Имам Фарид Мингалеев — о правилах жизни мусульман, терпимости и чудесах пятничной молитвы 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (863) от 28 июня 2018

О том, как много мусульман живет в Иркутске, можно понять, если прийти к мечети на Карла Либкнехта во время религиозных праздников. Чтобы дать возможность всем желающим помолиться, здесь приходится на несколько часов перекрывать движение транспорта. И, пожалуй, именно в мечети можно встретить самую многонациональную паству — татары, башкиры, чеченцы, кавказцы и русские. Верующие приходят не только затем, чтобы выполнить намаз, но и на проповеди, за советом и за обрядом. Больше двадцати лет им помогает в этом имам Фарид Мингалеев.

Судьбоносная прогулка 

Несмотря на чистокровную татарскую родословную, Фарид Мирзагитович — коренной сибиряк. Он родился и вырос в поселке Касьяновка Черемховского района в многодетной семье — был девятым, младшим ребенком. Но если для него Сибирь стала родиной, то для его родителей и дедов — местом ссылки. В наши края их отправили из Башкирии в начале 30-х годов прошлого века. В итоге семья обосновалась в Иркутской области и даже после реабилитации не воспользовалась возможностью вернуться на родную землю.

В школе Фарид учился очень хорошо. Любимый предмет — английский язык, и это неудивительно, ведь в раннем детстве он уже овладел двумя языками: татарским, на котором говорили родители, и русским, необходимым для общения с окружающим миром. Кстати, эта способность к языкам определила и его дальнейшую судьбу. Он стал самостоятельно изучать арабский, потом на курсах в Татаро-башкирском культурном центре. Позже выяснилось, что в иркутскую мечеть требуется служитель, который разбирался бы в арабских письменах.

Но сначала Фарид овладел специальностью горного инженера:

— Поселок, в котором я вырос, шахтерский. Мой отец трудился в этой профессии больше тридцати лет. Старший брат работал на экскаваторе по добыче угля. Можно сказать, что я пошел по его стопам, когда выбрал профессию горного инженера, тем более что такие специалисты среди местного населения пользовались особым уважением.

После окончания Иркутского политехнического института Фарид Мингалеев по распределению был направлен в научно-исследовательский институт редких металлов (Иргиредмет). Позже он работал преподавателем геолого-разведочного техникума и сотрудником проектно-конструкторского бюро Востсибугля. На тот момент он вел обычную жизнь атеиста, характерную для советских людей.

—Даже не знал, что в Иркутске есть мусульманская мечеть. Но вот однажды в выходной день, прогуливаясь по улице Карла Либкнехта, я ее увидел, и мне стало интересно посмотреть, что там внутри, — вспоминает священнослужитель. — Я вошел и увидел просторный зал, застеленный ковром, белые стены. Зона, где молятся женщины, отделена от мужской половины занавеской. В это время из кабинета, где располагалась администрация мечети, вышел человек, посмотрел на меня и спросил: «Ты какой национальности?». Я ответил: «Татарин». И он сообщил: «Нам нужен мулла, который будет служить в мечети и читать молитвы». Я тогда не придал значения его словам, но оказалось, они были сказаны не зря.

В тот день Фарид остался на вечернюю молитву, затем ему продемонстрировали обряд омовения, и на этом первое знакомство с иркутскими мусульманами закончилось. Но только на время, потому что в Татаро-башкирском центре, где он нарабатывал знания арабского языка, ему все-таки настоятельно посоветовали посещать мечеть по пятницам — в священный день для мусульман.

Во время одной из таких молитв он узнал, что действующий на тот момент имам находится в весьма преклонном возрасте и по состоянию здоровья не всегда может вести службы. Так, будущий имам иркутской соборной мечети стал добровольным помощником служителей Аллаха. Вскоре его направили в Казань на обучение в медресе «Мухаммадия» — учебное заведение, где готовят служителей культа. По возвращении в Иркутск он стал сначала помощником имама, а через полгода возглавил мечеть областного центра.

Жертвоприношение как милосердие 

Человек, далекий от веры, вряд ли позавидует жизни мусульман: пять молитв ежедневно, которые совершаются в разное время суток, и даже ночью, очень строгий пост в священный месяц Рамадан, полный отказ от любого алкоголя на протяжении всей жизни. А поводов для праздника всего два — Ураза-байрам и Курбан-байрам. Но истинно верующие прихожане мечети уверены, что соблюдение всех правил обеспечит им очищение от грехов и пребывание в раю после смерти.

Первый праздник — Ураза-байрам — мусульмане уже отметили в конце прошлой недели.

— Этот праздник означает окончание строгого поста, обязательного для всех мусульман, — рассказывает имам. — В течение месяца, когда продолжается пост, нельзя пить и есть в светлое время суток. Это позволительно только после захода солнца. Кроме того, во время поста запрещается сквернословить, обманывать, злиться. Все это считается грехом. Выдержать это довольно сложно, но истинно верующие люди встречают окончание поста с грустью. Ведь считается, что именно во время Рамадана человек максимально очищается от грехов, а ждать следующего священного месяца придется целый год.

Но тем не менее Ураза-байрам, как и любой праздник, приносит радость. После утренней молитвы мусульмане садятся за столы со своей семьей, приглашают гостей или сами отправляются в гости. Праздничное меню может быть самое разное в зависимости от национальных предпочтений, а требование к блюдам только одно — должна быть халяльная пища. Если это мясо (мусульмане не едят свинину), то животное должно быть забито правильно — кровь выпускается с молитвой.

Второй праздник — Курбан-байрам — будет отмечаться осенью. В этот день совершается жертвоприношение, и этот ритуал мусульмане считают милосердием. Звучит, конечно, странно, если учесть, что все сопровождается массовым забоем баранов, но, если послушать разъяснения моего собеседника, логика в таком подходе есть.

— Жертвоприношение совершается в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать богобоязнь, поклонение всевышнему, — поясняет Фарид Мингалеев. — Но есть и еще одна цель, не связанная с обрядом, — это действие направлено на то, чтобы накормить нуждающихся, одарить их милостью. Поэтому и считается, что это день милосердия. Каждый верующий делит мясо барана на три части — одну часть оставляет своей семье, вторую раздает нуждающимся, а из третьей готовит блюда на праздничный стол и угощает гостей. Кстати, милосердие по отношению к бедным присутствует и во время Рамадана. Но во время священного поста милостыня подается деньгами, а во время Курбан-байрама мясом.

Остальные праздники мусульмане отмечают по желанию, но, по словам имама, истинно верующие люди стараются избегать языческих обычаев, например, не наряжают елку в Новый год. И, кстати, летоисчисление у них идет по своему календарю — в этом году они будут встречать 1400 год.

— У нас нет праздников с шумными застольями и хороводами. Это запрещено верой. Праздники мы отмечаем молитвами. Особенно важна она в пятницу. Считается, что просьбы, произнесенные в этот день, будут услышаны всевышним и исполнены, — рассказывает Фарид Мингалеев.

Можно по-разному относиться к этому убеждению, но в иркутской мусульманской общине после пятничных молитв действительно случались чудеса. Например, в прошлом году в иркутскую больницу доставили четырнадцатилетнего парнишку из Братска. Он получил сильнейший удар током, находясь на крыше вагона железнодорожного состава. Врачи сказали родителям, что надежды выжить у пострадавшего почти нет. Но отец мальчика ходил на молитвы в мечеть, и вся община просила помощи у всевышнего. И чудо произошло — мальчик выздоровел.

Никогда не говори «талак» 

К своей личной жизни мусульмане относятся очень серьезно. Например, в верующих семьях супругов для своих детей выбирают родители.

— Если это первый брак, родители сами стараются выбрать для своего сына невесту или жениха для дочери. Причем молодожены могут быть не знакомы до самой свадьбы. Например, мои старшие сестры вышли замуж за парней из Башкирии, при этом родители нашли им женихов, находясь в Иркутске. В прежние времена молодожены не могли ослушаться родителей. В современных семьях, конечно, появились послабления — нужно получить согласие на брак и у невесты с женихом, а родители просто выступают в роли мудрых советчиков, — поясняет Фарид.

Правда, и против воли родителей служители религиозного культа, которые проводят обряд бракосочетания, стараются не идти.

— Этот обряд проводится в мечети, либо служитель выезжает к новобрачным на дом. Бывает, что ко мне приходят пары без сопровождения родителей или гостей. Тогда я прошу предъявить свидетельство о браке из загса, чтобы удостовериться в серьезности намерения у жениха, — объясняет священнослужитель. — А то ведь разные могут возникнуть ситуации. Вскружит девушке голову, обманет, бросит, а она потом будет страдать всю жизнь. Но по большому счету для мусульман гораздо важнее зарегистрировать свой брак в мечети, а не в государственных органах.

Наверное, многие слышали, что в мусульманских семьях роль главы безоговорочно отводится мужчинам. А еще сочувствовали женщинам, которым вне зависимости от их желаний запрещено работать, а ходить по улицам можно только с закрытым лицом. Но Фарид рассказывает, что это не является требованием веры, а скорее национальной традицией.

— В татарских семьях такого отношения к женщинам нет. Они не ущемлены в своих правах, — подчеркивает он. — Но в некоторых мусульманских странах это традиция. Однако определенный дресс-код при посещении мечети обязателен для всех — одежда свободного кроя, которая обязательно должна скрывать плечи и колени, а также покрытая голова. И еще одна особенность — мужчины и женщины в мечети молятся отдельно. Женщины располагаются позади мужчин.

А вот секрет семейного счастья вряд ли зависит от национальности и вероисповедания. Вот как видит его имам Фарид:

— На мой взгляд, счастливая семья — это люди одной веры. Кроме того, мужчина должен обеспечивать свою жену и проявлять к ней снисхождение. Жена, в свою очередь, должна создавать домашний уют, атмосферу гармонии и покоя. Очень важно не пытаться изменить человека, с которым живешь. Нужно любить и принимать его таким, каков он есть.

Соблюдать правила семейного счастья удается не всем. Разводы в мусульманских семьях тоже случаются. Причем остаться без семьи довольно просто. Если муж произнесет три раза слово «талак» (по-русски это значит развод) или скажет — «талак три раза», брак считается расторгнутым. Нередко это случается во время домашних ссор, на эмоциях, но восстановить семейный союз самостоятельно уже не получится — придется обращаться в мечеть.

К имаму принято приходить и по радостным поводам, например, когда в семье рождается малыш и нужно дать ему имя:

— Имена чаще всего выбирают сами родители. Например, если ребенок родился в месяц священного поста, его могут назвать Рамазан, а если в месяц, когда отмечается Курбан-байрам, то имя может быть Курбан. Нарекают детей и в честь главного дня недели — пятницы. Тогда ребенка будут звать Джума. Во время обряда мулла шепчет имя новорожденному на ушко.

Давайте жить дружно 

О недовольствах иркутских водителей, которые вынуждены совершать объезд во время молитвы мусульман на Ураза-байрам, когда перекрывают улицу Карла Либкнехта, Фарид Мингалеев, разумеется, слышал и высказал свое мнение по этому поводу:

— Конечно, мы бы не хотели доставлять неудобств иркутянам, поэтому стараемся проводить праздничный намаз как можно раньше. Но многие наши прихожане могут добраться до мечети только на общественном транспорте. С учетом этого мы назначаем молитву на семь часов утра. Просим горожан отнестись к ситуации с пониманием — праздников у нас всего два в году. Давайте будем терпимее друг к другу.

Как реализовать на практике дружественный подход к людям других национальностей и вероисповеданий, он знает:

— Я тепло общаюсь с представителями всех конфессий, которые есть в Иркутске. Мы часто встречаемся на официальных мероприятиях, обсуждаем общие проблемы на круглых столах, а иногда встречаемся и в неформальной обстановке. Например, на днях приглашу моих коллег отметить прошедший Ураза-байрам. Мы никогда не касаемся темы религии и не пытаемся отстаивать свою точку зрения в этом вопросе. Я рад, что мы находим возможность общаться на дружеской волне.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио