Ирина Олейник: «Творчество делает меня счастливой»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #4 (1040) от 4 февраля 2022

Бесспорной удачей фильма «Иркутские песни о главном» от Burkalo Production и «Кинокомпании Юрия Яшникова» стала роль продавщицы Гали в исполнении Ирины Олейник. На экране она ничуть не уступает в обаянии и артистизме даже таким профессионалам, как Тимур Тания и Жаргал Бадмацыренов.

Героиня Ирины Олейник, продавщица Галя из небольшого торгового павильона, на первый взгляд обычная женщина. И в то же время немного волшебница. Как сказала об Ирине режиссер фильма Оксана Цепилова: «Это актриса очень высокого класса, хотя и непрофессиональная. Она звезда, просто пока никто об этом не знает». Мы поговорили с Ириной Олейник об актерской импровизации, радости творчества и любимых местах Иркутска.

— Приглашение на съемки «Иркутских песен о главном» стало для вас неожиданностью?

— Не совсем. С Юрием Яшниковым и Жаргалом Бадмацыреновым мы знакомы еще с тех времен, когда они играли в команде КВН. Я 25 лет своей жизни посвятила КВН. Работала со школьниками, а они были студентами. А с кинокомпаниями Burkalo Production и Юрия Яшникова встретилась в 2018 году на съемках рекламного ролика для одной строительной компании. Участвовала и в музыкальном фильме «Верить и мечтать» про футболиста Андрея Ещенко. Снималась в подростковой драме «По совести». Так что нельзя сказать, что я новый человек для кинематографа. Вот Оксана Цепилова, с которой мы работали в рекламном ролике, и решила пригласить меня на роль Гали. По ее словам, решение это было окончательное и бесповоротное, больше никого даже пробовать не стали. Авторы сценария писали эту роль, зная меня и под меня.

— Получается, вы играли себя или все-таки где-то пришлось перевоплощаться?

— Я играла обычную взрослую женщину, обладающую практическим опытом и жизненной философией, которая прекрасно видит и знает выход из многих житейских ситуаций. Например, что парню, к которому на свидание не пришла девушка, водка никак не поможет. Галя видит, что ее начальник, владелец ларька Тимур, пытается как может оказывать знаки внимания молодой и взбалмошной Ручкиной, а та этого не замечает. Галя «считывает» многое в силу своего опыта. Когда мы обсуждали мою героиню, Юрий очень точно сказал: «Галя — фея, которая направляет других героев туда, куда им нужно идти». Поэтому я не могу сказать, что искала какое-то скрытое зерно или играла работницу торговли. Моя героиня — обычная добрая и практичная женщина, в голове у которой на протяжении фильма «трое голодных мужиков». Это мать, которая говорит: сынок, надень шапку; дочка, ты бы туда не ходила… Она дает ненавязчивые советы, не ломая жизнь другому человеку.

— Можно сказать, что роль вам далась легко и вы чувствовали себя в ней органично?

— На площадке было комфортно, никаких трудностей. Отдельные моменты если и нужно было отрепетировать заранее, то только потому, что съемки проходили на улице или планировалось много диалогов. Были сцены, которые надо было отыграть «вслепую», не видя, что делает партнер. Например, наш диалог с Ручкиной по телефону в самом начале фильма, когда Дед Мороз за моей спиной отыгрывает на меня. Не видя его, я должна была чувствовать и понимать, как себя вести. Такие моменты нуждались в репетициях. Все остальное происходило прямо на площадке. И это было радостное творчество… Кстати сказать, мы часто хохотали до слез.

— А у вас были импровизации?

— Да, например, сцена, где Ручкина уходит и говорит: «Помню-помню, тыква!» Возникает некая неловкость. И Тимур в реальном времени говорит: «Ушла!» А я ему: «Ты пакеты купи!» Затем он должен был просто уйти в подсобку. Но Тимур — абхаз до кончиков ногтей, темпераментный мужчина. Он не терпит, когда ему указывает женщина. И экспромтом отвечает: «Ты субординацию-то соблюдай! Чай будешь?» В одном из дублей он спросил: «Зеленый?» И я, чтобы оставить за собой последнее слово, ответила: «Черный». А Тимур тут же: «Слушай, Галя, ты как из тюрьмы вышла, только черный и пьешь». Выкрутился так, что все равно последняя реплика была его. И с таким гордым видом удалился. Все эти наши шутливые препирательства вызвали бурю смеха. Как ни крути, кавээновское прошлое сказывается, поэтому это было забавно и безобидно.

— Слышала, что была еще какая-то комичная ситуация, когда вы снимали сцену на Урицкого.

— Эту сцену, кстати, мы снимали с девяти часов вечера до двух ночи. Режиссеры долго не могли найти ту точку, с которой в кадр попали бы и скамейка, и прохожие, и свет бы правильно падал. Нужно было учесть массу нюансов. Когда мы в девять вечера туда пришли, было тихо, тепло и безветренно. Но пока устанавливали свет, поднялся ветер и посыпал колючий снег. Так что, когда мы заканчивали снимать, вся улица была белой. В какой-то момент одна из прогуливающихся женщин (мы ради съемок улицу не перекрывали) подошла к съемочной группе и сказала: «Та дама, которая стоит и скандалит с кем-то по телефону, вам не мешает? Может, попросить ее уйти?» А режиссеры ответили: «Вообще-то это главная героиня». Я с этими сумками, тортом, видимо, и правда вошла в образ! (Смеется.)

— Вы сказали, что во время съемок вообще было много шуток. Особенно фонтанировал Тимур Тания.

— Не только Тимур. Интересно было наблюдать за съемкой эпизода, когда «директор «Фармасинтеза» сидит на собеседовании, отбирая претендентов на должность. В этот момент ему звонит Галя и говорит: «Ты же отец, ты только послушай!» Мы снимали этот эпизод и песню в разные дни. И вот он слушает, серьезный такой, внутренне сопротивляясь тому, что какая-то Галя смеет ему что-то говорить о судьбе его дочери. Ведь он расписал все заранее, должность для нее в своей фирме выделил. По идее, в трубке должна была звучать прекрасная песня «На заре» в исполнении Юли Кошкиной. А на самом деле актер слушал… тишину. И тут, чтобы восполнить этот пробел, Баяр Барадиев, режиссер, ответственный за съемки, тихо затянул «На заре». Наблюдая за актером, который играл отца и руководителя «Фармасинтеза», мы понимали, что он с трудом удерживается от улыбки. Ведь в исполнении Баяра песня звучала, мягко говоря, не совсем прекрасно. И если б так пела его дочка, решение было бы однозначным: никакой Москвы, будешь работать со мной! Вот из таких комичных моментов и складывалась съемочная история нашей большой команды: костюмеров, гримеров, парикмахеров, визажистов, стилистов, операторов, осветителей, режиссеров, актеров. На площадке, как правило, работало около 40 человек.

— Вас такое количество людей вокруг не смущало?

— Когда погружаешься в работу, тебя уже ничто не отвлекает. С головой уходишь в образ. Первые дни, когда только со всеми знакомилась, чувствовала некоторое стеснение и неловкость. Но постепенно мы узнавали друг друга лучше. Мы же с девяти утра и до ночи находились вместе. Ели вместе, пили чай, общались, встречаясь утром, обнимались. Так что в конце съемок сроднились, стали одной семьей.

— А как продумывался ваш образ?

— Образ Гали был придуман сценаристом Оксаной Цепиловой и стилистом Александрой Буркало. Путем проб и ошибок. Попробовали один make-ap — ярковат. Приглушили — получилось то, что надо. Мою прическу немного видоизменили. По одежде — попробовали одно, другое, третье… Но, как это часто бывает, одежда из твоего гардероба подходит тебе или твоим коллегам лучше, чем заготовленные костюмы. Кофта, которую придумали для Ручкиной, ей не подошла. А я в тот день надела джемпер, чтобы не замерзнуть, и он идеально подошел моей напарнице (актриса Елена Хохоненко). Мне приготовили свитер — теплый, уютный, надели и поняли — не подходит. И тогда одна из девушек-стилистов предложила свой джемпер. Примерили — то, что нужно!

— Правда, что когда фильм вышел, вы проснулись знаменитой?

— Не сказала бы. Хотя мои друзья, близкие, ученики и их родители сказали много приятных слов по поводу фильма, были рады, что я в нем снялась. Так и говорили с гордостью: в этом фильме играет наша Ирина Алексеевна. В качестве новогоднего подарка «Иркутские песни» были разосланы по всей стране и за границу. А родители учеников писали мне: «Извините, Ирина Алексеевна, но мы сами посмотрели фильм уже раза три, а теперь его смотрят наши друзья в Нью-Йорке, Амстердаме, Тель-Авиве, Ванкувере, Ярославле, Москве, Питере». Было так приятно, что нашей работой захотелось поделиться. Фильм получился добрым, атмосферным, каким-то обволакивающим. Радостным, но с грустинкой. По-настоящему иркутским.

— Многие отмечают, что в фильме присутствуют шутки, понятные только иркутянам.

— Да, в нем есть юмор, понятный только иркутянам. К примеру, про два ледовых дворца рядом. Про иркутский майонез, которым мы гордимся. Кстати, с этой сценой связана одна история. Кто-то из режиссеров предложил: а если Галя настолько разозлится от того, что приезжая пара хочет купить красноярский майонез, что запустит в девушку газетой? И я, кинув газету, случайно попала актрисе Юлии Филатовой в глаз. Видела, как у нее глаза налились слезами — от неожиданности и боли. Но Юлия молодец, доиграла дубль. Я перед актрисой потом дважды извинилась. Павильон «У Тимура» у многих вызвал воспоминания и ассоциации. Зрители писали: надо же, мы с детства помним этот ларек! Нахлынули воспоминания юности. Там напротив еще было кафе «Банька». Мажоры собирались у «Баньки», а простой люд, студенты шли на набережную через этот павильончик. Теперь он называется «Премьер», и там продаются только фрукты-овощи. Этот ларек просто легенда.

— Что вы любите в Иркутске больше всего? Какие места, улицы?

— Люблю Иркутск вечером, когда он весь в огнях. Снежный или летний, зеленый. Наш город уникальный — исторические и современные здания не диссонируют друг с другом. У Иркутска есть своя аура. Я люблю исторический центр: сквер Кирова, набережные, острова Конный и Юность. Мне нравятся новые уютные скверики. Ламповый на Чудотворской. Раньше там был неприглядный пустырь. Я люблю бродить по Иркутску. Но в силу занятости чаще бегу. По жизни я человек стремительный, энергичный. Хочу все успеть.

— Планируете еще сниматься в кино?

— Для меня актерство — это хобби. Да и моя любимая работа тоже больше увлечение. Я режиссер небольшого театрального коллектива «Миг» на базе школы № 14. Ставлю спектакли, которые позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя на своей волне, использовать свои молодежные шутки. В этих постановках и сама играю вместе с учениками. Соглашаться на любые проекты не готова. После «Иркутских песен о главном» не имею права понижать планку. Но если поступит какое-то интересное, достойное предложение, конечно, соглашусь. Потому что кино — это творчество. А творчество делает меня счастливой.

Екатерина Санжиева

Фото из архива героини публикации

Это фото было сделано во время съемок фильма «Иркутские песни о главном». Снимается эпизод, где в павильон «У Тимура» заходит расстроенный молодой человек (его сыграл известный иркутский шоумен Денис Гук), на свидание с которым не пришла любимая девушка. И продавщица Галя (Ирина Олейник) не продала ему водку, уверенная в том, что алкоголь в его ситуации только навредит

Самые забавные импровизации на площадке у Ирины Олейник получались с Тимуром Тания, который снимался в сериалах «Однажды в России» и «Дружба народов», а в фильме «Иркутские песни о главном» сыграл владельца торгового павильона, ставшего главным местом действия. У Тимура отличное чувство юмора, и вся съемочная группа от души хохотала над его экспромтами

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

Новогодний музыкальный фильм «Иркутские песни о главном» 31 декабря выложили на YouTube и во всех популярных соцсетях, а вечером показали по телеканалу «АИСТ». Если вы его еще не посмотрели, обязательно сделайте это в выходные! Фильм есть в свободном доступе на YouTube. Кстати, к концу новогодних каникул создатели подсчитали примерное количество зрителей — получилось более полумиллиона человек.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио