутского политеха попал на празднование Дня авиации в аэропорту.

— Во время осмотра авиатехники мое внимание привлекли летательные аппараты, которые кружили на некотором удалении от площадки-выставки, — вспоминает Александр Рудых. — Я решил, что парни умудрились каким-то способом прицепить к парашюту мотор с пропеллером. Тогда меня это не впечатлило: я ничего не понял.

В 2002 году Александр защитил диплом и поступил в аспирантуру. Тогда же познакомился с Леонидом Телегиным. Он возглавлял компанию, которая производила парапланы и обучала полетам.

— Леонид Алексеевич искал помощника, имеющего авиационное образование, — рассказывает спортсмен. — Несмотря на то что моя специализация «строительство», я все равно решил попробовать.

Способного парня приняли на работу. А через несколько дней пригласили поучаствовать в самих полетах — посмотреть технику в действии. Новички, как правило, летают в тандеме с опытными пилотами.

— Леонид Алексеевич подготовил парамотор к полету, прицепил меня, и мы взлетели, — вспоминает Александр Рудых. — Трудно описать ощущения первого полета, их нужно пережить. Мне понравилось! Следующий мой полет состоялся ровно через год. А до того времени я трудился в Иркутском парапланерном клубе. Моя работа заключалась в обслуживании цеха по сборке парамоторов, ремонтировал технику. И при каждом возможном случае я присутствовал на полетах — изучал процесс. Сам не летал, так как еще не умел, да и не на чем было. Но за этот год научился многому и очень хотел подняться в небо!

Мечта Александра наконец сбылась: Леонид Телегин предложил ему самостоятельно взлететь на мотопараплане и даже выделил для этого свой комплект. Помочь ему вызвался Виктор Рахвалов, к тому моменту уже состоявшийся и опытный парамоторист.

— До сих пор помню этот июльский вечер 2004 года, — признается Александр Рудых. — Первый самостоятельный полет состоял всего из двух кругов над полем, но был наполнен невероятными эмоциями!

После этого желание Александра летать только росло. Он смастерил вполне исправную силовую установку для параплана. Поначалу самостоятельные полеты были сложными: до многого приходилось доходить самому или консультироваться с опытными пилотами.

— Экстремальные ситуации случались в самом начале пути, когда я еще не обладал таким опытом, — вспоминает парапланерист. — На первых порах для того, чтобы взлететь, приходилось делать до 10 попыток: я не понимал поведения крыла. Были и неполадки с техникой, и ошибки. Однажды я улетел в четыре часа дня на большое расстояние и вернулся только в 6 утра: шел обратно пешком. Однако этот первый год практики был наполнен яркими впечатлениями: я обнаружил, что природа нашего края позволяет взлететь в черте Иркутска и через пятнадцать минут полета оказаться, по сути, в тайге. Пролетев на параплане около 10 км от города в сторону Байкала, можно легко встретить кабана, коз, изюбра.

Сейчас Александр Рудых — доцент кафедры теоретической механики и сопротивления материалов. Это, конечно, ему помогает в авиационном спорте. Но как он сам отмечает, вовсе необязательно преподавать в техническом вузе, чтобы уметь летать, главное — желание. Александр также является действующим спортсменом. Впервые он принял участие в соревнованиях по спорту сверхлегкой авиации в 2016 году.

— В нашем виде спорта возрастные ограничения минимальные: в соревнованиях можно участвовать с 16 лет, а вот верхних границ нет, — объясняет Александр. — В меру своих физических возможностей можно летать до преклонных лет! Я на соревнованиях встречал 70-летнего пилота. Да и у нас, в Иркутске, есть свои легенды, например пилот Владислав Витольдович Грейзе. Ему этим летом исполнится 80. Его даже приглашали на Первый канал, телекомпания Russia Today снимала сюжет о нем. Он не принимает участие в соревнованиях, но регулярно летает.

— А где в Иркутске тренируются парапланеристы?

— Мы выезжаем в Иркутский район, летаем только в тех местах, где это разрешено с точки зрения структуры воздушных пространств. Ограничения необходимы для того, чтобы не было конфликтов с гражданскими воздушными судами. Ведь мы летаем без радиосвязи, и диспетчеры в случае чрезвычайной ситуации не могут оперативно с нами связаться.

— Насколько дорого стоит комплект для полетов? Может ли обычный человек его себе позволить?

— Вполне. Если говорить о стоимости параплана, как летательного аппарата, то в сравнении с самолетом и вертолетом, например, он стоит гораздо дешевле. Цена параплана почти как у автомобиля — от 300 тысяч рублей. То есть позволить его себе может любой взрослый работающий человек. Но не каждый решится на полет.

— Действительно, вид спорта экстремальный. Кажется, что все пилоты — сорвиголовы. А вы вообще склонны к авантюрам, приключениям?

— Нет, я очень аккуратно подхожу к своим полетам, оцениваю риски. Стараюсь заранее все просчитать, узнать прогноз погоды. На соревнованиях, конечно, есть азарт и некоторый риск.

— А как выявляют лучших в вашем спорте?

— Я выступаю в спортивной дисциплине «мотопараплан». Это классическая спортивная дисциплина, по ней проходят региональные, всероссийские, международные соревнования. Там есть несколько видов упражнений, например, навигация. Это полет по бумажной карте, нельзя использовать электронные навигационные средства, допустимы к использованию только часы, барометрический высотомер, линейка и калькулятор. Перед пилотом ставятся разные задачи, связанные с выдерживанием: маршрута, скорости, высоты и времени. Кто пролетел точнее, тот и получает больше очков. Очень интересны для зрителей  аэродромные упражнения: полет по поставленной трассе на скорость, точность взлета и приземления. Есть упражнения на экономию топлива.

— Насколько важна физическая подготовка в спорте сверхлегкой авиации?

— Соревнования идут несколько дней, бывает, что мы летаем в 30-градусную жару. Ранние подъемы, полеты утром и вечером — многие физически не выдерживают такой режим, и это сказывается на результате.

— Как ваши близкие относятся к такому увлечению?

— Скажем так — не возражают, поддерживают. И, зная мой характер, доверяют.

Фото из архива Иркутской федерации спорта сверхлегкой авиации

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио