Иркутск — третий камнерезный центр в России после Петербурга и Екатеринбурга

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #4 (1040) от 4 февраля 2022

Пути развития камнерезной и ювелирной культуры в Байкальском регионе обсудили в рамках круглого стола, который состоялся на прошлой неделе в Музее-усадьбе  имени В. П. Сукачева. У встречи было два повода — Международный день ювелира (он отмечается 31 января), а также предстоящая подготовка в Иркутске к пятому конкурсу камнерезного и ювелирного искусства «Серебряный Бабр».

За шесть лет своего существования «Серебряный Бабр» поменял свой статус с регионального на международный и вошел в календарь лучших камнерезных и ювелирных фестивалей мира, заняв в нем тринадцатое место.

— Даже мы не ожидали такого ажиотажа, — рассказывает Александр Белобородов, руководитель музейной и выставочной деятельности Союза камнерезов-ювелиров Байкальского региона и один из организаторов «Серебряного Бабра». — Если в первый год среди конкурсантов было всего 16 мастеров, то в 2021 году — уже 89! Потрясает сама география участников: Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Красноярск, республики Тыва и Бурятия, Канада, Франция, Монголия и даже Мадагаскар! Разумеется, теперь нам надо удержать заданную планку.

Чтобы понять, какого уровня мастера приезжают на фестиваль, достаточно упомянуть, что работы многих находятся в частных коллекциях по всему свету и знаменитых музеях, включая Эрмитаж. Состав жюри тоже впечатляет — это сотрудники Эрмитажа и Оружейной палаты, эксперты из Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска и Японии.

В рамках «Серебряного Бабра» регулярно происходят нововведения, появляются новые номинации, в том числе и те, которые не имеют аналогов в мире. Например, в прошлом году был учрежден «Бронзовый Бабр» — для скульпторов, которые работают в бронзе. А благодаря питерскому художнику Александру Ширяеву и компании «Байкалкварцсамоцветы» появился новый мастер-класс по камнерезному направлению.

— Я впервые принимала участие в этом мероприятии, — поделилась впечатлениями Оксана Власова, руководитель отдела продаж ОАО «Байкалкварцсамоцветы», — и была поражена тем, насколько достойно представлены Иркутск и наши мастера. Можно смело сказать, что наша школа ничем не уступает питерской или екатеринбургской. Иркутску необходимо продолжать растить своих мастеров, создавать преемственность поколений, давать молодым возможность учиться у мэтров. Замечательно, что «Серебряный Бабр» дарит такую возможность: общаться, обмениваться опытом, получать объективную оценку свой работы, посещать мастер-классы.

— Значение фестиваля-конкурса для Иркутска и области трудно переоценить, — добавляет Лариса Берначук, заместитель директора Иркутского областного художественного колледжа имени И. Л. Копылова. — Без проблем, конечно, не обходится. Так, в регионе, например, не хватает детских художественных школ, но в целом художественное образование в Иркутске очень востребовано. В прошлом году в наш колледж подали заявления 255 абитуриентов, причем на бюджетные места поступали выпускники школ с золотыми медалями. И такие люди — тоже наше богатство!

Для юных камнерезов на конкурсе, кстати, создано отдельное направление — «Малый Бабр». Студенты художественных учебных заведений соревнуются в многочисленных номинациях: скульптура малых форм, ювелирное искусство и эскизы ювелирных произведений.

— Иркутск сегодня один из трех камнерезных центров России после Петербурга и Екатеринбурга, — отмечает Валерий Крюков, председатель правления Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона. — В нашем регионе работает около 50 мастеров, около десятка из них имеют очень высокую квалификацию и известность за пределами региона. Камнерезное искусство имеет для нас особое значение, и нужно стимулировать дальнейшее его развитие в Иркутской области.

В 2021 году «Серебряный Бабр» был проведен при поддержке Губернского собрания общественности, Фонда президентских грантов. Свой вклад в развитие «Серебряного Бабра» вносят власти областного центра: в течение двух последних лет «Серебряный Бабр» получал субсидию от комитета по культуре и социальной политике администрации Иркутска.

— Если обращаться к истории Глазковского некрополя, — считает Антон Чернышов, начальник управления культуры администрации города Иркутска, — то можно сделать вывод, что здесь уже семь тысяч лет назад, образно говоря, был центр камнерезного искусства. Люди делали не только ножи, чтобы добывать пищу, высекать огонь, а уже тогда они создавали и украшения! В наши дни «Серебряный Бабр» проводится при поддержке администрации города Иркутска, и мне очень хочется, чтобы мы продолжали и развивали наше взаимодействие. В частности, 2022 год объявлен в Иркутске Годом Ангары. Сейчас мы формируем план мероприятий и надеемся интегрировать фестиваль «Серебряный Бабр» в эту программу.

Организаторы фестиваля отметили — в 2022 году на полученные от грантов и субсидий средства они планируют увеличить количество выставочных стендов с демонстрационным оборудованием, которое специально разработали для камнерезных и ювелирных работ. Опытные образцы витрин, когда для каждого камня выставляются свои фокусные расстояния и точки освещения, уже продемонстрировали свою эффективность в 2021 году.

Следующий, пятый по счету, конкурс «Серебряный Бабр» состоится в сентябре текущего года. Традиционно он пройдет в Сибэкспоцентре. Организаторы обещают, что в его рамках будет много нововведений и сюрпризов как для иркутян и гостей города, так и для самих мастеров.

Марина Александрова

 Фото автора

«Последний поцелуй» — из ранних работ Александра Корнилова, одного из основателей школы камнерезного искусства в Санкт-Петербурге. Другое название скульптуры — «Клеопатра». Знаменитая египетская царица изображена за мгновение до смерти от ядовитого «поцелуя» змеи. Вырезанная из мориона, декорированная бирюзой и габбро, колоссальная по трудоемкости композиция стала если не вершиной, то высочайшим образцом камнерезного искусства

Автор этого кубика — Сергей Шиманский, один из лучших камнерезов мира (Санкт-Петербург). Кубик называется «Времена года». Чтобы его рассмотреть, надо несколько часов крутить в руках и наблюдать, как отсвечивают и переливаются грани. Только так можно понять всю его красоту. Сам художник трудился над созданием своего шедевра 12 лет!

Еще одна работа из экспозиции Музея-усадьбы имени  В. П. Сукачева — «Особая кладовая» принадлежит иркутскому мастеру Павлу Даниловцеву и называется Nova Vita. Сделана шишка из окаменелого дерева, и так умело, что некоторые посетители даже не могут отличить, настоящее это или вырезанное из камня!

Работа иркутянки Натальи Бакут — «Сновидение». Выполнена из раухтопаза, цитрина, серебра и стоит весьма недешево. Впрочем, как говорят сами мастера, цена любой работы зависит не столько от материалов, из которых она сделана, сколько от впечатления, которое она производит. Композицию из камня оценивают по результату — «живая» работа или нет

Перед началом дискуссии участники круглого стола приняли в ряды ассоциации «Творческий союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона» новых членов. Удостоверения молодым художникам вручала лично учредитель ассоциации Наталья Бакут

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио