Одна из важнейших проблем в сфере образования — нехватка учителей в школах города. Не каждый выпускник педагогического института Иркутского государственного университета идет работать в школу, некоторые из них покидают учебные заведения в поисках нового рабочего места. Подробно эту острую проблему обсудили депутаты на комиссии по социальной политике.
Средняя нагрузка на педагога в школах Иркутска составляет 1,8 ставки. Чтобы снизить этот показатель хотя бы до 1,3 ставки, необходимо дополнительно 1477 педагогических работников. В детские сады требуется 283 человека. Также свободно 13 мест на должностях руководителей дошкольных и общеобразовательных организаций: четыре вакансии в детских садах (№ 1, 25, 50, 184) и девять в общеобразовательных учреждениях (в школах № 2, 18, 32, 75, 77, центре образования № 10, вечерней сменной школе № 1, школе-интернате № 13, гимназии № 25).
— Не хватает почти 32 процента учителей. Педагог работает на ставку 1,8, то есть почти на две. Я считаю, что нам необходимо с этим бороться. Мы смотрим контрольные показатели: сколько пришло молодых специалистов, сколько пришло ранее и сколько осталось их работать в школе. И если ситуация не меняется, то это значит, что мы не создаем необходимых условий для учителей. Эффективность всех наших мероприятий минимальна, — прокомментировал депутат Александр Квасов. — Когда в 2016–2017 годах построили малосемейное общежитие для педагогических работников в Ново-Ленино, мы приняли решение построить такие же общежития и в каждом округе. И я считаю, что это необходимо реализовать для привлечения специалистов в сферу образования.
Чтобы решить вопрос с нехваткой кадров в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, администрацией Иркутска и городской думой были приняты первоочередные меры для поддержки молодых специалистов (до 35 лет): повышающие коэффициенты, единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей, ежемесячная компенсация расходов на оплату найма жилья (но не более 15 тысяч рублей), ежемесячная надбавка учителям за квалификационную категорию, наличие ученой степени или ведомственной награды. Также предоставляются жилые помещения в общежитиях, выплата на частичную оплату строительства жилья, а молодым семьям — социальная выплата на приобретение жилья. За счет муниципального бюджета оказывается материальная поддержка студентов на целевом обучении в вузе.
Помимо этого, в областном центре открыли восемь педагогических классов в школах № 23, 40, 15, 26, гимназиях № 2 и 3. В этих классах обучается 185 старшеклассников.
— Пока заработная плата будет такой, как сегодня, мы не сможем ничего сделать. Мы работаем с молодыми специалистами, со школьниками в педагогических классах. Но когда они начинают получать свою заработную плату, часть из них уходит из школы. Сегодня ставка учителя составляет восемь (!) тысяч, — отметила депутат, директор школы № 31 Антонина Корочкина.
Также Антонина Корочкина предложила оплачивать педагогам санаторно-курортное лечение, а Виталий Матвийчук — обеспечить бесплатный проезд в муниципальном транспорте.
Депутат Сергей Золотухин отметил, что возмещение денег за аренду жилья, единовременная выплатам молодым специалистам привлекают новых работников, но также если будут реализованы меры социальной поддержки и для опытных педагогов, то это будет способствовать в той или иной степени решению проблемы.
Депутаты на заседании комиссии по социальной политике предложили администрации Иркутска составить дорожную карту по повышению заработной платы и привлечению молодых специалистов, в которой будут учтены инициативы народных избранников. Ее представят в марте текущего года.
Диана Ивчик
Фото Валентина Карпова
В школах Иркутска (на 1 января 2023 года) — 11 640 ставок для педагогов, при этом заняты только 7959 из них (68,4% от общего количества).
Вице-спикер городской думы, председатель комиссии по социальной политике Виталий Матвийчук: «Должен быть конкретный план действий, чтобы закрыть вопрос о нехватке педагогических кадров в школах. Прошлой осенью в школы пришло 120 молодых учителей. Чтобы решить этот важнейший вопрос с таким количеством новых педагогов, необходимо несколько лет»