Город будущего: два сценария развития 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #45 (885) от 28 ноября 2018

Третий год в Иркутске не утихают разговоры о строительстве концертного зала, инициатором которого в свое время выступил музыкант Денис Мацуев. Первоначально предполагалось, что концертная площадка на 1200 мест расположится на набережной Ангары, в районе бывшей ТЭЦ-2. По ряду причин, в том числе из-за позиции собственника участка, от этой идеи пришлось отказаться. Горожане уже начали сомневаться, что им доведется когда-нибудь послушать музыку в идеальных акустических условиях…

Однако потенциальный инвестор не отказался от участия в реализации столь значимого объекта, и комитет по градостроительной политики организовал два открытых конкурса: на лучшее эскизное предложение по определению места размещения универсального концертного зала на 1200 мест в Иркутске и на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию застройки территории в границах улиц Цесовская набережная, Сурикова, Ленина, Степана Разина в г. Иркутске. Таким образом, исходный проект был разделен на два отдельных.

Музыка над Ангарой 

Поскольку речь идет, прежде всего, о концертном зале классической симфонической музыки, такой объект было решено построить в историческом центре города или в непосредственной близости от него. По условиям конкурса, место должно быть обеспечено удобными транспортными и пешеходными связями, включено в единую сеть общественных пространств и гармонично вписываться в ткань города.

Показательно, что половина участников конкурса (трое из шестерых) выбрали для проектирования острова: восточную часть Конного (напротив «КомсоМолла»), Малый Конный и место въезда на Юность (перед детской железной дорогой).

— Город отвернут от реки. Нужно повернуть его к Ангаре и рассматривать концертный зал как часть рекреационной территории. Река — ценнейший объект, недаром три команды архитекторов предложили размещение на островах. Сейчас из 100 га островной площади используется лишь 20, территории нужны 2—3 якорных объекта. Таким может стать концертный зал, — заметил представитель инвестора.

Кроме этого, градостроительная школа в 2017 году разработала концепцию развития островов, которая прошла депутатские слушания. Данный документ предусматривал и строительство некоего объекта для массового посещения горожан.

Среди работ, представленных на конкурс, были предложения по строительству концертного зала на основных транспортных артериях: на улице Коммунистической (на съезде с Академического моста) и на пересечении Байкальской, Пискунова, 4-й Советской и Лебедева-Кумача.

— Каждая работа заслуживает внимания. При этом необходимо рассматривать проекты и с точки зрения их реализуемости. Наша задача — найти решение, которое можно будет осуществить в ближайшие несколько лет, не отодвигая строительство на неопределенный срок, — отметил главный архитектор Сергей Александров.

Согласно положению о конкурсе, победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам голосования жюри. Таковым стал проект Бадулы О.Б., Бадулы О.Ф. и Щербиной А.О., предполагающий строительство концертного зала в восточной части Конного недалеко от ТРК «КомсоМолл». Важно отметить, что проект не противоречит другим планам развития острова территории: в документе заложено создание зоогалереи, большая парковая зона, автостоянка для комфортного подъезда к объекту культуры.

Следует сказать, что работа, занявшая второе место (авторский коллектив Третьяков Е.А., Григорьев Н.А., Третьяков П.Е.), незначительно уступила победителю. Также был отмечен проект Чупарина Е.Н., предполагающий возведение концертного зала на улице Коммунистической.

На основании результатов будут подготовлены рекомендации по внесению изменений в градостроительную документацию города.

Творческая набережная 

Несмотря на то, что от идеи возведения концертного зала на Цесовской Набережной уже отказались, эта территория все равно получит новое звучание. Какое именно — решили участники конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию застройки в границах улиц Цесовской Набережной, Сурикова, Ленина и Степана Разина.

Техническое задание конкурса было прописано детально: необходимо предусмотреть детский сад и жилую застройку, учесть проекты, по которым выданы разрешения на строительство, найти дальнейшее функциональное использование территории. Особое внимание следовало уделить набережной, которая должна раскрыться городу и на отдельных участках стать пешеходной. Условия конкурса предполагали наличие в проекте велодорожек, причалов для речного транспорта и озеленение.

На конкурс было подано пять проектов, и во многом они оказались созвучны. Архитекторы предлагали разные интересные решения: воссоздать исторические кварталы и утраченные улицы Марата и Гершевича, организовать на подъезде к набережной новое транспортное кольцо, реконструировать ТЭЦ под культурно-досуговый центр, а саму трубу использовать как смотровую площадку, установить поющие фонтаны и открыть речную пристань в створе улицы Марата.

Наибольшее количество баллов получил проект Андрея Белопольского — как один из самых реалистичных и выполнимых. Автор предлагает несколько ключевых решений: исключить сквозной проезд транспорта вдоль береговой линии, мягко соединить два уровня набережной за счет откосов, террас и амфитеатров, ориентированных на воду, организовать творческое пространство.

— Такое слияние решает несколько задач: способствует привлечению людей на нижний уровень, создает изящный силуэт набережной, открывает нижний уровень для солнечных лучей. Стилистика, формообразование новой набережной принимались в противовес «классической», брутальной, строгой соседней Нижней Набережной. Наша команда постаралась задать более живой, естественный характер природной зоны, — объяснил архитектор.

Улицу Марата решено «пробить» до набережной и сделать ее главным порталом для пешеходов со стороны центра города. В жилой зоне предполагается создание стилобата — открытого общественного пространства, воссоздание памятника XIX века «Бани Курбатова и Русанова».

На Сурикова должен появиться культурно-образовательный детский центр с различными кружками.

— Это нецелесообразно ввиду ряда условий: санитарные разрывы, дефицит территории, близость к новой застройке. Здание поликлиники № 11 проектом сохраняется, однако требует значительного капитального ремонта и благоустройства территории, — считает Андрей Белопольский.

Бывший «Дрожжевой завод Якова Перцеля» предполагается реконструировать и устроить в нем фабрику творчества — городской кластер для любых форматов креативного предпринимательства. Подобные примеры трансформации старых заводов в новые арт-пространства существуют во многих городах России: «Красный Октябрь» и «Флакон» в Москве, лофт-проект «Этажи» в Петербурге, «Каменка» в Красноярске, Центр современной культуры «Хлебозавод» во Владивостоке, «Доренберг» в Иркутске.

— Для полноценного использования двора фабрики предусмотрен стеклянный купол, — добавляют авторы проекта. — На наш взгляд, индустриальные объекты (чаеразвесочная фабрика и ТЭЦ-2) имеют богатую историю и не могут исчезнуть бесследно, поэтому предлагается возвести над ними двухэтажный объект, стилизованный в духе эпохи индустриализации. Новый квартал должен подчеркнуть исторический дух города и в то же время призван стать современной, отражающей действительность частью Иркутска.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио