Экспериментальные программы в школах и детских садах Иркутска

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #33 (922) от 28 августа 2019

Дошкольные и общеобразовательные учреждения Иркутска вступают в новый учебный год. Для всех педагогических коллективов он вновь будет насыщен ежедневным напряженным трудом. Творчество было и остается отличительной особенностью профессии преподавателя и необходимым условием успешной деятельности.

Накануне нового учебного года руководители нескольких иркутских школ и детских садов рассказали о тех инновационных проектах, которые начаты или будут продолжены в этом году. Экспериментальные программы, инновационные методики, нестандартные подходы к обучению и воспитанию интересны не только профессиональному сообществу, но и родителям.

Конвергентный класс

Светлана Большещапова, директор средней школы № 19:

— Конвергентное образование — создание для учащихся такой образовательной среды, которая дает возможность интегрировать знания разных предметов. Дети на уроках и вне их учатся познавать мир как единое целое, а не как набор отдельных школьных дисциплин. Базовыми предметами являются математика, физика, химия, биология.

Занятия по ним ведут вузовские педагоги. Кроме того, упор сделан на практическую деятельность и использование новейших цифровых технологий в условиях современного оборудования учебных лабораторий. Таким образом, ученики вовлечены в активную научную, проектную и исследовательскую работу. Раз в неделю учащиеся конвергентного класса посещают ИРНИТУ.

В конвергентном классе нашей школы № 19 обучаются 30 восьмиклассников из разных районов Иркутска. Для зачисления в него в прошлом учебном году школьники представили научно-технические проекты и прошли тестирование. В течение года ребята продолжают исследовательскую деятельность. Она требует комплексных знаний, умения анализировать и делать выводы. Фактически они готовятся к будущей студенческой, а затем и научной работе, расширяют свой кругозор. Академические знания, дополненные практическими навыками, делают обучение более интересным и увлекательным для учащихся.

Культура языка общения 

Владимир Безденежных, директор гимназии № 25:

— Тема программы развития нашей гимназии — «Инкультурация как универсальный механизм развития личности гимназиста». То есть в процессе качественного гимназического образования мы стараемся воспитать интеллектуальных, высокообразованных и культурных представителей будущей элиты нашего общества. Один из инструментов программы — проект «Единая речевая среда», направленный на улучшение качества речевой культуры (устной и письменной) через введение единого речевого режима в гимназии.

Единый речевой режим вводится с начала нового учебного года и является обязательным требованием для всех учащихся и педагогов. Сегодня назрела острая необходимость не только школам, но и всему обществу вернуться к традиционным нормам и правилам русского языка. Приоритетом должна стать красивая, грамотная, логичная и понятная устная и письменная речь.

Сохранить здоровье с детства 

Ольга Обушенко, директор школы № 37:

— Школа № 37 работает по методике В.Ф.Базарного, реализуя здоровьесберегающие технологии в образовании. Почти 10 лет это одно из важных направлений деятельности нашего коллектива. Чтобы сохранить здоровье школьников, мы используем, например, режим моторной свободы динамических поз. Во время занятий дети могут работать, сидя за столом или стоя за конторкой. Это обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем.

При работе с наглядными пособиями мы применяем сенсорно-дидактические подвески, на которых учебный материал располагается на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, — «режим зрительных горизонтов», когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых коромыслах, которые подвешены к потолку в четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, школьники должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи. Физкультминутки проводятся с офтальмотренажером.

Здоровьесберегающие технологии, которые мы используем, накопленный опыт позволяют не только сохранить здоровье у детей, но и повышают качество образовательного процесса.

Особенные дети 

Елена Безрукова, заведующая детским садом № 18:

— В нашем дошкольном учреждении успешно реализуется проект «Лекотека», направленный на воспитание детей, которые по причине заболеваний не могут посещать детский сад постоянно и находиться в больших группах. Для таких особенных ребятишек в рамках проекта предусмотрены индивидуальные занятия со специалистами: логопедами, дефектологами, психологами. У нас есть специально оснащенная комната, закуплено все необходимое оборудование. Мы провели достаточно объемный ремонт, приспособив помещение для детей, которые к нам приезжают на колясках.

Педагоги, учитывая сложности со здоровьем своих воспитанников, прилагают все усилия для их адаптации и социализации, стараются создать теплую атмосферу, устраивают общие мероприятия, праздники.

Такие экспериментальные ресурсные площадки помогают нашим подопечным преодолевать сложности взросления и воспитания, делают их жизнь более наполненной и интересной. Надо заметить, что посещение лекотеки абсолютно бесплатное, но необходимо направление психолого-медико-педагогической комиссии.

Университет для родителей 

Екатерина Фещенко, заведующая детским садом № 179:

— Задачи психолого-педагогического просвещения родителей мы считаем особенно актуальными и востребованными в настоящее время. Поэтому на базе нашего учреждения реализуется проект «Родительский университет». Специалисты детского сада в рамках этого проекта занимаются обучением и просвещением самих родителей, многие из которых не обладают необходимым опытом воспитания. Тематика таких встреч планируется заранее, она соответствует современным проблемам взаимоотношений детей и их родителей. Встречи проводятся в различных форматах с использованием интерактивных образовательных методов.

Территория здоровья 

Елена Булавкина, заведующая детским садом № 129:

— Приоритетным направлением работы нашего коллектива является создание комфортной среды для пребывания детей, их воспитания и развития. С 2019 года у нас реализуется программа «Детский сад — территория здоровья». В ее основе лежит необходимость формирования навыков здорового образа жизни у детей как условия повышения качества дошкольного воспитания.

Кроме того, детский сад № 129 является муниципальной ресурсной площадкой для темы «Ранний возраст в системе дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы». Наши педагоги применяют самые современные образовательные технологии, такие как интеллект-карты, квест-технологии, технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей. Высокий уровень качества образовательных услуг учреждения обеспечивается профессиональным коллективом педагогов, хорошей научно-методической и материально-технической базой, устоявшимися отношениями социального партнерства с городскими учреждениями культуры и образования.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио