Инструмент-загадка: о судьбе уникального пирамидального фортепиано, принадлежавшего семье декабриста

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #9 (947) от 4 марта 2020

Первое, на что обращает внимание каждый гость, входя в будуар Марии Волконской, — это странный клавишный инструмент у стены. Даже не всякий музыковед с ходу назовет его разновидность. И это неудивительно, ведь их во всем мире насчитывается не более десяти. Редкое пирамидальное фортепиано конца XVIII века, привезенное сюда учителем-флорентийцем, — герой нашей рубрики, посвященной 50-летию Иркутского музея декабристов.

Музыкальный «эмигрант»

Фортепиано пирамидальной формы было изобретено в 1745 году мастером Хр. Э. Фредерици. История его оказалась недолгой: в 1825 году выпуск таких инструментов прекратили, на смену им пришли компактные пианино-столики. В различных музейных документах начала XX века экспонат по ошибке именовали то клавесином, то клавикордами, а в начале 1979-х годов музыковед И.Ю. Харкеевич по внешнему виду инструмента даже предположил, что это клавицитерий. Но это неверно.

Есть одно существенное различие в извлечении звука: в клавесине и клавицитерии он возникает при зацеплении струны специальным язычком (плектром), в клавикордах — при ударе снизу по струне металлической стоечкой (тангентом). Фортепиано же, как известно, имеет молоточковый механизм.

Как же этот редкий инструмент попал в Иркутск? Княгиня Мария Волконская, слывшая отличной пианисткой и обладавшая прекрасным голосом, не могла лишить своих детей достойного музыкального образования даже в ссылке. Поэтому в Сибирь был приглашен учитель музыки. Флорентиец Иосиф (Джузеппе) Борзатти поселился в одном из флигелей усадьбы Волконских. И, судя по всему, в Сибирь он прибыл со своим инструментом — компактным фортепиано пирамидальной формы, который Волконские позднее выкупили у него.

Один из первых в коллекции 

В дальнейшей судьбе фортепиано есть немало белых пятен. Принято считать, что в 1856 году, когда Волконские покинули Иркутск и вернулись в Москву, уникальный инструмент остался в усадьбе.

— Первое время дом сдавался в наем вместе со всей мебелью. Позднее часть интерьера была распродана, часть передана на хранение жителям Иркутска. По легенде, инструмент попал в руки известной ленинградской художницы-графика Евгении Константиновны Эвенбах во время ее пребывания в Иркутске, — объясняет Надежда Мусабирова, заместитель директора по научной работе Иркутского музея декабристов.

В столице Восточной Сибири Эвенбах прожила совсем недолго. Художница приехала сюда летом 1914 года к отцу, который в то время служил на железной дороге. Девушка поработала в одной из канцелярий, затем прошла курсы сестер милосердия и поступила в военный госпиталь Иркутска. А через несколько месяцев вернулась в Петербург.

Как пирамидальное фортепиано могло попасть к Эвенбах, неизвестно. Редкий инструмент однозначно был не по карману художнице, ведь у нее не хватало денег даже на обратную дорогу. Отец, не разделявший тягу дочери к искусству, отказал в финансовой помощи, вернуться в столицу Евгении помогли друзья.

Так или иначе, пирамидальное фортепиано было сохранено в семье Эвенбах и, судя по газетным вырезкам, в 1925 году его передали в дар Иркутскому краеведческому музею. В конце того же года реликвия впервые экспонировалась на выставке, посвященной 100-летию со дня восстания на Сенатской площади. С этой выставки, собственно, и началось формирование будущей коллекции Иркутского музея декабристов.

Фортепиано с сюрпризом 

В 1990 году пирамидальное фортепиано отправили самолетом в Санкт-Петербург на капитальную реставрацию. После беглого осмотра специалисты предположили, что «пирамида» сделана во Франции на рубеже XVIII–XIX веков, но затем уточнили: инструмент родом из Германии или Австрии, датируется 1780–1810 гг.

Дальнейшие исследования позволили выявить и другие особенности инструмента. К удивлению реставраторов, молоточки фортепиано оказались оклеены твердой кожей (замшей). Именно это дает звенящий, «проволочный» звук, напоминающий клавесин.

«Правая (громкая) педаль подобна современной правой педали и продлевает звучание. Средняя (тихая) педаль сдвигает клавиатуру немного вправо, как у современных роялей. Левая педаль (модератор) позволяет еще более уменьшить громкость звука и смягчить его тембр», — писал об инструменте бывший директор Иркутского музея декабристов, кандидат искусствоведения Евгений Ячменев.

Во время реставрации внутри инструмента нашли сюрприз — детский деревянный кубик, оклеенный картинками (возможно, по мотивам сказок Шарля Перро). Скорее всего, игрушка принадлежала Сереже Молчанову, сыну Елены (Нелли) Волконской. Кубик пролежал внутри инструмента почти полтора века.

При вскрытии задней панели инструмента была обнаружена нечеткая надпись карандашом на немецком языке Martin Seuffert — должно быть, подпись мастера.

«Возможно, сохранившееся в семье декабриста пирамидальное фортепиано — один из первых клавишных инструментов Иркутска рубежа XVIII–XIX вв., о которых писал известный сибирский писатель и мемуарист И.Т. Калашников. В этом случае историческая и культурная ценность пирамидального фортепиано Волконских для Восточной Сибири увеличивается вдвое», — отмечал Ячменев.

За 11 лет реставрации петербургским мастерам удалось не только восстановить экстерьер старинного инструмента, но и воссоздать утраченную крышку-клапан клавиатуры. На основании уникальных расчетов была полностью восстановлена механика фортепиано, и сегодня оно находится в рабочем состоянии. В скором времени сотрудники Музея декабристов планируют запустить музыкальную экскурсию, чтобы все гости могли оценить звучание исключительного инструмента.

Фото Валентина Карпова

Справка

Родственником пирамидального фортепиано считается «жирафовое»: оно также отличается необычной вытянутой формой, но более асимметрично. Подобного инструмента нет ни в Государственном музее музыкальной культуры им. Глинки, ни в Музее музыки Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио