Что наша жизнь? Игра! История о том, как хобби стало бизнес-проектом

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #45 (934) от 28 ноября 2019

Мы встретились с Иваном Волковым в его магазине, который называется Hobby Games. В цоколе — два больших стола у входа, в углу полки с макетами дворцов и замков, разноцветные коробки с настольными играми. Многие уже распакованы, их можно открыть, почитать правила, рассмотреть карточки, кубики, фишки и тут же поиграть, если захочется, причем и партнеры найдутся. Потому что Hobby Games — это не просто магазин, это клуб.

Кто придумал варгеймер

На улице шел снег и дул пронзительный холодный ветер. А здесь, за крепкими стенами цокольного этажа, было тихо, тепло и уютно. Хозяин магазина-клуба настольных игр Иван Волков оказался удивительным рассказчиком. Казалось, он знает о настольных играх абсолютно всё.

— Мое увлечение настольными играми началось с солдатиков. Но не с привычных примитивных фигурок, а с таких, которых самому надо собрать и раскрасить. Вообще, первый варгеймер придумал в XIX веке Герберт Уэллс. Точнее, разыгрывать баталии, используя оловянных солдатиков, начали задолго до этого, но правила для игры «Маленькие войны» разработал именно известный английский писатель-фантаст, — объяснил Иван.

Еще он рассказал, что серьезно увлекся настольными играми благодаря своему другу-архитектору. Именно он открыл Ивану, который учился тогда в политехническом институте на инженера-строителя, разнообразие возможных фигур и красоту созданной им самим армии. После политеха Иван Волков работал в строительной компании. Но так сложилось, что фирма просуществовала недолго. Пришлось искать себе новое применение.

— Какое-то время сидел без работы, потом пошел продавцом в магазин настольных игр, — продолжил Иван.

— Не страшно было так круто менять жизнь?

— Это только на первый взгляд кажется, что между строителем и специалистом по настольным играм пролегает пропасть. На самом деле большинство игр придумали люди с инженерным складом ума. Каждая настольная игра должны быть очень хорошо сбалансирована. Если какая-то из сторон будет иметь заведомое преимущество, играть станет неинтересно. Создание настольной игры — сложный процесс. Обычно на него уходит от года до трех лет.

Игровой ликбез

Из советского детства мне больше всего запомнилось, как вся семья собиралась вечером за большим столом и играла в русское лото. Вот из мешка один из игроков достает деревянный бочонок и громко говорит: «Дед. А сколько ж ему лет? 90». Еще были «барабанные палочки — 11», «чертова дюжина — 13», «туда-сюда — 69» и много чего еще.

— А у вас продается лото? — спросила я.

Иван был несколько обескуражен моим вопросом и провел для меня игровой ликбез. Оказалось, что игры делятся на два «лагеря»: европейские и американские. Первые рассчитаны на игроков, которые хотят увидеть результат своих усилий — стать победителем в соревновании, где надо включить смекалку, знания и характер. В американских же люди хотят получить удовольствие от самого процесса игры.

— Лото из вашего детства — это классический америтреш, в котором от вас ничего не зависит. Все отдано на откуп фортуне: повезло — выиграешь, не повезло — проиграешь. А вот шахматы, например, это евроигра, в которой минимум случайностей. Есть крутые сплавы из двух этих видов игр, например «Сыны анархии». Это евроигра, завернутая в оболочку америтреша. Люди, которые не хотят думать и считать, начиная играть, вынуждены это делать. И по итогу они вдруг осознают: «Ух ты, я поиграл в крутую стратегию, где мне приходилось думать», — увлеченно объясняет Иван.

Сам он отдает предпочтение играм, которые дают человеку возможность развиваться, расти. Но во всех без исключения настольных играх, и это их особенность, нужен партнер, соперник, компаньон, то есть вы всегда не одиноки.

— К нам нередко приходят покупатели, которые говорят: «Дайте мне такую игру, чтобы ребенок был ей занят, не лез ко мне и не сидел в телефоне». И они очень удивляются, когда узнают, что таких настольных игр не существует. С ребенком придется играть, иначе никак, — отмечает Иван.

Долой монополию! Да здравствует коммуникация!

Один из самых распространенных запросов, который слышат в магазине продавцы: «У вас есть «Монополия»? Такая игра в ассортименте Hobby Games есть, но не на прилавке, а далеко в шкафу, и купить ее удается только самым настойчивым покупателям.

— «Монополия» была создана в 1960 году и безнадежно устарела. Никто ведь в наши дни не приходит в магазин электроники и не задает вопрос: «У вас есть черно-белый телевизор?». Все покупают цветной. С «Монополией» примерно то же самое. Есть современные аналоги, например «Колонизатор», с элементами тактики, дипломатии. Имея на руках пять ресурсов, вы можете, договариваясь с другими игроками, менять один на другой, допустим, шерсть на рожь, получая выгоду. Если вы не договариваетесь, а копите ресурсы, то скорее всего проиграете. Эта игра длится час-полтора и учит вас коммуникации, в то время как в «Монополию» можно играть нескончаемо долго, и она надоедает, — поясняет Иван.

Чтобы человек, который, образно говоря, никогда не смотрел цветной телевизор, мог убедиться в его преимуществах перед черно-белым, Иван Волков открыл при магазине клуб, где каждый желающий может поиграть в имеющиеся настольные игры, собрав команду или подключившись к постояльцам.

Пока мы вели беседу, в Hobby Games с промежутком в несколько минут пришли три молодых человека — Роман Романенко, Дмитрий Скворцов и Роман Хандуханов. Все оказались студентами Иркутского госуниверситета и постоянными посетителями Hobby Games. На вопрос: «Не круче ли было бы посидеть дома, играя в компьютер?» — ответили, что у настольных игр есть свои преимущества.

— Одно другому не мешает, — сказал Роман Хандуханов. — Дома у нас есть компьютеры, но мы довольно часто приходим в клуб поиграть, во-первых, потому что есть возможность пообщаться, интересно провести время с друзьями. Во-вторых, прежде чем купить игру, ее надо освоить, понять, насколько она тебе интересна. Здесь у нас есть такая возможность.

Новичкам продавцы, а кроме Ивана в магазине работают еще два человека, помогают разобраться в правилах игр, рассказывают об их преимуществах и недостатках. Игры, которые не интересны продавцам, магазин не берет для продажи.

— Если мне что-то не интересно, то я не смогу заинтересовать этим другого человека, — убежден Иван.

Возможность обучиться игре и провести время в компании друзей стоит символические 100 рублей. Можно прийти в клуб в 11.00, когда он открывается, и играть за эти деньги до закрытия в 20.00. А игр, на которые можно потратить восемь часов, не так уж мало.

Внутри магазина вдоль одной из стен стоят большие щиты, которые кладут на столы, когда играют в сложные игры, например Warhammer 40 000, где одни только правила надо изучать несколько часов.

Клуб проводит также бесплатные обучающие игротеки, командные и семейные турниры.

Самое крутое, что может быть на свете

Hobby Games — один из ведущих российских производителей настольных игр. Проработав два года продавцом, Иван решил создать собственный бизнес-проект на основе франчайзинга.

— Я связался с центральным офисом Hobby Games, мы обсудили условия и начали работать, — рассказывает Иван.

Он и его команда из двух продавцов пристально следят за всеми новинками рынка. В этом году Иван привез с московской выставки «Игрокон» образцы новых игр. Их магазин пока не продает, они проходят проверку. Сначала их осваивают продавцы, а затем посетители клуба, и лишь после этого принимается решение брать игру на продажу или нет.

— Мы не хотим разочаровывать наших покупателей, а для этого нужно хорошо самим знать товар, — отмечает Иван Волков. — Если ты своим делом занимаешься хорошо и оно приносит тебе радость, то это самое крутое, что может быть на свете.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио