Держись своей полосы. За нарушениями правил проезда по «выделенке» на улице Трактовой в Иркутске следят камеры

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #7 (1143) от 1 марта 2024

Выделенная линия для общественного транспорта появилась в Иркутске чуть больше двух лет назад. Во время масштабного ремонта на улице Трактовой проезжую часть расширили и крайние правые полосы в обоих направлениях оформили как проезд исключительно для пассажирских автобусов. Тогда же улицу оборудовали соответствующими дорожными знаками «Полоса для маршрутных транспортных средств». Ожидалось, что это решение сократит пассажирам время в пути, однако с первого дня открытия дороги «вау-эффекта» не случилось: автомобилисты будто не замечали знаков и спокойно пользовались «выделенкой» как обычной полосой, пока на дорогу не вышли сотрудники ГИБДД. Первые штрафы заставили водителей обратить внимание на новые знаки и разметку для крайних правых полос проезжей части, но по-настоящему свободной выделенная линия стала только сейчас, когда следить за поведением водителей начали новые комплексы фотовидеофиксации «Страж».

Как часто вы бываете на улице Трактовой? У одних маршрут по ней выпадает раз в году — в гости или по делу, для других это ежедневная дорога на работу или учебу.

— Уже несколько лет живу в Ново-Ленино, а работаю в районе политеха. И два-три года назад этот маршрут был для меня настоящим испытанием, ремонт Трактовой и путепровода на Джамбула закалил мои нервы, — вспоминает Тамара Нестеренко. — Сегодня ситуация совсем другая! Я могу позволить себе выйти из дома не за полтора-два часа до работы, а за час. Мыслимая ли роскошь? Закончились все ремонты — это одно, а второе — выделенная линия для общественного транспорта однозначно делает свое дело! Я своими глазами вижу, как наш автобус движется вперед, тогда как две другие полосы в час пик превращаются в плотные колонны и едут медленнее нас.

Однако еще несколько месяцев назад ситуация была другой: выделенные линии хоть и были более свободными, чем другие, но все же далеко не все водители соблюдали правила — многие запросто позволяли себе выехать на полосу для автобусов и спокойно по ней двигаться, несмотря на знаки.

— Я работаю на 37-м автобусе с 2010 года и, конечно, вижу, как изменился город и конкретно мой маршрут, — рассказывает Алексей Попович, водитель МУП «Иркутскавтотранс» (репортер «Иркутска» подсела в кабину к Алексею, чтобы своими глазами увидеть, что сейчас происходит на «выделенке»). — Что касается улицы Трактовой, то, бесспорно, после ремонта она стала гораздо лучше, чем лет десять назад. Да и автобус, на котором я уже почти два года езжу, сильно отличается от старого пазика — комфортнее и мне, и пассажирам.

И если качество проезжей части и автобус Алексея радуют, то вот соблюдение участниками движения правил — не всегда.

— Пассажирский транспорт во все времена имел приоритет, но сейчас водители как будто это забыли или никогда не знали. С остановочных карманов не выпускают, при перестроении тоже особо никто не уступит. Более того, зачастую еще и сигналят, будто я нарушитель, а они мне делают одолжение, — рассуждает Алексей Попович.

Именно это до недавнего времени происходило на улице Трактовой, несмотря на появление первой в городе выделенной полосы для общественного транспорта.

— Многие водители вообще не понимали, что это такое. Ездили как обычно и не задумывались, что означают дорожные знаки. Видимо, считали, что это указание для нас — дескать, движение автобусов только по этой полосе, — улыбается Алексей. — Понадобилось время и множество смен дежурства сотрудников ГИБДД, чтобы водители наконец заметили эти знаки и подумали — а что происходит? Почему на крайней правой полосе нарисован значок А — автобус?

Конечно, свою роль сыграли и СМИ, рассказывавшие о появлении «выделенки», и полицейские, бдительно следившие за соблюдением Правил дорожного движения на Трактовой. Вероятно, имело место и просто человеческое любопытство — водители наконец освежили в памяти подзабытые после уроков теории в авто­школах значения дорожных знаков. Так или иначе многие (но все же не подавляющее большинство) перестали заезжать на полосу для пассажирского транспорта.

— Ситуация улучшилась примерно год назад, — продолжает Алексей. — Но все равно мы очень ждали появления камер! Знали, что их должны установить, и регулярно спрашивали у начальства: «Когда же наконец?»

Понять нетерпение водителей легко: в отличие от пассажиров, они находятся в движении, на дороге целый день, а ожидание в пробках порой доходило до нескольких часов, хотя расчетное время 37-го маршрута «от конечки до конечки» — около 50 минут.

— Раньше, если собиралась пробка, можно было катиться по улице Трактовой 30–40 минут. Сейчас проезжаем за 7–8 минут со всеми остановками, заминками и светофорами! Разница колоссальная, — отмечает Алексей.

Между тем мы с Алексеем как раз выезжаем на улицу Трактовую, и перед нами — свободная полоса. А слева от нас — два ряда машин: пятница, 16 часов 15 минут.

— Смотрите, сейчас перед нами чистая дорога, но пройдет еще полчаса, начнется час пик, и люди из левого ряда начнут мигрировать на мою полосу в надежде хоть немного сократить время в пути. К камерам еще не все привыкли, забывают, а кто и вовсе не знает, что они уже заработали, — объясняет поведение людей на дороге Алексей.

Впрочем, любоваться примерным поведением иркутских автовладельцев нам пришлось недолго. Уже через пару минут на выделенную полосу выехал микрогрузовик, еще через минуту — черный «Порш» без номеров: ему штраф не грозит. Потом за обогнавшей автобус скорой помощью пристраиваются еще пара легковушек.

Можно допустить, что кому-то из них нужно свернуть на прилегающую полосу — это допускается, кто-то, возможно, просто не знает о выделенной полосе.

В ГИБДД говорят, что первые штрафы в размере 1500 рублей иркутяне получили уже в январе.

— Улицу Трактовую снабдили камерами, фиксирующими нарушителей правил движения по выделенной полосе, в конце 2023 года, а в последних числах декабря, после отладки оборудования, они начали полноценную работу, — поясняет Антон Куриленко, начальник отделения по пропаганде отдела ГИБДД МУ МВД России «Иркутское». — Всего здесь установлено девять комплексов «Страж»: пять нацелены на полосу движения, ведущую в Ленинский округ, еще четыре — на встречной стороне дороги, по пути на Иркутный мост.

Статистика от Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) показывает, что только за первый месяц этого года на улице Трактовой было совершенно более 6,5 тысячи административных правонарушений. Водителям направлены соответствующие документы для привлечения их к административной ответственности.

— На первоначальном этапе сотрудники ГИБДД работали с автовладельцами в части профилактики нарушений правил дорожного движения, — рассказывает Антон Куриленко. — Вели разъяснительную работу, помогали обратить внимание на то, что размещены специальные дорожные знаки, что необходимо соблюдать их требования и исключить выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта. В дальнейшем эта работа переросла в привлечение к административной ответственности за нарушение требования данного дорожного знака, а после, уже в рамках областной комиссии по безопасности дорожного движения, которая проводится при аппарате губернатора, было принято решение о размещении комплекса фото- и видеофиксации, направленного именно на выявление и пресечение нарушений, связанных с выездом на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

К слову, эффективность работы «Стражей» отмечают и водители автобусов, и пассажиры. Теперь и те, и другие мечтают, чтобы выделенных полос в городе становилось только больше.

Ирина Покоева

Фото Ирины Белец

Выделенные линии для движения городского пассажирского транспорта появились на улице Трактовой в Иркутске около двух с половиной лет назад. Однако некоторые водители позволяли себе двигаться по «автобусной» полосе. Кто-то нарушал намеренно, желая поскорее добраться до места, другие выезжали на «выделенку» случайно, не зная об изменении схемы движения и не замечая знаков. Сегодня для всех этих случаев один ответ — штраф 1500 рублей: новые комплексы видеофиксации нарушений «Страж» введены в эксплуатацию и уже больше двух месяцев «следят» за водителями на улице Трактовой

На этой фотографии есть все: и знак, обозначающий, что правая полоса предназначена только для движения пассажирского транспорта, и нарушитель на синем грузовичке, и целых два ряда законопослушных автовладельцев — все они терпеливо стоят на свой полосе движения, ожидая зеленого сигнала светофора

Водитель МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Попович работает на маршруте № 37 около 15 лет. Он отмечает, что с появлением камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения ездить по улице Трактовой стало гораздо быстрее: «Выделенная полоса позволяет нам выполнять норму рейсов. Не всегда, конечно, ведь пробки случаются, к сожалению, по всему городу. Было бы идеально оборудовать весь город выделенными линиями для автобусов»

Нарушил — заплати

На этой неделе мы спрашивали у автовладельцев на улицах Иркутска: «А вам жаль водителей машин, которые получают штрафы за выезд на полосу для автобусов?»

Владимир, ювелирный мастер:

— Законы можно любить или не любить, но их нужно исполнять. Главное — не нужно наглеть. Наблюдаю за водителями в Иркутске: спешат, заражаются этой спешкой друг от друга — и в итоге на дорогах суета, сумбур и пробки. Убежден, если бы люди действовали спокойнее, то пробок бы не было и выделенная линия не понадобилась бы! Все бы везде успевали, если бы ехали единым потоком, а не так, что один еле-еле, а другие летят как сумасшедшие! Ну а уж если решили, что теперь на улице Трактовой такие правила проезда, то будьте любезны следовать этим правилам. А если решил нарушить, то придется заплатить, и жалеть тут некого и не о чем.

Виталий, логист:

— На Трактовой бываю регулярно и всегда стараюсь соблюдать правила дорожного движения. Но я вам признаюсь: прямо сейчас оплачиваю штраф за выезд на полосу, выделенную для движения пассажирского транспорта. Нарушение совершил абсолютно осознанно — мне было очень важно прибыть в назначенное место вовремя. Если человек, например, опаздывает на поезд или самолет, то, наверное, есть смысл выехать на выделенную полосу? Главное, не создавать аварийных ситуаций и никому не навредить. Мне жалко всех, но закон нужно соблюдать. Закон суров, но это закон. И он справедлив. Виноват — плати.

Ольга, менеджер по туризму:

— Я частенько бываю на улице Трактовой — путь на дачу лежит через ее отрезок. И вот уже пару лет испытываю странное чувство: с одной стороны, считаю, что нужно соблюдать правила, даже если нет камер. С другой, поворот направо из второй полосы — очень неудобное мероприятие. Разметка не позволяет мне раньше перестроиться, а тот отрезок, который для этого предусмотрен, слишком короток. В итоге приходится подолгу стоять и ждать, когда кто-нибудь в крайней правой полосе уступит место. При этом по этой полосе едут далеко не только автобусы, но и масса нарушителей! Поэтому мне не жаль тех, кого штрафуют — не будь их на «выделенке», я бы проезжала быстро и не создавала бы никому дополнительных помех.

Дарья, экономист:

— Нет, совершенно не жаль. Если ты нарушаешь правила дорожного движения, то все логично и законно. Наверное, иногородние водители могут не знать, что в Иркутске появилась выделенная линия для пассажирского транспорта, могут не заметить знак, но также можно не заметить знак ограничения скорости или «проезд запрещен» — а водитель обязан быть внимательным и осторожным. Ну а уж если нарушил, вольно или невольно, то придется заплатить.

Анна, студентка:

— Я считаю, что все справедливо: нарушил — плати. Здесь можно лишь посочувствовать, если человек нарушил случайно. Но заплатить все равно придется, потому что нарушение было, даже если оно случайное. Камеры фиксации нарушений беспристрастны, и обижаться тут не на кого, только на себя. Кстати, 1500 рублей — хороший стимул следить за знаками и соблюдать правила.

Ирина Белец

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио