Генерал авиации Александр Барсуков — о сложностях выбора, строгих учителях и неслучайных случайностях 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #8 (848) от 28 февраля 2018

 За плечами у коренного иркутянина генерал-майора авиации Александра Барсукова большой опыт служения Отечеству. После окончания школы он пришел учиться в Иркутское военное авиационное техническое училище. Затем была служба в авиагарнизоне, обучение в Москве и возвращение на работу в Иркутск. Преподавательская деятельность, руководство ИВВАИУ. Сегодня Александр Григорьевич продолжает работать с молодежью в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации. Много времени уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения.//

Для Александра Барсукова общение с молодежью — дело привычное. Диалог с учащимися он ведет легко, с юмором, мнение свое не навязывает, в любой, казалось бы, самой обычной теме находит неожиданный ракурс. Во время встречи, организованной активистами иркутского городского школьного парламента, генерал авиации должен был помочь ребятам разобраться с темой «Как достичь поставленной цели?». Для наглядности ветеран военной службы воспользовался примерами из собственной жизни.

О правилах и приоритетах 

— Я жил на рабочей окраине, учился в 8-й школе. Она и сегодня стоит на старом месте — в предместье Рабочем. И дороги от нее, по-прежнему, расходятся в две стороны: одна — налево, к тюрьме, а другая — направо, к стадиону. Я выбрал путь к стадиону, — так образно начал свой рассказ Александр Барсуков. — Конечно, я не ставил себе тогда цель стать генералом и всю жизнь посвятить авиации. Но цель, которую мы часто не осознаем, сама настигает нас, если мы совершаем правильные шаги по направлению к ней.

На стадионе «Динамо» в 50—60 годы кипела жизнь. Здесь проходили массовые соревнования самого разного уровня, проводили свои тренировки спортсмены, зимой работал каток.

— Большим счастьем было, катаясь с девочкой на коньках, держаться за руки и чувствовать через варежку тепло ее ладони, — говорит генерал. — От этого ощущения внутри возникал трепет. Современным молодым людям с их свободными взглядами на взаимоотношения между девушками и юношами это может показаться смешным.

Тут же он вспомнил сцену из романа Куприна «Юнкера», где на балу в Институте благородных девиц герой влюбляется в одну из воспитанниц. Он окрылен своим чувством, но его избранница вдруг идет танцевать с другим, затем с третьим… Молодой человек в отчаянии, но в итоге оказывается, что по правилам института танцевать с одним и тем же партнером два танца подряд неприлично.

Примеры, которые приводит Александр Григорьевич, общаясь с аудиторией, касаются самых разных временных отрезков его жизни и самых разных тем. Но в итоге складывается картина мира, в котором есть свои непреложные правила и приоритеты, которым следует и сам генерал.

О проблеме выбора 

Как-то однажды старшеклассник Саша Барсуков посмотрел фильм «Коллеги», где три блестящих советских актера — Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев — играли молодых врачей. И в одночасье он решил стать хирургом. Но родители посчитали такое решение сына несерьезным.

— Мой выбор жизненного пути определился благодаря старшему брату, который поступил в военное училище. Родители считали, что я должен идти по его стопам. И я пошел, — поясняет Александр Григорьевич.

И оказалось, что выбор — не всегда проблема. Часто это просто движение в указанном направлении, следование некой предопределенности. Просто люди слишком акцентируются на моменте принятия решения, в то время как истинный интерес должно вызывать то, что этому выбору предшествовало.

— Каждый мальчишка моего поколения ощущал себя воином, — вспоминает Барсуков. — Мы выросли с автоматом в руках, сделанным из ствола подсолнуха. Мы ссорились из-за того, кому быть в нашей дворовой войне русскими, а кому фашистами. Каждый день мы видели людей, переживших войну, бившихся на фронтах за победу.

Получается, учеба в ИВАТУ стала лишь логическим завершением детства. Выходом на этап, где воображаемое превращается в реальность.

Об относительности сущего

Человек не всегда правильно оценивает происходящее. Истинное значение событий и поступков раскрывается со временем. Это еще один жизненный парадокс, ведущий человека к его цели.

— В школе, где я учился, были очень строгие учителя. Правда, это открылось гораздо позднее, когда со своей тройкой по математике я легко решал в училище задачи, которые были не под силу отличникам. Любите требовательных учителей, они помогут вам прийти к цели, — продолжает рассказ Александр Барсуков.

Успешно окончив ИВАТУ, молодой лейтенант решил продолжить учебу, но неожиданно получил направление в авиагарнизон села Бада Забайкальского края. Такая превратность судьбы совсем не отвечала ожиданиям, но на поверку оказалась необходимой ступенью к цели. В Баде Александр Георгиевич набрался жизненного опыта, открыл в себе талант организатора и управленца. А еще именно здесь, на маленькой станции между Читой и Улан-Удэ, он встретил свою супругу, с которой они вместе идут по жизни почти полвека.

Желание учиться реализовалось в свое время. Через три года службы в Баде Александр стал слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, которую окончил с отличием.

Открытый вопрос 

После академии ему хотелось вернуться на родину, в Иркутск, и учить курсантов такой важной в летном деле науке, как безопасность полетов. Все так и вышло, хоть и не сразу. По словам самого Александра Григорьевича, помогла череда случайных совпадений. Хотя случайностей, как известно, не бывает.

После двенадцати лет преподавательской работы, в 1991 году, он становится во главе училища. А через 21 день после назначения в Иркутск прибудет американский генерал Колин Пауэлл. Основным пунктом его программы станет посещение ИВВАИУ. Вот что писала об этом визите газета «Восточно-Сибирская правда»: «Генерал Пауэлл был искренне изумлен, когда услышал приветствия и доклады сибирских курсантов на чистейшем английском языке. Руководители училища продемонстрировали председателю комитета начальников штабов вооруженных сил США процесс обучения курсантов на современных самолетах. Новые боевые машины вызвали интерес не только у генерала, но и у сопровождавших его военных разведчиков».

Каких усилий стоила Александру Барсукову эта встреча, организованная на высшем уровне, знает только он один. Но главное — цель была достигнута.

О том, как ИВВАИУ пережило 90-е годы, Александр Григорьевич рассказывает скупо. Но уже одно то, что в столь сложный для России исторический период в училище был открыт факультет авиационного вооружения, начал действовать собственный диссертационный совет, а также открылся авиационный лицей, говорит о многом.

Сегодня генерал-майор авиации в отставке Александр Барсуков читает лекции студентам. Его опыт работы с молодежью пригодился при организации работы иркутского центра «Патриот».

Достигнута ли цель? Для генерала авиации, ветерана военной службы Александра Барсукова, человека с активной жизненной позицией, постоянно ищущего пути самореализации, этот вопрос остается открытым.

СПРАВКА

Генерал-майор авиации Александр Барсуков родился 9 июля 1947 года. В 1968 году окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. В 1975-м с отличием окончил Военно-воздушную академию в Москве. С 1979 года проходил службу в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище: работал преподавателем, начальником кафедры безопасности полетов, начальником факультета летательных аппаратов. С мая 1991-го принял должность начальника ИВВАИУ, возглавлял учебное заведение до 2000 года, а с 2008-го стал профессором кафедры летательных аппаратов и двигателей Иркутского филиала МГТУ ГА.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио