Иркутская Высшая народная школа празднует юбилей

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #7 (896) от 20 февраля 2019

Высшая народная школа, которой 22 февраля исполняется 10 лет, сегодня объединяет более 300 человек. Все ее ученики – люди пенсионного возраста. Кто-то скептически скажет, что пора бы им отдыхать, возиться с внуками. Но участники проекта, организаторами которого в Иркутске выступили преподаватели Педагогического института ИГУ Ольга и Александр Гордины, считают, что хрестоматийный призыв «Учиться, учиться и учиться» для них не менее актуален, чем для их детей, внуков и правнуков.

Радуга над Ангарой 

Первая Высшая народная школа открылась в России в 1998 году. Основала ее в Санкт-Петербурге доктор экономических наук Нина Петровна Литвинова. За основу был взят опыт организации непрерывного образования в скандинавских странах: Дании, Швеции, Финляндии и российских народных конца XIX века. Главная особенность этого проекта — школы для взрослых, где бы они ни находились, работают абсолютно бесплатно, они должны быть доступны для всех желающих учиться и развиваться.

— Когда десять лет назад мы начинали, на нас смотрели с недоумением. В нашей стране и сегодня повсеместно распространен стереотип, что с уходом человека на пенсию жизнь заканчивается и наступает так называемый период дожития, — говорит руководитель Высшей народной школы Иркутска, доцент Педагогического института ИГУ Ольга Гордина. — Наша школа не просто опровергает это мнение, но и доказывает обратное.

 

Проект непрерывного образования для взрослых имеет еще одно название — школа долголетия. Сегодня в Иркутске занятия в ней посещают более 300 человек.

— Когда мы начали создавать школу, базой для нее стал педагогический институт. Наши общие собрания, ряд лекций и тематических занятий по-прежнему проходят в аудиториях вуза. И спасибо ему за это огромное. Помню, как мы впервые шли на общий сбор школы в пединститут вдоль набережной Ангары и увидели над водой радугу. Это было так неожиданно и прекрасно — радуга в феврале! — вспоминает Ольга Васильевна.

Радуга украшает эмблему Высшей народной школы Иркутска. И именно этот символ как нельзя лучше отражает идеологию проекта —  и в пожилом возрасте сделать жизнь людей интересной, насыщенной, яркой.

Цыганочка с выходом 

Сегодня вторым домом для студентов школы стали ресурсные центры на улицах Литвинова и Франк-Каменецкого. Администрация города выделила в центрах аудитории для творческих занятий и кабинет, где можно проводить деловые встречи и совещания. Слушатели школы, средний возраст которых 63 года, а старшим далеко за восемьдесят, под руководством преподавателей осваивают стихосложение и оздоровительную гимнастику, уроки красоты, вязание и бисероплетение, учат иностранные языки, рисуют, танцуют, ставят спектакли, издают собственный литературный альманах. А еще вместе ходят в походы и на театральные постановки, участвуют во многих городских акциях.

Активисты школы инициировали массу своих проектов и реализуют их исключительно собственными силами и средствами. По словам старосты Высшей народной школы Нины Увакиной, равнодушных и унылых людей в их коллективе нет.

— Мы все молодые! — говорит Нина Георгиевна, доставая из шкафа солидную стопку фотографий. — Смотрите, это мы выступаем в интернате для детей с интеллектуальными нарушениями «Прибайкальский талисман», вот рисуем с ребятишками в коррекционной школе, а здесь сажаем деревья в Кайской роще. А на этом снимке мы в гостях у своих подшефных в детском доме № 2. В настоящее время вместе с городским cоветом ветеранов мы реализуем проект «Передвижная Высшая народная школа», предполагающий проведение лекций, концертов, мастер-классов в интернатах для инвалидов и престарелых.

Во время летних каникул восемь слушателей народной школы вместе с первокурсниками пединститута ездили на практику. На вузовской базе в Большом Голоустном студенты Высшей народной школы были у будущих социальных педагогов наставниками: учили их мастерить поделки, играть в шахматы, танцевать. Это пригодится ребятам, когда следующим летом они будут работать вожатыми.

— Многие из наших слушателей никогда раньше не рисовали и не писали стихи, а теперь выпускают собственные сборники и проводят персональные выставки, — продолжает Ольга Гордина. — Например, наш художник-самородок Ольга Давыденко раз в год, обычно в марте, проводит в пединституте выставку своих картин. Все в восторге. Впервые она взяла в руки кисть в 63 года!

Двадцать шесть слушателей народной школы пять лет назад ездили в Скандинавские страны (Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия), но уже не перенимать опыт, а делиться своим.

— Я впервые в жизни путешествовала на 17-этажном пароме! — с восторгом вспоминает Нина Григорьевна. — Когда собирались в поездку, взяли с собой цыганские костюмы, хотели там не только рассказать, что у нас и как происходит, но и показать свои таланты. А куда ни придем, помещения везде маленькие, развернуться негде. Поехали на пароме обратно и во время дискотеки надели свои костюмы и вышли с цыганочкой. Такие аплодисменты сорвали!

Стать счастливыми 

Ольга Гордина и ее муж Александр — усольчане. Переехали в Иркутск в 2006 году. Оба преподают в Педагогическом институте ИГУ на кафедре социальной педагогики и психологии. Проект «Высшая народная школа» — их общее детище. Своим энтузиазмом они смогли увлечь и преподавателей, и студентов родного вуза.

Изначально проект Высшей народной школы задумывался как волонтерский, предполагающий безвозмездный труд преподавателей. Какова же мотивация у тех, кто его реализует?

— Все педагоги нашей школы, все лекторы, которых мы приглашаем, а это, как правило, известные ученые, искусствоведы, писатели, работают на добровольных началах и деньги за свой труд не получают, — замечает Ольга Васильевна. —  Каждого из них мы приглашаем прийти в народную школу 1-2 раза в год и прочесть свою любимую лекцию. Отказа не было ни разу. Общение с нашей аудиторией преподавателям доставляет удовольствие.  Костюмы для постановок, материал для работы, издание альманахов и многое другое слушатели оплачивают из собственных средств. Такой общинный способ организации жизни известен с древних времен. Никакого ноу-хау. А то, что деньги для россиян стали не средством, а самоцелью — это миф. Наша школа — лучшее тому доказательство.

По мнению участников проекта, деньги — это средство, которое каждый использует по-своему, а цель — стать счастливыми. Для четы Гординых счастьем является возможность реализовать себя и помочь в этом другим.

Рядом с кабинетом в ресурсном центре, где мы разговариваем, идет занятие одного из клубов Высшей народной школы «Я люблю рисовать». Ведет его психолог и будущий социальный педагог Надежда Кириллова. На вопрос, как она стала преподавателем школы долголетия, Надежда ответила: «Я учусь в магистратуре. В основном специализируюсь на детской арт-терапии. Мне было интересно, насколько эта методика эффективна на занятиях с пожилыми людьми».

Сегодня учащиеся осваивали технику рисования мастихином — специальным инструментом для работы с маслом или акрилом. На листах бумаги у любителей рисования появляются букеты роз, нарциссов, хризантем.

Как призналась Надежда Кириллова, народная школа для нее самой стала определенного рода терапией. Она помогла ей избавиться от превратного представления о пожилых людях.

— В нашем обществе можно услышать, что старость неизбежно связана с болезнями, бедностью и одиночеством, — сказала Надежда. — На занятиях Высшей народной школы я увидела интересных, энергичных, полных оптимизма людей. Их пример достоин подражания.

Фото из архива Ольги Гординой

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио